ХОЖДЕНИЕ В СИБИРЬ

Пермский консорциум укрепляет сотрудничество с «Сургутнефтегазом»

Поделиться

Пермский консорциум укрепляет сотрудничество с «Сургутнефтегазом»

В начале сентября руководители промышленных предприятий Прикамья, работающих по программе «малой» энергетики, организовали поездку в Сибирь. Михаил Соколовский (НПО «Искра»), Анатолий Васильев (ЗАО «Искра–Энергетика»), Юрий Решетников (АО «Пермский моторный завод»), Александр Иноземцев (АО «Авиадвигатель»), Виктор Тетюев (АО «Привод») нанесли деловой визит одному из своих крупнейших заказчиков — компании «Сургутнефтегаз». Это была первая совместная поездка на таком высоком уровне для встречи с деловым партнером. В ходе нее генеральные директора пермских заводов посетили объекты, построенные консорциумом, и обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ, генеральный директор ЗАО «Искра–Энергетика»:

— Сотрудничество с АО «Сургутнефтегаз» становится для нашего консорциума таким же значимым, каким несколько лет назад был для пермских предприятий начальный этап работы с «Газпромом». Конечно, газовый монополист — огромная империя и гораздо больший рынок. Но объемы работ, которые мы ведем в «Сургутнефтегазе», а также темпы, с которыми наше сотрудничество развивается, говорят об очень серьезных перспективах. Сегодняшние масштабы сотрудничества с этой нефтяной компанией можно оценить примерно в 30% от той загрузки, которую в настоящее время нам дает «Газпром». Это очень большой сегмент. Более того, мы продолжаем набирать обороты. Поэтому главной целью поездки было намерение еще внимательнее подойти к сотрудничеству, еще лучше построить взаимоотношения между консорциумом и заказчиком.

Мы побывали на первых двух действующих объектах. Прежде всего, на Конитлорской ГТЭС ( мощность ее составляет 24 МВт ). Первая очередь этой электростанции находится в эксплуатации уже год, вторая очередь начала работу с января 2002 года. Мы подвели первые итоги. Конечно, не все идет гладко, есть вопросы по надежности нашего оборудования. Но это все рабочие проблемы, которые решаются в процессе становления взаимоотношений с заказчиком. Так всегда бывает на старте.

Делегация побывала также на объекте, где ведется работа по замене электрических двигателей на газотурбинные установки. Там будет стоять самая современная техника — 12–мегаваттные агрегаты, созданные на базе ПС–90А.

Наша встреча с заказчиком показала, что все возникающие технические и организационные вопросы решаемы. У ЗАО «Искра–Энергетика» в Сургуте есть свое Региональное управление. И мы договорились на этой базе создать совместное представительство всех пермских предприятий, работающих над этими проектами, объединив специалистов и материальную базу. Это позволит более оперативно поддерживать эксплуатацию нашей техники.

— Весной этого года ЗАО «Искра–Энергетика» как генподрядчик выиграла международный тендер на установку в компании «Сургутнефтегаз» еще 5 мощных газотурбинных электростанций. Что было решающим в этой победе?

— Об этом логичнее было бы спросить генерального директора «Сургутнефтегаза» господина Богданова. Я могу поделиться лишь своей точкой зрения. В тендере действительно нам пришлось конкурировать с такими мощными мировыми компаниями, как Solar (США), Alstom (Англия), MAN (Германия). Мы выиграли полный заказ, общая мощность электростанций составляет 156 МВт. В нашем предложении для нефтяников есть целый ряд преимуществ. Прежде всего, газотурбинный привод в электростанциях построен на базе самого современного двигателя ПС–90А с характеристиками по эффективности и экологии на уровне характеристик лучших мировых образцов. Во–вторых, опираясь на весь потенциал предприятий консорциума, мы можем обеспечить хорошую поддержку ГТЭС в эксплуатации, обеспечивая тем самым минимальные потери со стороны заказчика. Зарубежные поставщики слишком удалены и реагируют на запросы далеко не так оперативно.

Важно и то, что российские предприятия сегодня больше ориентируются на отечественную продукцию. Это — тенденция. «Сургутнефтегаз», по– моему, является лидером в этом процессе. Кроме того, пермские предприятия имеют прекрасный потенциал и с точки зрения проектирования, изготовления всех элементов ГТЭС. Высокое качество, хорошие компоновки: современные технологии пришли в наземную тематику из космоса и авиации.

Есть мнение: мы побеждаем потому, что продаем свой продукт значительно дешевле западной техники. На самом деле это не так. Если в 1998 году, после дефолта, наша электростанция стоила в 2 раза дешевле, чем импортная, то сегодня экономика такова, что цены приблизились. В тендере, к примеру, мы разошлись с конкурентами в цене лишь на 15–20%. Сегодня мы вступили в зону такого соотношения цен, когда вопросы качества, гарантий, эксплуатации становятся определяющими. Очевидно и то, что «тендерная» система размещения заказов заставляет делать самое лучшее предложение по стоимости нашего оборудования.

Кстати, «Сургутнефтегаз» провел в ходе тендера детальнейший анализ характеристик электростанций, и наших, и зарубежных. Пермская продукция выглядела очень хорошо. Некоторые параметры нашей техники превосходили аналогичные показатели западных образцов.

Но, думаю, одним из главных аргументов стал тот, что нефтяники увидели наши станции в эксплуатации. Убедились в том, что пермский консорциум создал реально действующую технику. Для Владимира Богданова характерны осторожность и основательность. Он попробовал нашу продукцию в деле, и уже затем сделал следующий шаг. Сегодня мы можем отвоевать новое пространство в рыночной нише. Если сами себя не подведем (а я уверен, что этого не случится), то перспективы у нас отличные.

— Вы по–прежнему сдаете свои объекты «под ключ»?

— В этом проекте для «Сургутнефтегаза» — нет. Если раньше мы занимались всем: и разработкой ГТЭС, и поставкой оборудования, и строительством, и монтажом, и запуском, то сейчас работа пойдет по–другому. Объекты очень большие, сроки крайне сжатые: все 5 ГТЭС должны быть сданы в 2003 — первой половине 2004 года. Поэтому «Сургутнефтегаз» предложил нам не сдачу объектов «под ключ», а поставку оборудования. Разумеется, шефмонтаж, пуско–наладка и испытания всего комплекса также ложатся на наши плечи. Строительство уже идет полным ходом. Так что в самое ближайшее время и Западная Сибирь, и Россия в целом смогут увидеть новые газотурбинные электростанции, которые до нас пока никто не строил.

— В чем их уникальность?

— Они работают на попутном газе. Эта работа очень специфична, требует хорошей подготовки газа для «нормального» сжигания в камере сгорания двигателя. Кроме этого наши электростанции хорошо интегрированы с электрическими сетями, что позволяет заказчику работать как на собственного потребителя, так и «сбрасывать» или «забирать» электроэнергию из сети без остановки объектов электроснабжения. Интересны и экономические показатели эффективности, которые позволяют снизить себестоимость нефтедобычи.

По расчетам «Сургутнефтегаза» себестоимость произведенной электроэнергии в два раза ниже покупной ее цены в этом регионе. И конечно, хорошие экологические показатели по выбросу вредных веществ улучшают экологию в районе нефтедобычи, что позволяет минимизировать штрафные нагрузки, которые неизбежны при сжигании газа в факелах.

— Что вы можете считать главным итогом поездки?

— Встреча с заказчиком всегда несет для меня положительный потенциал, тем более — встречи на высшем уровне. Руководители лично смогли увидеть сделанное и выслушать пожелания заказчика. Состоялся откровенный, но в целом доброжелательный разговор. А главное — мы обсудили перспективы дальнейшей работы. Это касалось и улучшения поддержки заказчика, и будущих проектов. У «Сургутнефтегаза» есть программа по дальнейшему строительству электростанций, увеличению их мощностей. В ноябре к нам в Пермь приедет большая делегация из Сургута. Это будет ответный визит, после которого появится возможность более четко обозначить перспективы дальнейшей работы.

Мы будем говорить об участии пермских предприятий в программе модернизации сургутского газоперерабатывающего завода, который «Сургутнефтегаз» приобрел в прошлом году. Потребность в электроэнергии его составляет около 200 МВт. Из них 140 МВт планируется перевести на новые современные технологии. Я считаю, что у нас есть неплохие шансы принять участие в этом проекте. Есть программы реконструкции производства: там, где нефтяники традиционно использовали электродвигатели, можно смонтировать газотурбинные установки. Этот бизнес также интересен для нас.

— Каким было главное впечатление от вашего « хождения в Сибирь»?

— Облетев на вертолете наши объекты, мы увидели воочию, насколько бескрайна Сибирь и насколько уникальна компания «Сургутнефтегаз». Я это говорю не только по поводу приближающегося юбилея: в начале октября холдингу исполняется 25 лет. Как менеджер, я представляю, насколько сложна задача развития и управления огромным количеством территориально разбросанных подразделений «Сургутнефтегаза». И я, и мои коллеги отмечают хороший инженерный потенциал компании. Технический уровень как руководителей, так и специалистов очень высок, найти подобный не просто даже в очень успешных компаниях. Это сплав опыта, очень мощной технической подготовки и нацеленности на производственный результат. Это забота о постоянном обновлении производственных фондов. Это способность двигаться в ногу с мировым прогрессом.

В определенном смысле можно сказать, что пермские предприятия и «Сургутнефтегаз» нашли друг друга. Возможности «Сургутнефтегаза» удачно спроецировались на наш творческий потенциал, и мы получили в результате такой синергетический эффект. Наши проекты — совместная работа, в которой очень много было сделано сообща. И в этом тоже основа и перспектива сотрудничества. В этом свидетельство того, что партнерство не сиюминутно, какие бы трудности ни появились на этом пути.

Очень важно, что у нас сложились хорошие доверительные отношения с руководством «Сургутнефтегаза». Без личных контактов бизнес, по–моему, во всем мире и тем более в России невозможен. Без такой поддержки у наших проектов не было бы хороших шансов. Руководители пермских предприятий понимают, что сделать ставку на внедрение новых отечественных технологий для руководителя крупной компании всегда рискованный шаг. В таких серьезных проектах возможность проиграть достаточно велика. И со стороны руководства «Сургутнефтегаза» это было смелое, но тщательно проанализированное и подготовленное решение. Огромную роль в этом сыграл первый заместитель генерального директора, главный инженер компании Николай Матвеев. Он многое сделал для того, чтобы эти проекты состоялись.

И еще. Нас просто поразили масштабы деятельности нашего делового партнера. «Сургутнефтегаз» — очень разбросанное территориально предприятие. Организовать его работу, построить среди болот дороги, коммуникации, заставить четко работать все элементы этой структуры — колоссально сложная задача. 92 тысячи человек. Почти 50 млн тонн добываемой нефти. Очень высокие показатели по эксплуатации скважин и нефтедобыче. Самые современные технологии. Все это — отличительные черты компании.

Кстати, динамика развития города Сургута («Сургутнефтегаз» — предприятие градообразующее) многое говорит о самой компании. Сегодня это на самом деле нефтяная столица, с суперсовременными офисами, хорошими дорогами ( что для многих центральных районов России в диковинку), с современной хорошо развитой инфраструктурой.

По развитию города можно судить и о самом «Сургутнефтегазе». Масштабность решаемых в регионе задач поражает воображение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться