Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Марат Биматов: Наш опыт, пожалуй, самый живой

Президент Пермской торгово-промышленной палаты рассказал о новых трендах в профессиональном образовании

Поделиться

В начале июня в составе российской делегации Марат Биматов принял участие в Туринском процессе (г. Турин, Италия). В составе делегации Пермская ТПП оказалась на международной конференции методологов развития профессионального образования по приглашению российского Министерства образования и науки. Если не брать в расчёт столицу, то можно сказать, что в Турине были представлены два российских города — Санкт-Петербург и Пермь, причём эксперт из Петербурга был со стороны системы образования. Пермяков позвали в связи с тем, что Прикамье, по сути, единственный регион, где развита практика реального участия бизнеса в модернизации среднего профессионального образования.

Марат Биматов

Марат Биматов

— Насколько полезен был визит в Италию? В чём заключаются особенности Туринского процесса?

— Туринский процесс — это система регулярных международных конференций, на которых Европейский фонд образования (ЕФО) представляет обзор развития профобразования и обучения (ПОО) в странах Европы и странах, с которыми он сотрудничает.

Первый цикл Туринского процесса стартовал в 2010 году. Участвовали 22 страны из 29 государств — партнёров ЕФО. С каждым годом число участников растёт. Мотивация проста — доступ к уникальным аналитическим отчётам и моделям развития систем профобразования. Это помогает понять общемировую «систему координат», получить информацию о новых методиках оценки и прогнозирования развития ПОО. Анализ ситуации строится на основе данных из широкого круга источников. Очень чётко выстроен процесс обсуждения.

— А если подробнее? Какую реальную выгоду это даёт участникам?

— Выгода — в выработке общего понимания среднесрочной перспективы в части подготовки современных кадров. Такой взаимообогащающий процесс, в ходе которого территории, находящиеся на разных уровнях развития профтехобразования, могут успешно решить ряд сложных задач. Или как минимум получить базу для решения.

В проекте задействованы государства Ближнего Востока, бывшего Советского Союза (члены ЕС обсуждают проблемы профессионального образования в рамках Копенгагенского процесса), для них это первый шаг на пути к совершенствованию систем подготовки кадров, к определению приоритетов, к стратегии. Туринский процесс позволяет выстраивать систему профессионально-технического образования в единой международной канве, но с учётом страновых особенностей, социально-экономических факторов, в том числе миграции. При желании, использовав инструменты ЕФО, можно увидеть, как те или иные изменения в системе профобразования увязываются с ситуацией в экономике в целом.

В Туринском процессе выработана единая система докладов. Каждое государство готовит национальный доклад о состоянии и перспективах развития профессионального образования. Это стандартный документ для всех стран-участниц. В результате систематизируется понимание процессов, все приходят к общему знаменателю, каждый может в процессе подготовки доклада увидеть свои слабые и сильные стороны, наметить шаги по совершенствованию, получить рекомендации.

— И получить реальную помощь?

— Цель процесса — помощь странам в совершенствовании профобразования, сопровождение проектов, в том числе с выделением грантов. В этом году российский проект успешно прошёл предварительный отбор, но на конечном этапе победили другие претенденты. Хотя куратор по России не исключает, что на следующий год страна может получить грантовую поддержку.

В этом году кураторы от фонда выезжают в два города РФ — Санкт-Петербург и Оренбург, где будут знакомить региональных чиновников с методологией Туринского процесса. А Минобрнауки России уверен, что в перспективе в той или иной мере в этом должны быть задействованы все субъекты РФ.

Да, Россия готовит свой нацдоклад, при этом было бы логично, если бы каждый субъект делал свой региональный доклад, что позволило бы определить место в общем процессе не только страны в целом, но и отдельных территорий России. Это шанс для регионов пройти обучение в рамках Туринского процесса, получить поддержку методологическую и, возможно, финансовую.

— Какие тренды сегодня существуют в этой сфере?

— Мы выслушали доклады чиновников ЕБРР и экспертов ЕФО, специалистов, которые характеризовали общую стратегию и экономику рынков труда. Общий вывод такой: сегодня нужно думать о том, что в перспективе рынку потребуются не только «узко заточенные» специалисты, умеющие работать на конкретном оборудовании. Технологии и оборудование меняются очень быстро, и поэтому система образования должна готовить кадры новой формации. Они должны быть мобильны, мыслить креативно, уметь оперативно перестраиваться, постоянно повышать свои компетенции.

В рамках Туринского процесса обсуждается и направление, связанное с развитием предпринимательства. Экономические изменения, которые сегодня происходят, вынуждают многих становиться предпринимателями по необходимости, поскольку крупные предприятия не могут обеспечить всех рабочими местами. Роль Туринского процесса видна и здесь. Также его задача — в структурировании миграционных потоков. По сути, он затрагивает все возможные направления формирования производительных рабочих сил.

Мы говорим о том, что мир уже не будет прежним. В условиях постоянных изменений нельзя получить специальность или профессию и спокойно до пенсии работать с этими знаниями. Лозунг Туринского процесса — Working together. Learning for life («Работаем вместе. Учимся всю жизнь»). Каждый человек должен понимать, что он должен быть постоянно готов к приобретению новых знаний и навыков.

Россия, так или иначе, встраивается в мировой процесс. В части оценки квалификации рабочей силы она участвует в мировом движении WorldSkills. В части исследовательской базы, методологии она вошла в Туринский процесс. Это действительно тренд.

— Как на этом фоне, на ваш взгляд, чувствует себя Прикамье?

— Четыре года назад, готовясь к старту проекта «Рабочие кадры «под ключ», Пермская ТПП искала по-настоящему качественную, образцовую модель подготовки кадров. И нашла её в Германии, где очень развито дуальное обучение. Мы начали выстраивать свою систему, ориентируясь на наших зарубежных коллег. Знакомили с их опытом всех наших партнёров — и бизнес, и систему образования. И не потому, что «заграничное — значит лучшее», а потому, что этот подход Германии доказал свою эффективность. Он является общепризнанным и помогает выходить из «местечковых» стандартов.

Ещё одна тема — WorldSkills (мировая система чемпионатов профессионального мастерства). Пермский край включается в это движение с целью получить срочный срез результатов подготовки рабочей силы. И даже есть первые результаты. С полуфинала Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в Приволжском федеральном округе наш регион привёз три медали. По итогам Национального чемпионата WorldSkills Russia — 2015, проходившего в Казани этой весной, у студентов пермских ссузов две медали: золото в компетенции «Web-дизайн» у Александра Савельева и серебро в компетенции «Ландшафтный дизайн» у Алёны Бутолиной. Вопрос в другом. Полученные награды — это продукт таланта отдельных ребят или результат системной работы профобразования? Скорее всего, пока первое. Для второго варианта нужны программы обучения и практики, выстроенные под потребности экономики. Над этим нам всем ещё предстоит поработать.

На региональном уровне Пермской ТПП для краевого минобрнауки удалось выстроить прозрачную систему формирования заказа бизнеса на подготовку кадров, плюс Прикамье участвует в реализации федерального проекта по развитию дуального обучения и начинает строить систему независимой оценки качества подготовки кадров. Но у нас ещё есть «слепые» пятна. Например, никого особо не интересует «вклад» системы профобразования в количество безработных, отсутствует система прогнозирования баланса трудовых ресурсов. Каждое ведомство видит только свою узкую часть проблемы, а комплексная оценка рынка труда пока, увы, отсутствует. Какое количество мигрантов необходимо региону, чтобы снизить себестоимость производимой продукции? Как привлечённые мигранты повлияют на трудоустройство молодёжи, получающей образование?

Баланс трудовых ресурсов если и будет формироваться, то пока очень условно. Развитие предпринимательства точно не решает проблемы занятости и самозанятости. А если даже и решает, то чиновники не видят здесь прямой связи с профподготовкой. В этом смысле есть надежда на Туринский процесс. Он как раз прекрасно демонстрирует эти увязки. Он учитывает четыре основные группы индикаторов: экономические, демографические, индикаторы рынка труда и развития образования.

В части экономики анализируются, например, темпы прироста валового внутреннего продукта (как вариант — ВРП) на душу населения, изменения индекса конкурентоспособности. Демографический аспект — прирост населения, продолжительность жизни, международная, межрегиональная и внутренняя миграция. Сектор «Рынок труда» — это занятость по секторам экономики, темпы прироста стартапов, уровень безработицы, в том числе молодёжной. К сектору «Образование» относятся такие показатели, как уровень образования населения с разбивкой по возрасту и полу, госрасходы на подготовку кадров в процентах от ВВП, коэффициент охвата по уровням образования, включая непрерывное профобразование и обучение…

И главное здесь — сбалансированный подход, позволяющий руководителям, курирующим развитие экономики и образования, совместно выработать меры, позволяющие системе профобразования положительно повлиять на экономику и рынок труда.

— Какую роль в целом играет профобразование?

— Этот вопрос обсуждался в Турине. Роль профобразования экономическая или социальная? Главная задача — это снижение безработицы, декриминализации молодёжи, или же мы создаём высокопроизводительные рабочие силы, которые будут поднимать экономику? Какова доля «социальных» обучающихся? А доля экономически востребованных выпускников? Как оптимально измерить участие работодателей в этом процессе? На эти вопросы однозначного ответа пока нет.

Кроме того, часть участников Туринского процесса говорила и о том, что они не могут на уровне своих стран формировать заказ на кадры и строить реалистичные прогнозы, поскольку зависимы от быстро меняющихся внешних факторов.

— Означает ли это, что перед Пермской ТПП сегодня ставятся некие нестандартные задачи? Можно ли в регионе туринский опыт проанализировать и им воспользоваться?

— Можно и нужно, но палате будет сложно и даже невозможно решать глобальные задачи без поддержки краевых минобрнауки, минэкономразвития, минпромторга. Мы можем на основании общих данных подготовить региональный доклад по стандартам Туринского процесса, но это не совсем наша задача. Более того, она требует тех или иных управленческих решений, которые легче принимаются, если выработаны в процессе совместного обсуждения. Когда вы получаете готовый документ со стороны, у вас и отношение к нему как к стороннему.

ТПП как организация, представляющая интересы бизнеса, заинтересована в том, чтобы профильные министерства вместе решали задачи по изменению системы подготовки рабочих кадров в регионе. Нам также кажется полезной идея о создании в Прикамье межрегионального центра развития Туринского процесса. Это позволило бы зафиксировать ведущую роль субъекта, накопить опыт и знания, которыми мы в перспективе могли бы делиться с другими регионами, укрепляя тем самым лидерские позиции Пермского края.

— Но мы ведь уже сделали хороший задел. Прикамье на хорошем счету в плане модернизации систем подготовки кадров…

 — Да. Нас, например, радует, что, по мнению представителей федерального Министерства образования и ФИРО, Пермский край входит в число передовых, поскольку здесь видны организующая роль палаты и активность бизнеса, размещающего заказы для учреждений профобразования. Кроме того, сейчас Агентство стратегических инициатив готовится к подведению итогов федерального проекта по развитию дуального обучения. В результирующий документ отдельным разделом должно войти описание пермской практики, заслужившей высокие оценки экспертов. Для некоторых российских регионов пермские показатели до сего дня остаются недостижимым результатом.

У нас 1000 организаций-партнёров на уровне территории. Пермская ТПП в еженедельном формате работает с учебными заведениями и работодателями. Методические документы пермского проекта «Рабочие кадры «под ключ» вдохновили на активную работу многие регионы, где в этой деятельности пока превалирует не бизнес, а административная составляющая. Наш опыт уникальный и, пожалуй, самый живой. Безусловно, предприятия в последние годы сами стали формировать систему подготовки кадров, но в текущем режиме, не всегда задумываясь о перспективах. Когда к этому процессу подключилась палата, сработал «спусковой механизм». ТПП стимулировала инициативу, и бизнес начал строить стратегию на три—пять лет, планировать сотрудничество с системой профобразования.

В марте этого года глава правительства Дмитрий Медведев подписал документ «Комплекс мер, направленных на совершенствование среднего профессионального образования (СПО) на 2015—2020 годы». Во многом благодаря Прикамью и активной позиции палаты в шести пунктах этого документа теперь обозначена сфера ответственности ТПП РФ. Это означает, что мы будем принимать участие в определении топ-50 самых важных для экономики России профессий и специальностей, в формировании моделей профориентации, практико-ориентированного обучения и механизмов оценки и сертификации квалификаций.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться