КОМУ НУЖЕН РОССИЙСКИЙ МАГНИЙ?

На выездном заседании члены комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета федерации обсудили проблемы поддержки российской промышленности на примере магниевой отр

Поделиться

На выездном заседании члены комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности

Совета федерации обсудили проблемы поддержки российской промышленности на примере магниевой отрасли

Сенаторы с интересом выслушали выступление генерального директора АО «АВИСМА. Титано–магниевый комбинат» Владислава Тетюхина, который дал полную картину положения дел в отрасли. Региональная власть открытий для себя не сделала: проблемы и «АВИСМЫ», и «Соликамского магниевого завода» знакомы ей не понаслышке. Что понравилось всем без исключения, так это отсутствие в изложении материала местнических интересов, государственный подход к судьбе отрасли в целом.

Впрочем, это неудивительно: вся российская магниевая промышленность сосредоточена в Пермской области. АО «Соликамский магниевый завод» и АО «АВИСМА» производят 10% мирового рынка магния. Этот металл имеет стратегическое значение. Большая часть его используется в процессе легирования сплавов, предназначенных для авиации и автомобилестроения (сегодня в европейском автомобиле содержится до 20 кг магния). Не может существовать без магния и оборонная промышленность в самом широком смысле слова, в частности — ракетостроение.

Между тем, российская магниевая отрасль выпала из сферы внимания государства и осталась один на один с мировым рынком, где идет жесткая конкурентная борьба. Общий спад в этой сфере производства обусловлен агрессивным вторжением в рыночную нишу китайского магния, дешевого и не слишком качественного. Доля китайских производителей за минувшие 10 лет выросла с нуля до 52%. Китайцы, по сути, вывели из строя несколько крупных заводов в США, Канаде, «закрыли» все европейские предприятия, за исключением тех, что находятся в Березниках и Соликамске.

Несколько сотен китайских производителей активно демпингуют, их продукция используется многими потребителями как «разбавитель» качественного российского металла.

Докладывая сенаторам об особенностях функционирования отрасли, генеральный директор АО «АВИСМА» Владислав Тетюхин задал несколько риторических вопросов.

Нужен ли России отечественный магний? Очевидно, нужен, поскольку он участвует практически во всех оборонных и инновационных программах. Нужен ли российский магний региону? Безусловно. Пермская область — единственный поставщик «крылатого металла» для промышленности страны. Кроме того, в этой отрасли занято около 8 тыс. человек, не считая смежников и инфраструктуры.

Есть и еще один аргумент. Магний в Китае — тот «конек», который, по мнению руководителей, должен вывести государство в светлое будущее, движущая сила экономики от Шанхая до Тибета. Этот металл вошел в программу 10–й пятилетки, на развитие около 300 предприятий-производителей магния выделены очень большие средства. Секрет «китайского синдрома» в дешевизне сырья, почти бесплатной энергетике и низкооплачиваемом труде. Противостоять этому натиску не могут даже крупные мировые корпорации.

Может ли в принципе вступить в конкуренцию с китайским магнием российский? Это был главный вопрос, на который сенаторы хотели услышать ответ.

На самом деле продукция российских предприятий конкурентоспособна по многим основным параметрам. Качество ее находится на уровне высшей отметки. В России существует хорошая магниевая школа, разрабатываются новые сплавы. Причем разработки сплавов для автомобилестроения идут совместно с учеными США и Европы. С точки зрения экологии российское производство также на высоте.

Критичными сегодня для «АВИСМЫ» и «Соликамского магниевого завода» являются тарифы на энергетику. В себестоимости металла 30% составляют именно эти затраты. Причем электроэнергия для таких предприятий является сырьем. Порог рентабельности для любых производств, которые основаны на электролизе — максимум 1,5 цента за 1 кВт/час. Для пермских предприятий сегодня тариф составляет 2,2 цента.

По словам Владислава Тетюхина, заводы попали в клещи. С одной стороны, идет рост тарифов и вывод предприятий за рамки физически обоснованной рентабельности. С другой — существует мощный пресс со стороны конкурентов из Китая.

Можно ли в такой ситуации удержаться на плаву? Можно ли провести уникальный эксперимент, объединив для решения проблемы опыт работы чиновников федерального уровня, административный ресурс на областном уровне и работу над максимальной эффективностью производства самих предприятий? Эти вопросы и были поставлены во главу угла. Если их не решить, уже на следующий год производить магний в России будет просто нецелесообразно.

Сами предприятия пытаются сделать то, что в их силах. Они понимают, что для Китая не может быть постоянно бесплатным сырье и топливо, что в конце концов их заставят вкладывать средства в экологию. Это неизбежно ограничит возможности демпинга. Но пока этого не произошло, российским производителям надо держаться.

Заводы делают необходимые шаги, чтобы занять другую рыночную нишу — более глубокой переработки металла, который стоит дороже. На «АВИСМЕ» идет монтаж установки непрерывной разливки магния, развиваются мощности литья под давлением. Предприятие входит с новыми сплавами в нишу автомобилестроения, участвуя в программах мировых автомобильных гигантов, таких, как Craysler. Но чтобы эти инициативы принесли эффект, магниевикам необходима поддержка.

Владислав ТЕТЮХИН, генеральный директор АО «АВИСМА»:

— Переход в другую конкурентную нишу требует ряда серьезных мероприятий. Для тех отраслей, которые работают на электролизе, необходимо ограничить тариф на энергоресурсы (если это невозможно, придется просто принять решение на уровне государства о закрытии таких энергоемких производств). Переход на продукты более глубокой переработки потребует инвестиций как из собственных средств предприятий, так и со стороны. Есть программа Минпромнауки, которая в принципе поддерживает подобные начинания.

Еще один выход — дать возможность предприятиям поработать на ФОРЭМ: нам нужно 2 года форы, чтобы осуществить намеченные планы. Такой подход будет шагом со стороны руководства области навстречу предприятиям.

И, наконец, придется думать о создании собственной энергетики. Новые современные магниевые заводы возводятся рядом с источниками электроэнергии. К примеру, в Австралии они стоят на гидроэлектростанциях, и стоимость энергии для них получается менее 1 цента за 1 кВт/час. Если мы сможем сделать для себя собственные генерирующие источники — это будет серьезным шагом в решении глобальной проблемы.

Сенаторы согласились с тем, что магниевая отрасль для России является стратегической. Представитель Законодательного собрания области в СФ Виктор Добросоцкий даже вспомнил одно из заседаний Совета безопасности РФ, где шла речь о скромной отрасли, производящей некий стратегический материал. Однажды это производство просто ликвидировали, потому что решили: выгоднее будет не производить, а покупать этот материал. Но продукт оказался настолько системообразующим и для оборонного комплекса, и для производства гражданской продукции, электроники, что потеря производства объемом в $100 млн обернулась для народного хозяйства утратой миллиардов долларов. Чтобы экономика не рухнула, это производство пришлось срочно восстанавливать.

После обнародования этого наглядного примера законодателям предложили взглянуть на проблему с позиций промышленного эгоизма, поскольку «мы в экономическом плане заблудились и подошли к черте».

Виктор ДОБРОСОЦКИЙ, представитель Законодательного собрания Пермской области в Совете федерации:

— Если рассматривать проблему по–крупному, надо провести ревизию, связанную со стратегическими отраслями нашей промышленности и подходами государства к этим отраслям. Нам надо перейти от рыночной «религии» к тому прагматизму, который является основой любой страны с развитой рыночной экономикой. Там, где отрасль является системообразующей, стратегической для страны, мы должны создавать особый режим экономики, государственной охраны. Но таким образом, чтобы отрасль при этом не деградировала. Опыт развитых стран говорит, что это — нормальная практика.

Есть предложение: проанализировать законодательство в части стратегических отраслей и посмотреть, какие меры следует предпринять, чтобы выстроить государственную политику.

Между тем, пути выхода из кризиса, предложенные генеральным директором «АВИСМЫ», были восприняты неоднозначно.

Аркадий КАЦ, вице–губернатор:

— Надо избегать упрощения. Вывести предприятия на ФОРЭМ — это все равно что больного лечить аспирином: мы собьем температуру, а проблему загоним внутрь. Это хотя и важно, но далеко не все. Реальный выход — в углублении переработки магния, увеличении инвестиционной и инновационной составляющих в технологическом процессе. Причем у «АВИСМЫ» для этого есть бизнес–план, высоко оцененный специалистами.

Проблема в том, что, когда предприятие обращается в федеральное министерство с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию, на бланке Минпромнауки РФ приходит ответ: «АВИСМА» является субъектом регионального рынка, тарифы на потребляемую энергию для нее устанавливает региональная энергетическая комиссия. И предлагается вывести комбинат на федеральный оптовый рынок решением РЭК.

Это — о принципах подхода федеральной власти к такого рода проблемам. Пример свидетельствует о том, что федеральной промышленной политики просто нет, и все проблемы механически переводятся на уровень региона. Если бы она была, то существовала бы и логика, механизм поддержки стратегически важных предприятий.

По мнению Аркадия Каца, при выводе предприятия на ФОРЭМ есть три проблемы.

Сам вывод на федеральный оптовый рынок возможен при расчете социально–экономического эффекта, как это значится в федеральных документах. Это должен делать регион, брошенный на произвол судьбы. Самого механизма выхода нет. Реально он однозначно обернется увеличением тарифов региональной энергосистемы для населения и бюджетной сферы: области предлагается, по сути, провести перераспределение путем увеличения нагрузки на социальный сектор, без указания источников компенсации. Кроме того, ФОРЭМ уже практически ничего не решает, поскольку цена на этом рынке тоже растет.

И еще одно: предприятие не сможет выйти на ФОРЭМ, если «Пермэнерго» не будет иметь тарифа, а рассмотрение этого тарифа проходит раз в 1,5 года.

Вице–губернатор предложил принять федеральную концепцию, которая устанавливала бы четкие правила игры для предприятий, региона, инвесторов. Они должны знать, каким путем надо идти, чтобы получать компенсации из федерального бюджета.

Подытожить эту дискуссию можно выдержками из доклада на тему законодательного обеспечения развития промышленного производства в РФ и Пермской области, который сделал заместитель генерального директора ИБГ «Парма», депутат областного Законодательного собрания Никита Белых.

В частности, он констатировал, что не всегда имеются взвешенные критерии при выработке направлений государственной поддержки предприятий. Критериями могли бы быть соответствие стратегическим интересам государства (обороноспособность, экология и т. д.), а также участие в решении жизненно важных социальных проблем (занятость, производство дешевой, с учетом платежеспособного спроса населения, продукции и пр.). Лишь соответствие установленным критериям позволит выстроить взвешенную структурную политику государства, призванную определить приоритетные направления развития и придать адресный характер установленным мерам поддержки.

Никита БЕЛЫХ, заместитель генерального директора ИБГ «Парма»:

— Есть устойчивое мнение: давайте, наконец, оценим наши конкурентные преимущества, поймем, в чем мы сильны, выделим приоритеты в развитии промышленных отраслей и «навалимся» на них всем миром, поскольку важнейшим условием обеспечения долгосрочного роста российской экономики является повышение ее конкурентоспособности.

Самое главное — нормативно–правовая база не носит комплексный характер. Лишь иерархически увязанная, комплексная система нормативно–правовых актов способна быть результативной. Такая система, как правило, включает 3 уровня нормативных правовых актов: концепция (стратегия) государственной структурной политики, рамочные нормативные правовые акты, программные и другие меры, конкретизирующие и детализирующие нормы второй группы нормативных актов.

В качестве примера некомплексного подхода к вопросам государственного регулирования можно привести практику применения таможенно–тарифных инструментов государственной поддержки отраслей промышленности. У таможенной политики есть 3 ключевые функции — фискальная, регулирующая и защитная. Все они важны для экономики страны. Но на практике, к сожалению, предпочтение отдается лишь одной функции — фискальной.

Крайне важно сегодня придать особый вес и значение регулирующей и защитной функциям таможенной политики. Например, для магниевой промышленности актуальным является проведение антидемпинговой политики по отношению к аналогичной китайской продукции, снижение экспортной пошлины.

Вне зависимости от результата, состоявшееся обсуждение имеет очевидный плюс: благодаря усилиям пермской законодательной и исполнительной ветвей власти региональные проблемы стали предметом обсуждения на федеральном уровне. Что уже хорошо.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться