Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермь как зеркало Парижа

В галерее «Марис-арт» открылась выставка, посвящённая Дню города

Поделиться

Будучи галереей, последовательно поддерживающей пермских художников, «Марис-арт» и к пермской теме относится по-особенному. Каждый год ко Дню города — 12 июня — в галерее открывается посвящённая Перми выставка. Бывает, ради этого реализуются большие творческие проекты: именно так появилась на свет знаменитая живописная серия Анатолия Филимонова «Пермь 100 лет назад».

Марис-Арт

  Вадим Зубков

Нынешняя выставка, объединившая около 40 работ 12 художников разных поколений, получила задорное и даже слегка вызывающее название, заимствованное из песенки Булата Окуджавы «Наш городок Парижу не уступит». Арт-директор галереи Вадим Зубков трактует это название в искусствоведческом стиле: очень многие работы выполнены в импрессионистическом духе, а импрессионизм — это Париж. Но можно и иначе посмотреть: Париж — стереотип красивого города, но и Пермь, оказывается, красива!

Работы в экспозиции очень разные: и живопись, и акварель, и графика, и фото, и керамика; реализм 1940—1950-х годов перемежается с уже заявленным импрессионизмом, а рядом — псевдонаив (профессиональная живопись в «детской» стилистике). Но все они говорят об одном: «просто Перми» не бывает. Пермь — такая, какой её видит художник, а пермские художники видят город не просто так, а через какое-то волшебное стекло.

Марис-Арт

  Вадим Зубков

Многие любят Пермь прошлого. Константин Николаев живописует исторические здания: дом Грибушина, дом Мешкова и прочие — как будто окутанными дымкой времени. Далеко не на всех его картинах есть приметы прошлого, но всегда понятно, что этот уголок Перми выпал из настоящего и приспосабливается к вечности.

Анатолий Френкель и Алексей Балмасов не погружаются в прошлое, но и на их картинах появляется уходящая Пермь, знакомая с детства: двухэтажные шлакоблочные домики, прячущиеся за старыми тополями, избушки «частного сектора» — последние напоминания о том, что ещё полвека назад Пермь была большой-пребольшой деревней, где у каждого был огород.

Марис-Арт

  Вадим Зубков

Самые ностальгические полотна написаны, между тем, не по памяти, не благодаря воображению, а с натуры: городские пейзажи Петра и Галины Обориных, созданные в 1930—1950-е годы, правдиво показывают опушку леса, к которой только-только подобрался первый городской дом, и голубятню — те зрители, что постарше, помнят, как много их было в Перми! Художники, изображавшие современную им торжествующую городскую цивилизацию, наверное, и не предполагали, как будут трогать потомков за душу эти скромные зарисовки.

Окружённый пермскими пейзажами зритель в залах «Мариса» чувствует себя внутри живописного города, в котором есть не только здания, но и жители. Фотограф Анатолий Малиновский сфотографировал пермских котов и собак, а керамические кошки Натальи Корчёмкиной составили им компанию.

Марис-Арт

  Вадим Зубков

Создавая эту тёплую, совсем не академичную выставку, «марисовцы» пригласили к сотрудничеству не искусствоведа, как обычно, а писателя и краеведа Светлану Федотову, которая написала в качестве комментария к выставке эссе «Солнечное сплетение Перми»:

«Художественная Пермь очень сильно отличается от Перми промышленной, Перми горнозаводской, Перми научной и Перми первой, второй, третьей и так далее. Она Парижу не уступит уж точно, как и Милану, и Нью-Йорку, и Лондону… Как это часто бывает в галерее «Марис-арт», работы разных авторов, выполненные в разной технике и к тому же в разное время, тем не менее образуют единое целое — силовое поле города, точку сборки или, может быть, даже солнечное сплетение Перми».

Реальную Пермь трудно назвать красивым городом: беспорядочная, неряшливая застройка, раскуроченная набережная и убитый исторический центр не позволят. Но художники, умеющие рисовать «не просто Пермь», создают какое-то иное, может быть, единственно истинное измерение этого пространства. Они не лакируют реальность (хотя, признаемся, немало в Перми и «лакировочных» пейзажистов, но — не в «Марисе»), они не стараются «замазать» все «чёрные дыры» городского ландшафта, а просто придают какой-то внятный смысл месту, в котором живут и которое дарит им темы и вдохновение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться