Алёна Серебрякова


Олег Андрияшкин: Экономическая база отрасли — 90% населения

Издатель популярных путеводителей по Пермскому краю — о перспективах развития регионального туризма

Поделиться

Олег Андрияшкин — настоящий энтузиаст и популяризатор красот и уникальных мест Пермского края. В его агентстве «Стиль-МГ» в 2015 году вышел очередной путеводитель «Пермь. Пермский край», а вообще, путеводители «от Андрияшкина» считаются образцом «вождения за руку» потенциального туриста. В дни, когда в Прикамье вновь активизировались разговоры на тему «Как бы нам привлечь туристов?», мнение Андрияшкина по этому поводу как минимум небезынтересно.

Олег Андрияшкин

  Евгений Вотинцев

— В последнее время много говорится о внутреннем туризме. Встречи в администрациях и муниципалитетах, круглые столы, активное обсуждение со стороны Пермской туристической гильдии, а теперь вот и фестиваль «Гений места». Власть «развернулась» в сторону туристов?

— Желание властей развивать туризм оправданно. Пусть первые шаги и очень затейливы по своей логике, всё же это лучше, чем ничего. Однако для развития нужны многолетние вложения. Есть ли средства? Разумен ли приоритет этого в нынешнее экономическое время?

Считаю, просить денег — не самая лучшая идея (тем более что их всё равно никто не даст). Задача отрасли — сформировать запрос на условия для развития. Этот процесс начался.

— «Креативный класс» осознал важность туризма в своей стране? Судя по форматам и частоте встреч, этим делом заинтересовались всерьёз?

— Давайте смотреть на вещи реально. Сменить итальянские и французские «юга» на Пермский край наши обеспеченные хипстеры, конечно, не планируют. Все дискуссии, хоть с участием модных столичных и международных персон, — дань сиюминутному поветрию. Для бомонда разговоры о развитии внутреннего туризма — это мероприятие сродни «фермерским рынкам», «гагарин-маркетам» и прочим тусовкам по взаимному впариванию хендмейд-безделиц. Всё это милые, трогательные и добрые, но абсолютно бессмысленные ивенты как содержательно, так и экономически.

Субъект внутреннего туризма — иной персонаж. Качественно другая целевая аудитория. Дети «советских туристов», с младых ногтей натыкающиеся в кладовке на выпадающую с антресолей гитару. Семейные пары, уже побывавшие в Турции, Египте и Таиланде, но обнаружившие, что на малой родине тоже есть немало интересного. Вполне состоявшиеся люди, принципиально не готовые выезжать за границу (в том числе и по материальным соображениям). Ну и, конечно, те, кто по административным и политическим причинам не может выезжать.

Таких людей, если подумать, 90% нашего населения. Это и есть экономическая база отрасли.

— То есть думающий и обеспеченный класс пренебрегает туризмом в Прикамье? В России в целом?

— Нет. Обеспеченный класс как раз проявляет к поездкам по нашей территории всё более и более растущий интерес. Масса местных директоров и олигархов за несколько лет вполне освоила все виды классического внутреннего туризма в Пермском крае и других российских территориях. Сплав, авто- и снегоходные вылазки, трекинг и стандартные походы, экскурсии и восхождения…

Удивительно, но их не смущают инфраструктурные несовершенства вроде сомнительных гостиниц, заправок или столовых. Дороги весьма посредственного качества не смущают. Парадокс?

А вот «креативный класс», который как раз больше всего обсуждает отрасль, предпочитает путешествовать по страницам Facebook, блогам и Лазурному берегу. Причём именно в этом порядке, ибо богатых хипстеров у нас мало.

— А как же туристы, приезжающие на пермские мероприятия? Дягилевские сезоны, концерты, фестивали?

— Это очень разные материи. Сегмент «культурного» туризма, театралов постоянен. Вряд ли ошибусь, если скажу, что поток представителей «культурного» туризма и театралов ежегодно стабилен как по численному, так и по структурному составу. Такие путешествия — тоже важный «отсек» внутреннего туризма.

Руководители отрасли чаще всего мыслят территориями: «туризм в Перми», «туризм на территории Н-ского района». Кластерный подход, может быть, и имеет право на существование. Но я бы оперировал маршрутными категориями, точками интереса, «провинциями» и объектами. Кстати, именно так мы и формировали логику нашего нового путеводителя «Пермь. Пермский край», вышедшего в 2015 году.

Пластов локального туризма помимо «культурного» и «спортивного» множество. Это и техноген всех мастей, которым Пермский край традиционно богат. Охотничьи туры. Профессионально организованная рыбалка. Компактные и безопасные восхождения на вершины. Горный и равнинный трекинг. Велотуризм. Исторические и естественно-научные, познавательные маршруты...

У нас есть где и 40 человекам на автобусе «развернуться», и двойке байдарочников отлично провести время. Нужно одно: прописанные маршруты, локальное и территориальное информирование, реклама. Нужно сделать «внутреннее путешествие» не только модным, но и интересным времяпрепровождением.

Надо вспомнить, что в Пермском крае множество ежегодных туристических событий, которые происходят сами по себе. Всевозможные автогонки, чемпионаты по звуку и дрифту, трофи-рейды, уже легендарные «ухабы», локальные праздники. Но информации о них вне региона (да и на уровне краевого центра) угнетающе мало. Сегодня в одной прессе «не принято» писать «задаром», а в другой никак не могут дождаться информации от организаторов мероприятий. А просто журналистики, которая бы интересовалась событиями, у нас не существует...

Исключение — сообщения об испечении или съедении какого-нибудь «самого большого в мире пельменя», созданного исключительно благодаря «финансовой поддержке» газовиков-буровиков-калийщиков. Всё ждем, когда это надоест творцам «сырьевого маркетинга»...

Любая инфраструктура: кафе, общественные туалеты, мотели, турбазы и смотровые площадки — только следствие (!) растущего потока туристов. Есть турпоток — есть сервис. Есть мосты. Есть кафе. Нет его — можно хоть космодромы по обочинам строить, из-за этого никто туда не поедет.

На бессмысленные (и по сути, и по масштабам) «тюменские источники» люди ездят автобусами. Об уникальном радоновом источнике в нижней части реки Берёзовой в Пермском крае никто не знает. И, разумеется, от этого никому в голову не придёт туда поехать.

— Формирование брендов территории поможет привлечь в Прикамье туристов? Хотя бы наших, российских?

— Нет. Никакими священными маркетинговыми словами и «брендированием», да простят меня коллеги —разработчики концепций типа «Тепло. Светло. Райцентр», в ваш райцентр никого и никогда не пригласить. Опыт города Мышкина, о котором как о священной корове и примере идеального брендинга вспоминают на каждом круглом столе, не имеет к жизни никакого отношения. Этот город просто стоит там, где турист сходит с корабля, как неизбежность. Мышкинским властям было бы преступно не воспользоваться моментом.

Наш клиент не таков — он сходит на берег на приснопамятной набережной у «Речного вокзала» (ну, как вокзала), после чего его нужно как можно быстрее отсюда увозить…

Валенок с вышивкой не поможет. Это только сувенир. Специально за валенком за 300 км никто не поедет. Это удел энтузиастов. Вот на легендарную «поляну чертей», о которой «писали газеты», миф о которой ширится и ползёт по всей Руси Великой, на могилу (или место рождения Заратустры) — это другое дело. Виртуальные недра краеведа Гладышева, где сгинули российские цари. Таинственные каменоломни. Загадочная Молёбка. Промышленные гиганты и история от Федотовой. Заповедник от Ворожцовой. Путешествие по пути купцов из Чердыни. Утерянная Горнозаводская цивилизация писателя Иванова. Рассказы о зверином стиле от Эренбурга…

Важно наличие не только полноценного мифа, но и собственно туристического маршрута. Как минимум с разумным содержанием и указателями по дорогам — пользуясь случаем, опять упомяну в качестве примера наш путеводитель. А местный бизнес (самого разного масштаба) подтянется обязательно.

— А как же вид города? Все пишут о «грязи, тлене и прочей непривлекательности» Перми.

— Замечу, что всю грязь и тлен на территории краевого центра вряд ли создают мэр и сити-менеджер. Больше всего свалок, к примеру, в тех же городских лесах создают сами горожане. Мы с вами. Никто не прилетел с луны и не разложил собачьи отходы под нашими окнами. Это не местные власти выезжают с каждой стройки на грязных самосвалах… Так что всем есть над чем работать. Наш город вообще-то предназначен по большей части не для туристов, а для нас самих.

Пермь не станет Барселоной или Парижем. Объективно, у нас не лучший и не самый интересный город для туриста. Но столица Прикамья — это точка начала путешествия в Пермский край. Вот уж где есть что посмотреть и куда сходить-съездить.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться