Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Рецепт победы

Знакомство с частным семейным архивом заставляет по-новому взглянуть не только на историю, но и на современность

Поделиться

Пока продвинутые пермские меломаны и интеллектуалы дни и ночи проводили на Дягилевском фестивале, в городе случались и другие, не столь громкие, но по-своему символичные культурные события. Например, встреча с Галиной Силиной — художницей, работающей в музее Пермского театра оперы и балета, которая 28 мая прошла в Пермской государственной художественной галерее в интерьере выставки «Тыл. Железные башмаки».

Фон для встречи был не случайным: Галина Силина показала часть огромного семейного архива, относящуюся к военному времени.

В первом ряду — Анатолий Крохалев и Ольга Девяткина Собственно, от семьи сегодня осталась она одна. Когда Галина совсем юной выпускницей художественного училища вышла замуж за заведующего музеем оперного театра, знаменитого фотографа Юрия Силина, он был старше её на 25 лет. Юрий и его отец стали для Гали абсолютно всем — самыми родными людьми и важнейшими учителями жизни. Мать Юрия — Ольгу Павловну Девяткину — Галина не застала: её уже год не было в живых.

Сейчас нет в живых и Юрия Силина… А Галина осталась его наследницей — она работает в созданном им театральном музее, а в свободное время разбирает огромный семейный архив. Участников встречи познакомили с той частью архива, которая относится к работе Ольги Девяткиной в годы Великой Отечественной войны. В то время Ольга Павловна была заместителем председателя горисполкома и вплотную занималась проблемами эвакуированных. Видимо, проблемы эти она принимала близко к сердцу и решала эффективно, потому что в архиве — бесконечное множество благодарственных пригласительных билетов на театральные, музыкальные и литературные вечера, которые устраивали в Перми «обитатели «семиэтажки» — деятели искусства, эвакуированные из Москвы и Ленинграда.

Ольга Павловна была, судя по всему, женщиной бережливой с претензией на вечность: в её архиве хранится буквально всё — не только театральные программки, но и билеты в театр! Совсем не красивые, серенькие, маленькие, с убогой полиграфией 1940-х годов… Но с каким трепетом брали их в руки специалисты-музейщики! Ведь подобных раритетов не сыскать даже в театре, там такую мелочь никто не подумал хранить. А билетик так и дышит тем временем, когда «музы не молчали», когда страна одновременно воевала и танцевала, создавала новые виды оружия и новые книги, распределяла хлеб по продовольственным карточкам и… выращивала цветы.

По поводу цветов — особое, совершенно удивительное наблюдение: в рабочей книге горисполкома за 1943 год — множество записей о высадке цветов на газоны вдоль Комсомольского проспекта, о благоустройстве дворов. Казалось бы, зачем — в такие-то годы?! Создаётся впечатление, что жители тыла изо всех сил старались сделать жизнь людей достойной, цивилизованной. Кажется, что это их гражданское сопротивление войне: что бы там ни происходило на фронте, мы должны оставаться людьми культурными, иначе — мы побеждены.

В архиве Ольги Девяткиной не только документы, но и книги. Много — десятки! — книг, изданных в Молотове в 1942—1944 годах. В литературном альманахе «Прикамье» — свеженькие, только что написанные произведения Юрия Тынянова, Василия Каменского, Евгении Трутневой, Геннадия Гора (оказывается, знаменитый фантаст в те годы тоже обитал в Молотове), а редактор — легендарный Александр Спешилов. Отдельные издания — книги Вениамина Каверина, Веры Пановой, «Подлиповцы» Фёдора Решетникова… Мифы Древней Греции!

Особый разговор — о книгах с дарственными надписями. Среди эвакуированных была, оказывается, мать поэта Константина Симонова, которая подарила Ольге Павловне сборник стихов сына и подписала его: «Милой Ольге Павловне в знак сердечной признательности за тёплое внимание». Ещё одну книгу Александра Леонидовна Симонова подарила на день рождения Юре Силину, который был тогда дошкольником. Одна страничка в книге вырвана, по этому поводу есть семейная легенда, которую рассказала Галина Силина: страничку вырвала сама Александра Леонидовна со словами «Пусть Юра прочитает, когда ему исполнится 18 лет. И пусть всегда радует маму, как меня радует мой сын!».

Ещё одна дарственная надпись — на программке балета «Гаянэ», мировая премьера которого состоялась в Молотове в декабре 1942 года. Спектакль был поставлен силами театра им. Кирова (нынешний Мариинский), художником-сценографом был Натан Альтман, главные партии танцевали Наталия Дудинская, Константин Сергеев и Татьяна Вечеслова. А программка подписана автором музыки — Арамом Хачатуряном, который тут же, в Молотове, этот балет и сочинил.

И, конечно, в архиве много писем, в том числе «треугольничков» с фронта. Ольга Девяткина переписывалась со множеством людей — совершенно чужих людей, вообще не родственников и даже не друзей детства! Например, долгие годы вела переписку с Героем Советского Союза Анатолием Крохалевым и его женой.

Эти письма — документы весьма поучительные. Они длинные, обстоятельные, со множеством описаний, изобилующих литературными оборотами. Аккуратные, разборчивые почерки, хороший синтаксис. Люди писали их на фронте, в обстоятельствах, о которых страшно подумать, и им было не лень писать длинные, почти художественные письма — просто знакомым. Там стреляют, там холод и грязь — а им не лень думать о запятых, о строчных и прописных буквах.

Историки, музейщики, архивисты ахали и охали, видя, как легко Галина Силина отдаёт в чужие руки эти листочки: «Да это же можно брать только в перчатках!», но тут же хватались за фотоаппараты и лихорадочно копировали уникальные документы…

…Документы, которые многое заставляют понять о том, почему всё-таки Советский Союз победил в той войне. Если есть силы сажать цветы, издавать книги, ставить спектакли, писать письма знакомым и думать о запятых — значит, есть силы и для победы.

Сегодня же, когда читаешь социальные сети, когда слышишь сетования о том, что нет средств на издание книг, на закупку картин для художественной галереи, на переселение той же галереи, когда в очередной раз дежурно произносишь: «Писать некогда, позвоню!» — всё чаще кажется, что нас победили.

Мы проиграли какую-то особую войну, и проиграли, кажется, уже безнадёжно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться