Игорь Лобанов

Игорь Лобанов

член регионального штаба ОНФ в Пермском крае, председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России

«Газеты могут зарабатывать, правильно публикуя рекламу финансовых услуг»

Поделиться

Пермская краевая организация Союза журналистов России, специалисты Управления ФАС по Пермскому краю и эксперты регионального отделения ОНФ подготовили инструкцию-памятку о том, как следует публиковать рекламу финансовых услуг в печатных периодических изданиях, какие требования к ней предъявляются со стороны надзорного ведомства и какие предусмотрены санкции для редакций за нарушения.

В условиях сложившейся экономики, возросших затратах на бумагу, снижении количества работодателей, директорам и редакторам газет как никогда важно правильно размещать рекламу, чтобы не ухудшить своё финансовое положение штрафами.

Требования к рекламе финансовых услуг устанавливает ст. 28 федерального закона «О рекламе», а понятие финансовой услуги дано в законе «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 2 ст. 4 закона «О защите конкуренции», финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Например, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов и другие.

В соответствии со ст. 28 федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

— содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

— умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Для соблюдения необходимых требований при рекламе финансовых услуг рекламораспространителю необходимо, помимо пометки «реклама», указать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При этом, при размещении рекламы финансовых услуг, нужно учитывать требования ст. 5 закона «О рекламе», закрепляющей положение о том, что реклама должна быть достоверной.

По требованию рекламораспространителя рекламодатель обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям закона «О рекламе», в том числе о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Непосредственно до размещения рекламы рекламораспространитель обязан выяснить, являются ли рекламируемые услуги финансовыми. Соответствующую информацию обязан предоставить рекламодатель.

Если рекламодатель является микрофинансовой организацией, необходимо проверить информацию о включении данной организации в государственный реестр на сайте Центрального банка РФ. Если рекламодатель является банком или иной кредитной организацией, необходимо проверить информацию о наличии соответствующих лицензий.

Если рекламодатель является жилищно-накопительным кооперативом необходимо проверить информацию о включении данной организации в государственный реестр и т.д.

Микрофинансовая организация должна быть в реестре микрофинансовых организаций.

Могу приввести примеры рекламы, опубликованной в периодическом издании с нарушением требований законодательства.

Так в газете «Ва-банкъ в Перми» от 1 февраля 2014 года было размещено объявление: «Принимаем деньги под 2% в месяц (24% годовых) с 2010 года. Выплата процентов ежемесячно. 100% гарантия сохранности вкладов обеспечивается залогом недвижимости. ООО МФО Агентство КАМА № 00027 в реестре МинФина». В объявлении был также указан телефон организации и адрес сайта.

Между тем, из информации, размещенной на официальном сайте Банка России следует, что ООО «Агентство КАМА» исключено из реестра микрофинансовых организаций 16 апреля 2013 года.

В соответствии с п. 7 ст. 7 закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, на момент размещения рекламы в газете «Ва-банкъ в Перми» ООО «Агентство КАМА» не имело статуса микрофинансовой организации, следовательно, не могло осуществлять деятельность на данном рынке.

Другой пример нарушения был обнаружен в газете «Пятница» от 27 июня 2014 года: «Займы от 10 тыс. руб. до 950 тыс. руб. Можно только паспорт Можно раб. Неофициально. На любой срок до семи лет. Консультации, помощь в получении ООО «ЭкспрессКредитСервис» ОГРН 1126320002490. Св-во РМО 651383045004564 от 17.01.2014. Реклама». Объявление также содержало телефон и адрес сайта организации.

Как пояснили в антимонопольном органе, согласно ч. 3 ст. 28 закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то она должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчёта полной стоимости потребительского кредита (займа) регламентируется этим же законом. Общие условия договора потребительского кредита (займа) включают, в том числе, сумму потребительского кредита (займа) и сроки его возврата; валюту, в котором предоставляется потребительский кредит (заем); процентную ставку в процентах годовых, а при применении переменных процентных ставок — порядок их определения.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться