Сергей Ильин

депутат Пермской городской думы, фракция ЛДПР

Сергей Кучевасов

корреспондент

Игорь Вагин: Конкурентность выборов влияет на легитимность власти

Интервью с председателем Избирательной комиссии Пермского края

Поделиться

В ближайшее время в Пермском крае будет объявлено более десятка муниципальных выборных кампаний. По сути, это будет «последняя тренировка» политических партий и отдельных групп влияния региона перед большим электоральным циклом, который начнётся в следующем году и завершится в 2018-м выборами президента. Для того чтобы понять, в каком направлении движутся изменения в избирательном законодательстве, мы поговорили с председателем Избирательной комиссии Пермского края Игорем Вагиным.

— Игорь Сергеевич, давайте обратим внимание потенциальных кандидатов на основные новации выборного законодательства. Краевой парламент принял целый пакет поправок в соответствующие законы по инициативе избирательной комиссии.

— Все новации, которые у нас сейчас появляются в региональном избирательном законодательстве, связаны с соответствующими изменениями в федеральном законодательстве.

Первое изменение касается формализации запрета на участие лиц, ранее судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, в выборах депутатов законодательного собрания и губернатора. Причём по этим статьям есть срок давности: если человек был осуждён за тяжкое преступление, то он не имеет права участвовать в выборах в качестве кандидата до истечения 10 лет со дня снятия судимости, а за особо тяжкое — до истечения 15 лет со дня снятия судимости.

Сокрытие кандидатом подобных сведений о любой судимости, в том числе погашенной и снятой, будет являться основанием для отказа в его регистрации. Если же гражданин ранее судим, но имеет право участвовать в выборах, то во всех информационных материалах, а также в подписных листах должны указываться сведения о судимостях кандидатов. Считаю, что эти нормы существенно сократят присутствие во власти лиц с криминальным прошлым.

Второй момент заключается в том, что теперь, с ужесточением контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, появляются новые требования к кандидатам на выборах губернатора и депутатов законодательного собрания в части декларации зарубежных активов. Так, кандидат должен отказаться от счетов в иностранных банках, а также задекларировать зарубежную недвижимость — свою либо супруга и несовершеннолетних детей, — если она есть, и должен указать источники её приобретения.

Третий момент (для нас он достаточно принципиальный) — это новые возможности для голосования избирателей с ограниченными возможностями здоровья. Мы второй год подряд делаем всё, чтобы такие избиратели имели возможность выбрать самостоятельно, где им голосовать: дома или на участке, и мы идём к тому, чтобы создать эти условия. Мы вместе с организациями инвалидов оборудовали всем необходимым для слабовидящих участки, где голосуют такие избиратели, подключили волонтёров в некоторых муниципалитетах, дали информацию о новых возможностях для голосования слабовидящих избирателей. В итоге в прошлом году у нас впервые количество лиц с ограниченными физическими возможностями, проголосовавших на избирательном участке, превысило количество таких избирателей, проголосовавших на дому.

Сейчас мы инициировали поправки в краевой закон, предусматривающие обязанность оборудования помещений для голосования: изготовление специальных визуальных, тактильных и аудиоматериалов. Для маломобильных избирателей в рамках требования федерального закона должны быть обеспечены условия беспрепятственного доступа к данным помещениям, то есть наличие пандусов. Данная норма вступит в силу с 1 января 2016 года, однако мы уже сейчас начинаем обращать внимание собственников помещений, прежде всего муниципалитетов, на эту обязанность, хотя понимаем, что быстро этот вопрос не решится.

Что касается выборов в Законодательное собрание Пермского края, то здесь поправки коснулись минимального процента подписей, необходимых для регистрации кандидата или партийного списка. За единый список партии необходимо собрать 0,5% от числа избирателей, что в абсолютном выражении составляет около 9 тыс. подписей, а за выдвижение одномандатника — 3% подписей от числа избирателей округа, что примерно равняется 2100 подписям. Наряду с этим снижен порог для прохождения в Законодательное собрание политических партий с 7 до 5%.

Наконец, считаю очень существенными инициированные нами поправки, направленные на развитие внутрипартийной конкуренции. Их две. Первая — это разделение на муниципальных выборах в городских округах, где предусмотрена смешанная избирательная система партийных списков на так называемые региональные группы (муниципальные части), по аналогии с выборами в Законодательное собрание Пермского края и Государственную думу. Соответственно, теперь место в представительном органе получает тот, у кого лучший результат в своей группе, территории.

Второе — мы вышли в Законодательное собрание с позицией, обозначенной, кстати, Конституционным судом РФ, заключающейся в том, что при первичном распределении мандатов необходимо также исходить из принципа справедливости. Если ранее партия сама определяла, кому уйдёт мандат в случае отказа от него кандидата из списка, то теперь при первоначальном распределении мандат должен уйти той партийной группе или тому кандидату, который получил наилучший результат. При этом механизм вторичного распределения мандатов сохраняется прежним.

— По поводу счетов за границей и зарубежной недвижимости. Получается, что наличие зарубежной недвижимости у кандидатов не является препятствием для регистрации?

— Не является. Кандидат должен лишь указать источники приобретения такой недвижимости.

И это абсолютная аналогия с теми требованиями, которые предъявляются госслужащему. Я курировал это направление в должности заместителя руководителя администрации губернатора Пермского края, поэтому механизм проверки нам понятен.

— Какие требования предъявляет законодатель к кандидату на пост губернатора Пермского края?

— Здесь две группы требований.

Первая — это формальные требования, касающиеся возраста, гражданства, ограничений, о которых мы говорили, наличия судимости и зарубежных активов.

Вторая группа требований связана с поддержкой этого кандидата при его выдвижении. Субъектам Российской Федерации была предоставлена некоторая свобода в определении степени этой поддержки. В Пермском крае самовыдвижение не предусмотрено, кандидат может быть выдвинут только политической партией. В нашем регионе установлено обязательное требование —

заручиться поддержкой 6% от общего числа депутатов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. При этом территориально эта поддержка должна быть оказана не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов и городских округов края.

Считаю эти требования наиболее оптимальными с точки зрения подтверждения минимального уровня поддержки кандидата.

— Давайте перейдём к вопросу реформы МСУ. Мы понимаем, что в целом мы следуем в общефедеральном тренде, отменяя выборы глав, ужесточая требования к кандидатам, теперь ещё и отказываясь от выбора глав муниципалитетов из числа депутатов. Вопрос: насколько это общий тренд или мы всё-таки «бежим впереди паровоза»?

— Та модель, которая у нас принята, наиболее распространена среди субъектов РФ. Мне видится в ней несколько плюсов, все они связаны с повышением эффективности управляемости муниципалитетом. Прежде всего есть одно лицо, ответственное за развитие муниципалитета, поэтому исключаются возможные конфликты между двумя центрами тяжести.

Однако самое главное, что у главы администрации появляется чёткий механизм ответственности — он её несёт перед представительным органом и губернатором, которые эту кандидатуру будут поддерживать. И такая форма ответственности главы в конкретно взятой территории, поверьте, намного эффективнее, чем условная ответственность перед населением без правового механизма её реализации.

Третий момент связан с квалификационными требованиями к кандидатуре главы, которые можно установить при данной схеме и невозможно установить в случае избрания.

В любом случае сейчас вопрос уже не в том, хороша эта схема или нет, а в том, как её реализовывать. Важно, чтобы были чёткие и понятные всем критерии оценки кандидата для выдвижения в конкурсную комиссию и для оценки его непосредственно в конкурсной комиссии, как то: опыт работы, профессиональные заслуги и прочее. Иначе вышеназванные плюсы нивелируются.

— Как идёт подготовка к избирательным кампаниям в этом году? Где-то видите тонкие места, или всё «в плановом режиме»?

— Сегодня, конечно, ситуация отличается от прошлых лет. У нас в этом году выборов глав муниципальных образований не будет, только выборы депутатов представительных органов.

Муниципальные выборы в 2015 году — это уже элемент подготовки к региональным и федеральным избирательным кампаниям.

В этом смысле для нас важны выборы в городе Березники, втором по величине городе в крае, с точки зрения организационной составляющей проведения этих выборов. Естественно, будут вызывать интерес довыборы в Пермскую городскую думу по 32-му округу, поскольку это будет «проба пера» для потенциальных участников в преддверии выборов в Пермскую городскую думу.

Очевидно, что традиционно непростой для кандидатов будет избирательная кампания в Краснокамске. Мы, как и в прошлом году, будем использовать КОИБы, решение о месте их использования примет краевая комиссия, возможно, что это как раз и будет Краснокамск, как территория, где конкурентная борьба будет наиболее острой. Использование КОИБов исключит инсинуации на тему подсчёта голосов.

В этом году в полную силу заработает Единый портал избирательных комиссий Пермского края, на котором теперь размещается исчерпывающая информация о деятельности всех ТИК. Это должно решить часто обозначаемую правозащитниками проблему быстрого доступа к документам и решениям, которые принимают территориальные комиссии. Особо отмечу, что в период избирательной кампании сроки размещения документов будут регламентированы одними сутками.

— Понятно, что 2015 год — «тренировочный», основным будет 2016-й. Планируются ли какие-то изменения в системе избиркомов или в целом команда уже по краю сложилась?

— Для меня это и есть основная задача на нынешней работе — подготовка к региональным и федеральным кампаниям 2016—2018 годов. В этой части первую задачу мы уже решили — это усиление кадрового состава тех, кто будет эти выборы проводить.

За неполные полтора года у нас сменилось около 20% руководителей теризбиркомов. В течение этого месяца мы завершим формирование своего кадрового состава, назначив председателей в Индустриальный и Дзержинский районы города Перми. Уже сейчас можно говорить о том, что это и есть та команда, которая будет проводить выборы в 2016 году.

Наряду с тем, что мы поменяли систему взаимодействия в нашей системе, могу с полной уверенностью сказать, что фактов аффилированности председателей комиссий к местным группам влияния сейчас нет. И я во всех своих коллегах с точки зрения профессионализма и компетентности уверен.

Сейчас перед нами стоит более актуальная задача. Она связана с обучением членов участковых комиссий, их у нас более 15 тыс. человек, это базовое звено системы. Прежде всего с ними общается избиратель, и каждый из них должен абсолютно чётко понимать, что он делает в Единый день голосования, и знать нормы избирательного законодательства.

— В Пермском крае избиркомом заключены соглашения с политическими партиями о взаимодействии. В чём его практическое значение?

— Его реализация позволяет партиям не поскользнуться на старте и не ошибиться со своим выбором в пользу тех или иных кандидатов.

Есть проблема, связанная с тем, что политические партии в своих списках выдвигают ранее судимых лиц. Тут, правда, надо чётко делить на две группы этих кандидатов. Первые вообще не имеют права идти на выборы, в итоге мы этим партийным кандидатам отказываем в регистрации, а у партии «оголяется» округ. Вторые — это те, которые имеют судимость, но при этом имеют право участвовать в выборах, однако по закону кандидат должен указать этот факт в документах при регистрации. Сокрытие этой информации будет также являться основанием для отказа в регистрации. Участие же в выборах таких кандидатов несёт для партии репутационные риски.

В итоге проблема связана с возможным отсутствием у партии информации о судимости кандидата. Поскольку каких-нибудь реальных механизмов проверить на этот счёт своих кандидатов у партий нет, они могут обратиться к нам, а мы можем предоставить им такую возможность, поскольку работаем с МВД. Наше соглашение направлено на то, чтобы партийные организации могли получить информацию до проведения своих конференций по выдвижению кандидатов. Мы даём информацию — дальше партия сама принимает решение.

На сегодняшний день те партии, которые подписали соглашение и планируют выдвигать кандидатов на муниципальных выборах, представили нам списки, проверка проведена, и результаты будут представлены партиям. Хочу отметить, что там есть над чем работать. То есть это работающий механизм, который позитивно оценён Центральной избирательной комиссией и, насколько я знаю, рекомендован полпредством ПФО для реализации в субьектах округа.

— Нарезка избирательных округов, их возможное изменение, наверное, самый обсуждаемый вопрос в кулуарах. Каковы ваши прогнозы по краевому парламенту, Пермской городской думе?

— По Законодательному собранию нарезку округов мы уже начали анализировать, серьёзных изменений я не предвижу — схема выборов депутатов краевого уровня не поменялась, другие параметры тоже, поэтому могут быть, лишь небольшие изменения границ округов. В ноябре нынешнего года мы представим проект нарезки.

Что касается Пермской гордумы, то на сегодня в уставе города уже закреплена иная схема, чем та, по которой избирался нынешний состав думы, — это 18 одномандатных округов, 18 партийных. Будут ли ещё изменения, станет ясно в ближайшее время. В любом случае нарезка округов существенно поменяется. Этим городская избирательная комиссия займётся в ближайшее время.

— Закон требует от городских депутатов обязательные выборы по смешанной системе?

— Этот вопрос отдан на усмотрение муниципалитета. Императивной нормы на этот счёт нет. Другое дело, если посмотреть общероссийскую практику. Окажется, что в большинстве административных центров, крупных городских округах применяется смешанная избирательная система, и это логично, если мы говорим о развитии партийной конкуренции.

— В 2016 году будут выборы в Госдуму, в том числе и по одномандатным округам. В прошлые годы у Пермского края их было пять, сколько будет в следующем году?

— Об этом пока преждевременно говорить, поскольку количество и схему округов определяет ЦИК, который внесёт проект нарезки в Госдуму в сентябре нынешнего года. Мы готовим для ЦИК исходные данные. Пока мы исходим из понимания, что у нас будет четыре одномандатных округа, и я думаю, что Коми-округ войдёт в состав какого-то одномандатного округа.

— Несколько лет назад основные скандалы были связаны с административной «зачисткой» кандидатов, которых не допускали или снимали с выборов…

— Мы принципиально внедряем формат конкурентности и открытости выборов. Мы претворяли его в жизнь в прошлом году и в этом году будем действовать в том же ключе. Есть убеждение, что конкурентность и открытость выборов влияет на легитимность органов власти, которые избираются на этих выборах. И это не игра в демократию, тут абсолютно рациональный подход. Ведь нелепо, когда ради победы любой ценой на местных выборах и из-за вызванных этим скандалов ставятся под сомнение результаты будущих региональных и федеральных кампаний. Именно поэтому конкурентность и законность проведения местных выборов принципиально важны.

Что касается роли избирательных комиссий в этом вопросе, то мы прежде всего наладили разъяснительную работу с кандидатами. Мы плотно работаем с основными субъектами выдвижения. Я имею в виду обучающие семинары для представителей политических партий, которые позволяют избежать типовых ошибок, допускаемых при подготовке документации.

Уже в прошлом году мы исключили случаи отказов в регистрации по натянутым основаниям. Результат в 2014 году в Пермском крае был следующий: если в среднем по стране на муниципальных выборах было отказано порядка 8% кандидатов, у нас 2,5%. При этом основная масса получила отказ в связи с выявлением факта судимости.

— Как у вас сейчас складываются отношения с краевыми властями, например в связи с тем, что сменился руководитель администрации губернатора? С кем вы там напрямую взаимодействуете?

— У меня прямой контакт с губернатором. Уже неоднократно говорил, что избирательные комиссии без взаимодействия с органами власти нормально функционировать не могут. Вопрос лишь предела этого взаимодействия.

С руководством администрации губернатора я работаю по нашим текущим вопросам, и этот контакт за то время, что я тут работаю, всегда был абсолютно корректен. При этом я давно знаю Анатолия Юрьевича Маховикова, именно поэтому уверен, что такой формат взаимоотношеий сохранится.

Специфика работы предполагает также постоянное взаимодействие с коллегами из полпредства, Центральной избирательной комиссии и других федеральных структур.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться