Борис Кузнецов (1935–2013) — первый губернатор
В то время эта должность называлась — глава администрации области. Вопрос о том, кто займёт это кресло, решала сессия областного совета народных депутатов, но подобрать кандидатуру должен был Сергей Калягин, представитель президента РФ. Он провёл переговоры с тремя людьми: Семёном Харифом, очень прогрессивным директором «Горнозаводскцемента», Валентином Татарчуком, который тогда возглавлял Соликамский целлюлозо-бумажный комбинат, и Анатолием Щелконоговым, директором Соликамского магниевого завода.
Первые двое отказались по своим причинам. Возможно, их смутили правила игры: тогда предполагалось, что глав администраций области назначат на год, а после будет процедура всенародных выборов — бросать своё предприятие руководители не хотели. Щелконогов, вроде, согласился, но его не пропустила Москва. «Он слишком директор», — этими словами его кандидатура была отвергнута.
Стали рассматривать другие кандидатуры. Самой сильной была кандидатура Михаила Быстрянцева, который уже год возглавлял облисполком. В его послужном списке был завод «Коммунар», где он прошёл путь от ученика токаря до генерального директора, и председательство в областной плановой комиссии. Но, как говорят знающие люди: Быстрянцев «спалился» на августовском путче, заняв выжидательную позицию. Тогда это было равносильно предательству (аналогично подставился Дмитрий Вохмянин, возглавлявший КГБ Пермской области, в то время как Валерий Федоров, глава управления внутренних дел, проявил гибкость и пошел дальше по карьерной лестнице).
В связи с этим Москва (под которой тогда понимали людей Бурбулиса) сразу сказала, что Быстрянцев «непроходной».
Самыми слабыми были позиции у Александра Малофеева. Когда-то его карьера была идеальной: ПГУ, завод имени Ленина, первый секретарь горкома, председатель облисполкома с 1979 года. В 1984 году его за что-то снял Борис Коноплёв, тогда первый секретарь обкома КПСС, сместив на непыльную должность директора ПНИТИ. Там он и умер в 2010 году, отбивая атаки рейдеров, но тогда, в 1991 году, была последняя попытка его возвращения в большую власть. Она не удалась: он не котировался у «красных», а демократом не стал.
Геннадий Игумнов взял самоотвод.
Остался Борис Кузнецов, бывший начальник Камского речного пароходства. Когда он передавал своему сменщику Камское речное пароходство, по объёмам перевозок и по качественным показателям оно было вторым в СССР.
Один из участников этой эпопеи рассказывает: «Кузнецов не был ярким, но его ценили за взвешенность, за демократичность и порядочность. Кое-кто его считал «серым», безобидным и надеялся подмять под себя. При большой полярности конкурентов он устраивал почти всех. Кстати, потом та же ситуация повторилась в Госдуме, где он довольно быстро стал сначала лидером фракции и потом первым зампредом при конкурентах на голову выше его».
Борис Кузнецов управлял регионом с декабря 1991 года по январь 1996. В октябре 1994 года эта должность стала называться губернатор.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.