Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Гвоздь коллекции

В Галерее туфельки открылась выставка трофеев путешественника-краеведа Миланы Фёдоровой

Поделиться

Тема путешествий — актуальность нынешнего лета. Только что завершился фестиваль книг, путешествий и городской культуры «Гений места», где в программе двух чрезвычайно насыщенных дней нашлось место для авторских экскурсий по историческому центру Перми. Одну из таких экскурсий провела Милана Фёдорова — экскурсовод, краевед, энтузиаст пермистики.

Милана Фёдорова

Милана Фёдорова и её совы
  Вероника Балакина

Это было истинное откровение. Заходя во двор, мимо которого каждый пермяк проходит практически ежедневно, экскурсовод показывает на небольшое строение, сараюшку этакую кирпичную, а в ней — металлическая дверца. «Это дверь XVIII века», — спокойно говорит Милана, и тут перед экскурсантами открывается истина: а дверь-то кованая, клёпаная да ещё и украшена солярными символами!

Милана Фёдорова — знаток подобных вещей: подъездов, где скрываются кованые лестницы, краснокирпичных изнаночных фасадов, не испорченных побелкой и штукатуркой, и других тайн, которые скрывают пермские дома, дворы и переулки. Вот, например, клуб им. Дзержинского, в дореволюционном прошлом — Благородное собрание. Из чего, как вы думаете, он построен? Вы не поверите, но — из дерева. Колонны — и те деревянные!

Милана Фёдорова в курсе подобных секретов по всей территории Пермского края. Она знает, где под землёй лежат кости мамонта, где — русская керамика, а где — коми-пермяцкая. «Идёшь по берегу Камы, — рассказывает она, — в один мешок собираешь черепки, в другой — гвозди, в третий — мамонта…»

Как человек ответственный и законопослушный Милана идёт всегда по следам профессионалов: сначала археологи забирают всё имеющее музейную ценность, а затем приходит она. И пусть каждый в отдельности из собранных ею образцов старинной ковки и керамики на «музейность» не тянет, но в совокупности коллекция производит внушительное впечатление и буквально заражает жаждой исследовать подворотни, подземелья и закоулки Пермского края.

В этом могут убедиться посетители Галереи туфельки, где в рамках проекта «Коллекционер» открылась выставка «Сундук путешественника», посвящённая трофеям, которые Милана Фёдорова привозит из своих путешествий.

Тот самый сундук

Тот самый сундук
  Вероника Балакина

Гламурная Галерея туфельки в эти дни превратилась в подобие краеведческого музея. Здесь и древняя керамика, и целая витрина изразцов из старинных пермских домов, и увесистые старинные кирпичи, и домотканые половики, а также другие предметы деревенского быта, и знаменитый суксунский «хайтековский» самовар «Спутник», дизайн которого принадлежит художнику Константину Собакину.

Больше всего здесь черепков. Есть керамика из Пермского края, а есть и античная — из эллинистических государств на территории нынешней Турции, из старинных сёл Армении… Самый древний экспонат, которым Милана особенно гордится, — тёмные черепки с точечным орнаментом из Аркаима — им около 4000 лет!

Центр зала украшает тот самый сундук, который дал выставке название. Под его полуоткрытой крышкой виднеются кости мамонта, слишком массивные для стеклянных витрин. Это не единственный палеонтологический экспонат в коллекции краеведа: в витринах есть немало окаменелостей пермского периода.

Особый раздел выставки составляют… гвозди. Милана Фёдорова ищет их в каждом историческом здании. Эти кованые гвозди, оказывается, бывают самых разных размеров и форм! Чтобы важность коллекции гвоздей была видна посетителям без специальных пояснений, рядом с каждым гвоздём размещена фотография дома, откуда он взят. Например, здание Спасо-Преображенского кафедрального собора. Гвозди торчали из маковки, сброшенной с купола во время реставрации. Милана признаётся, что очень пожалела о том, что сама маковка слишком велика для её квартиры.

Бывает, и дома уж нет, а гвоздь сохранился. Есть даже гвоздь из Пыскорского монастыря, которого давным-давно уж нет — Милана нашла его в осыпающемся камском берегу в Пыскоре. «Ну, я не стану утверждать, что его вбил лично Аника Строганов», — скромно шутит краевед.

Предваряя вопросы и опасения гостей, специальная табличка поясняет: «Ни одно здание в процессе сбора экспонатов не пострадало».

Сундук

  Вероника Балакина

Гости вернисажа в Галерее туфельки, который прошёл по традиции очень весело — с танцами детской студии «Нью-Йорк», с пирогами от «Пирогова», с викторинами и нешуточными призами, — убедились, что не только Милана Фёдорова испытывает особые чувства к старым гвоздям. Гостем вернисажа стал кузнец Вадим Базаров, который делает из гвоздей человеческие фигурки. Увесистые железные костыли, которыми на железной дороге скрепляют шпалы, он превращает то в «кузнечного «Оскара», то в танцующего кавказца в кепке-аэродроме. Статуэтки из гвоздей весьма элегантны, остроумны… Произведения искусства, в общем!

Пожалуй, выставка «Сундук путешественника» была бы чересчур серьёзной, даже скучноватой для Галереи туфельки, если бы не совы. Да, кроме всего прочего, Милана Фёдорова коллекционирует изображения сов. Первая сувенирная фигурка — ангидритовая сова на селенитовом постаменте — была ей вручена ещё в школе в качестве приза за победу в олимпиаде по биологии. Но тогда Милана ещё не знала, что это знак судьбы! Знак был позже, когда, будучи студенткой-биологом, она проходила практику на острове Туринец. Там она нашла гнездо ушастой совы и сфотографировала жизненный путь совят от яйца до первого самостоятельного полёта.

Сейчас и школьная статуэтка-приз, и студенческие фото совиного гнезда выставлены в Галерее туфельки вместе со множеством других сов — каменных, стеклянных, деревянных, керамических. Кроме всяких прочих сов — больше десятка картин писательницы и художницы-наивистки Нины Горлановой, одним из любимых сюжетов которой является букет в виде совы.

Выставка «Сундук путешественника» работает в Галерее туфельки до 15 июля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться