РЕЦЕПТЫ МЕНЕДЖЕРА ОСТРОВСКОГО

Поделиться

Когда глядишь на портрет Льва Островского, написанный художницей Валентиной Аверкиной, так и представляешь себе, как экскурсовод где-то в XXII веке рассказывает: "Лев Островский пользовался таким уважением среди творческой интеллигенции Перми, что художники считали за честь, если их картины попадали в его личную коллекцию..." И это - чистая правда.

Помню, как открывалась персональная выставка Леонида Павлюкевича и Островский вывозил на нее принадлежащие ему картины художника. На юбилей Островского в областной Дворец культуры собрались артисты, режиссеры, искусствоведы... А между тем Лев Ефимович - банковский служащий. Человек, казалось бы, по роду деятельности от искусства далекий. Но это только кажется.

Уроженец Киева, он оказался в Перми случайно: поскольку не был принят в Ленинградский институт культуры, то с теми же отметками поступил в Пермский. Это был первый набор и первый выпуск новорожденного института. Выпуск, которым до сих пор гордятся преподаватели.

Лев Островский был одним из организаторов легендарного Народного театра молодежи - первого ТЮЗа в Перми, руководителем которого был Лев Футлик. Не так давно этот театр испытал попытку второго рождения под названием "Общество любителей драматического искусства". Некоторый даже ажиотаж вызвал их спектакль "На дне", где Островский играл Актера.

Пермским "кульком" театральное образование Островского не ограничилось, поскольку он поступил на режиссерский факультет знаменитого Щукинского училища. Перед этим, правда, успел поработать в Областном научно-методическом центре - устраивал массовые празднества и народные гуляния. Воспоминаний о тех временах - масса! А после "Щуки" Островский руководил профессиональным театром "Бенефис" в Киеве. Жизнь проходила в поездах и самолетах: там - работа, здесь - семья. И поэтому очень кстати пришлось предложение старинного знакомого Григория Баршевского поработать в только-только становящемся на ноги фондовом бизнесе - в сфере общественных связей.

Сейчас Лев Ефимович - ведущий специалист отдела маркетинга Кама-банка. Однако за время работы в банковских учреждениях не покидал любимой "культурной сферы". И даже участвовал в конце прошлого года в конкурсе на должность руководителя департамента культуры администрации Пермской области.

Будучи по роду деятельности и режиссером, и менеджером, Лев Островский рассуждает об организации деятельности культуры в Перми и области с менеджерской точки зрения...

...О ПЕРЕЕЗДЕ ГАЛЕРЕИ

Разумеется, необходимо передать здание собора и семинарии церкви.

И с точки зрения исторической, и с точки зрения местоположения собор имеет большое значение для духовной жизни города. Только бы не получилось, как с Союзом театральных деятелей, который оказался практически на улице после передачи верующим кирхи.

Сейчас заканчивает работу ПВВКИКУ, и этим помещением - во всех отношениях очень удобным - нужно распорядиться с умом. Если галерея переедет сюда, то мы получим мощный культурно-духовный комплекс, в котором галерея и церковь будут не мешать друг другу, а дополнять друг друга. Это будет кусочек города, притягательный в духовном смысле. Помещение нынешнего военного училища ракетных войск просторнее, чем собор, и галерея впервые получит возможность расширить и обновить экспозицию. Здесь же - большой концертный зал, который можно передать либо театру "У моста", либо филармонии. Скорее, филармонии, поскольку уже сейчас в галерее проходят камерные концерты. Тяготение к синтезу искусств для галереи нормально и логично.

С этой точки зрения очень хорошо еще одно пустующее помещение - казармы на углу Сибирской и Краснова. Это историческое здание, оно находится рядом с городским парком, который, как и галерея, - место семейного отдыха в уик-энды. Я бывал в этом помещении. В нем огромные подвалы. Их можно использовать как для хранения, так и для экспозиции. В музеях Вашингтона, например, большая часть экспозиций находится под землей. Кроме того, в казармах - прекрасный внутренний дворик, где можно проводить летние выставки, выставки-продажи, концерты под открытым небом. Вот вам вариант пермского "Арбата"! Конечно, вложения в реставрацию этого здания непомерны. Но они непомерны именно потому, что все бездействуют. Чем дольше будет разрушаться помещение, тем дороже будет его восстановление. И это здание, и соседнее - бывший пивзавод - нужно начинать восстанавливать прямо сейчас. И тогда через 2 года в центре города появятся два очень привлекательных здания - и для культуры, и для бизнеса.

...О ПОДДЕРЖКЕ ПЕРМСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Пермская галерея должна быть пермской. Необходимо "рассекретить" наших художников, продвинуть их на российском уровне. Программа развития галереи должна включать в себя пункт о взаимодействии с художниками. И лучше всего это делать в виде аукционов. Такие аукционы помогут поднять имидж культуры внутри города, создать моду на коллекционирование. Механизм может выглядеть примерно так.

На аукцион выставляются произведения, художественный уровень которых гарантирован искусствоведами галереи. Каждая такая маркетинговая акция может быть рассчитана на год. В начале года галерея объявляет в прессе, на какие картины и скульптуры из созданных пермскими художниками она претендует - так канадские тренеры объявляют о хоккеистах, которых хотели бы заполучить в свои команды. Через прессу же можно объявлять даты аукционов. Аудитория каждого аукциона будет приближаться к 1000 человек. Их можно вычислить и послать именные приглашения, программки с перечнем лотов - все в хорошей полиграфии. А чтобы мероприятие было весомее, сделать обязательным присутствие на нем губернатора или кого-то из пермских сенаторов. Собрать элиту, которая способна приобретать произведения искусства.

Как распорядиться заработанными на аукционе средствами? Заранее оговоренная стартовая сумма уходит художнику, остальное - в фонд развития коллекции галереи. Галерея должна будет отчитаться об использовании средств. Во главе фонда надо поставить кого-нибудь уважаемого. Например, Евгения Широкова.

В дальнейшем приобретенные меценатами картины могут выставляться в галерее на особо оговоренных условиях - с солидной благодарственной табличкой с указанием имени владельца картины. А аукцион обрастет собственной инфраструктурой. Своей жизнью будут жить каталоги, возможно привлечение интернета, телеканала "Культура".

...О ТЕАТРАХ И ТЕАТРАЛЬНЫХ КАДРАХ

А вот с театрами надо бы пожестче. Советская система дотационных театров отмирает. Пермский драматический театр - владелец единственного специально построенного театрального здания в городе. А правильнее бы было - льготный арендный договор на 5 лет с театральной труппой, которая должна была бы доказать свою эстетическую весомость и к тому же себя кормить.

Говорю это со знанием дела, поскольку руководил в Киеве театром, который полностью себя обеспечивал и приносил доход. Есть и в Перми прекрасный пример - театр "У моста".

Но раз уж сложилось так, как сложилось, то по крайней мере надо помочь драматическому театру свежими мыслями, молодыми силами. В городе полным-полно безработных молодых режиссеров, выпускников института культуры. А неплохо бы завести такую практику, когда лучший в выпуске ставит спектакль на сцене театра драмы. Так и режиссер получит возможность себя реализовать, и театр будет поразнообразнее.

Режиссеры - это не медики, которые нужны всегда. Количество студентов на режиссерском факультете надо просчитывать заранее и обеспечивать их учебными материалами для наилучшей профессиональной подготовки. Вот сейчас набирают курс кукольников. Наш кукольный театр - не лучший в мире, поэтому надо, чтобы у студентов были кассеты с видеозаписями лучших кукольных постановок, чтобы они могли поехать на практику, например, в Санкт-Петербург. Кукол, в конце концов, надо для них изготовить! Если образование - то качественное. А это - затраты. Они не должны быть впустую. Именно поэтому необходима программа подготовки режиссерских кадров с расчетом на конкретные площадки и труппы.

...О КНИГОИЗДАНИИ

Мы потеряли пермскую книгу, которая славилась, имела свое лицо, была такой же "визитной карточкой" Перми, как пермский балет. И сейчас ее не возродить без административной поддержки.

Опыт соседнего Екатеринбурга показывает, что в провинции возможно существование рентабельного книгоиздания. Однако все те годы, что там издательства развивались, у нас они вымирали. Толчком к возрождению книгоиздания могла бы стать ежегодная книжная ярмарка, к которой был бы приурочен областной конкурс грантов с привлечением меценатов. При таком раскладе издательство получает грант, меценат - рекламу, а область - имидж.

...ОБ ИМИДЖЕ ОБЛАСТИ

Не только администрация может помогать культуре, но и наоборот. Представим такую ситуацию. Где-нибудь в Самаре или в Нижнем Новгороде собираются главы администраций Приволжского федерального округа. Зная об этом заранее, на то же время планируем культурный десант в этот город. Открывается выставка пермских художников, гастроли пермских театров, музыкальных коллективов. И на открытии присутствует губернатор. Все это сопровождается хорошей полиграфией - буклетами, афишами.

У нас нет пермской культурной легенды. А ее можно создать - на уровне страны и даже мира.

А начать создание легенды нужно с акции, которая практически ничего не будет стоить, - с создания "Летописи пермской культуры". Создать фонд, но не денежный, а духовный. Бросить клич по всей области, чтобы люди делились воспоминаниями, фотографиями, старыми газетами, книгами. Создать многотомную летопись - по тому на каждый район области, в едином стиле. Написать ярко, доходчиво, сделать узнаваемыми персонажей...

Мы получим наглядное пособие для молодежи и в то же время народную базу. Благодаря этой летописи можно будет создать областные целевые программы и не тратить деньги впустую. Зачем, например, выделять средства на поддержку фольклорных коллективов в новых индустриальных районах? Обидно, что сейчас мало кто помнит истоки и приходится многое начинать сначала. А ведь что стоит вспомнить, например, традиции народных гуляний в Чайковском или фестиваль больших кукол в Добрянке?

А ВООБЩЕ...

Культурой не надо руководить. Она вечная и саморегулирующаяся. Нужно вовремя рассмотреть тенденцию и поддержать ее. Например, сейчас возрождается интерес к детским кружкам, но в новой форме - в форме театров моды. А ведь все начинается с детства!

Так что с культурой у нас все будет в порядке.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться