КАФКА ВСЕГДА ЖИВОЙ
«Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» презентовала на прошлой неделе в пермской конторе Центробанка энциклопедию «Великая Россия. Имена»
«Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» презентовала на прошлой неделе в пермской конторе Центробанка энциклопедию «Великая Россия. Имена»
Академическая правопорядочность, плюс энциклопедический патриотизм, плюс казначейские интерьеры — дивные декорации для изысканного шоу самой что ни на есть столичной, модной в нынешнем политическом сезоне режиссуры.
Ценитель–эстет, едва перешагнув порог центробанковской одиннадцатиэтажки, сразу имел возможность восхититься наистрожайшей и высокотехнологичнейшей системой безопасности (будто тут в подвалах действительно хранятся десятки тонн денег), оттененной невиданной любезностью осуществляющих секьюрити милиционеров (ну, в самом деле, не золотой же запас Прикамья тут пылится?). А уж добравшись до конференц–зала, где назначена была презентация, истинный гурман не мог не насладиться деликатесным табльдотом приглашенных персон. Никогда еще не собирались под одной крышей пермские деятели столь непересекающихся рангов, взаимоисключающих менталитетов и полярного благосостояния — от бывшего первого секретаря обкома и милицейского генерала до библиотечной работницы и стесняющейся своего секондхэндовского прет–а–порте писательницы.
Художественное обрамление официальной части не предполагало, упаси Господи, никакой провинциальной вульгарности вроде боди–арта. Все было державно: актеры драмтеатра читали патриотические стихи, а «Кантус–квартет» спел патриотическую песню. Попытки репортера «Компаньона» вычислить смысл и оправдание существования «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка» следовали в таком логическом русле: ОРТ и РТР в последнее время все настойчивей рекламируют гениальность российских оружейников, молниеносность спецслужб, нерастраченную мощь ВПК и патриотический милитаризм политиков, и этот информационный тренд заставляет догадываться о пиар–отработке нового имперского имиджа пост–ельцинской России.
Однако при ближайшем рассмотрении десантировавшегося из Москвы президиума, состоявшего из полузабытого уже политика Ирины Залевской, а также двух академиков с харизмой доцентов (максимум), становилось очевидным, что очередная академия не прямым приказом кремлевских стратегов учреждена, но лишь, проворно угадывая конъюнктуру, поспешает структурно вписаться в создаваемую на наших глазах государственную идеологию. Если ж завтра слоганами дня вдруг станут не патриотизм, милитаризм и правопорядок, а, допустим, духовность, здравоохранение и потребительский аскетизм, то число академиков опять прирастет.
Пока же «академия злободневных проблем» в своей хозяйственной деятельности предпочитает опираться на имперскую риторику. Вице–президент Александр Корляков откровенно осветил прагматизм этой деятельности. Например, обращается в Академию некий думец. Ему нужно где–нибудь защитить кандидатскую диссертацию, поскольку за границей на межпарламентских мероприятиях на него, неостепененного, смотрят, как на недоучку. Защитился — и уже не стыдно людям в глаза глядеть. А владельцу фирмы, производящей на экспорт противопожарное оборудование, с тех пор как он посотрудничал с академией, уже не зарубежные партнеры условия сделок диктуют, а совсем наоборот: наш бизнесмен теперь — доктор философии.
Право же, эта свойская откровенность, дезодорированная актерской декламацией стихов, вокалом «Кантуса» и спичами о величии, сгущала кафкианскую атмосферу до предчувствия, что боди–арт все–таки покажут. Сидевшая рядом с репортером «Компаньона» Нина Горланова шепотом рассказывала, что ей никак не удавалось спровадить в психушку совершенно выжегшего алкоголем мозги соседа по коммуналке; уж она даже объявляла врачам, что является писательницей, демонстрировала свои книги и публикации в журналах. Медики одно твердили: мест в психушке нет. А вот если б Нина тоже сделалась академиком... Да предъявила полуторакилограммовый том энциклопедии «Великая Россия. Имена», с двуглавым орлом, оттиснутым на хорошем кожзаме переплета, и со статьей про себя...
Кстати, об энциклопедии. Около 12 тыс. статей о российских знаменитостях, из них 150 — пермяки. Вполне по–кафкиански некоторые персоны (например, засекреченные ученые) выведены в энциклопедии под псевдонимами. Чтобы не делать подарок ЦРУ.
Избранным гостям презентации, упомянутым в издании, этот том вручался в подарок, и предоставлялся микрофон. Например, Людмиле Сахаровой и Сергею Суханову, Татьяне Черновой и Раисе Зобачевой. А Валентин Герцен в ответ на неосторожную шутку Ирины Залевской о том, что «у генералов одна извилина, и та — от фуражки», заметил, что сейчас самый свежий прикол про обладателей красных лампас — «покажите, где расписаться». Борис Коноплев известил, что на днях вышла книга его мемуаров. Владиславу Петенко академики вручили «медаль им. Юрия Андропова», после чего новый директор завода им. Дзержинского пообещал, что и впредь будет крепить обороноспособность страны.
Есть информация, что продажная цена энциклопедии — $100. Но все же определенно утверждать, будто проект преследовал исключительно коммерческие цели, нельзя — невозможно представить, чтобы та же Нина Горланова смогла заплатить хоть символическую сумму за право быть упомянутой средь «имен великой России».
Впрочем, мало ли у нас амбициозных думцев и бизнесменов, коим приятно увидеть свои ФИО под одной обложкой с Александром Суворовым, Галиной Смагиной и псевдонимом засекреченного физика?
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.