А БЫЛ ЛИ САЙТ?
Пермский рынок интернет - услуг и электронной коммерции страдает «детскими болезнями
Пермский рынок интернет-услуг и электронной коммерции страдает "детскими болезнями"
Развитие телекоммуникаций и повсеместное распространение интернета никого не должно вводить в заблуждение. В этой сфере бизнеса большинство граждан по-прежнему являются новичками. Как древние папуасы при виде стеклянных бус, мы приходим в неописуемый восторг, познакомившись с возможностями, которые дарит интернет. Побродив по красочному и вроде бы информационно насыщенному сайту какого-нибудь предприятия, мы говорим себе: "Я, Вань, такую же хочу!" и бежим к первому попавшемуся, кто пообещает "сделать все красиво". При этом лишь единицы понимают, чего они действительно хотят от своего присутствия в интернет-пространстве, какие результаты им это принесет и стоят ли того немалые затраты по созданию собственной "ячейки" в сети.
Если вы хотите создать и запустить в эксплуатацию сайт вашего предприятия, его разработчики потребуют с вас кругленькую сумму. Однако даже если вы, спустя оговоренный срок, увидите на экране монитора демонстрируемые сменные картинки с логотипом вашей фирмы и ее описанием, это еще не значит, что вы получаете качественный, функциональный и главное - эффективный сайт. Сайт коммерческого предприятия - это нечто большее, чем просто "веселые картинки".
Здесь, кажется, было бы самое время сослаться на мнение какого-нибудь толкового специалиста, но корреспондент "Компаньона" неожиданно столкнулся с проблемой, глубина которой, собственно, и побудила его сесть за компьютер. Единственным (!) в Перми дипломированным специалистом в области электронной коммерции оказалась коммерческий директор компании "Д'Арт-Пермь" Мария Вейхман, выпускница ПГТУ по специальности "Электронно-вычислительная техника". После окончания (с "красным" дипломом) пермского вуза она прошла стажировку в Турции и США, получив степень магистра электронной коммерции.
М. Вейхман считает, что одна из главных проблем пермского рынка электронной коммерции - это, мягко говоря, невысокая компетентность как заказчиков, так и исполнителей. Понятно, что эта ситуация очень выгодна вторым и пребольно бьет по карману первых.
Мария приводит конкретный пример из своей практики, когда заказчик одной из пермских дизайн-студий заплатил за разработку своего сайта не одну тысячу долларов, а полученный в результате продукт страдал целым рядом системных недочетов: невозможность выполнять ряд ключевых операций, в то же время на нем есть множество нецелесообразных функций. Несмотря на то, что сайт сдан в эксплуатацию в конце ноября 2001 года, это так и не дало хороших результатов. Кроме того, заказчики постоянно обращались с жалобами и просьбами о доработке, каковыми и пришлось заниматься Марии. Посетителей сайта - единицы, но и те не фиксируются, что существенно затрудняет работу отдела маркетинга предприятия-заказчика. Похожая картина - с сайтом крупного пермского завода, разработка которого ведется уже 1,5 года. Специалисты этого предприятия тоже не раз высказывали г-же Вейхман свое недовольство продуктом пермских разработчиков.
Всего этого можно было бы избежать, считает Мария, если бы заказчик четко представлял себе, чего он хочет, или обратился к специалисту, который подобрал бы оптимальное, эксклюзивное решение для данной задачи. Пока же картина складывается таким образом: например, отдел АСУ крупного предприятия выдвигает разработчикам свои требования; отдел маркетинга, увидев уже готовый продукт, понимает, что его задачам сайт не отвечает. Приходится делать дополнительную (практически с нуля) работу, что, естественно, отражается на стоимости и вводит в расходы не только заказчика, но и разработчика.
Здесь же включается и моральный аспект проблемы. Иным исполнителям все равно, что именно и в каком количестве они будут делать - лишь бы заказчик был платежеспособен. Но если они видят, что клиент ничего в этой области не смыслит, ему объявляют такую сумму, какая придет в голову.
Мария ВЕЙХМАН:
- На самом деле с технической точки зрения в создании сайта нет ничего сложного: все разработки давно имеются и "раскрасить" сайт в соответствии с пожеланиями заказчика - это задача для школьника. Но этот "секрет Полишинеля" тщательно хранят дизайнеры и web-программисты: им выгодно, чтобы их работа воспринималась как нечто сверхсложное. Однако специалисту совершенно ясно: даже при малом бюджете можно получить эффективный сайт - все зависит от степени фантазии постановщика задачи.
В то же время реализовать действительно сложные проекты в сфере электронного бизнеса в Перми чрезвычайно сложно по ряду причин.
Во-первых, многие электронные базы данных (например, ORACLE) требуют размещения на провайдерских серверах с лицензионным программным обеспечением, а в Перми, да и в России в целом, таких провайдеров найти непросто.
Во-вторых, просто дизайнеров и web-программистов здесь уже недостаточно, необходим труд как минимум трех человек: технического специалиста, инженера-системщика и маркетолога. Необходимо создать четко регламентированное техническое задание для разработчика, где в соответствии с государственными стандартами будут указаны все требования к продукту, его функциям, структуре. Следует отметить, что подходы к проектированию систем электронной коммерции и интернет-ресурсов отличаются от подходов к проектированию автоматизированных систем управления предприятиями, поскольку находятся на стыке маркетинга и программирования. То есть это - действительно непростой труд, требующий специальных знаний, квалификации и опыта работы.
Я убеждена, и опыт моей работы это только подтверждает, что фирма, занимающаяся непосредственно электронным дизайном, где средний возраст сотрудников не превышает 22-23 года, физически не в состоянии осилить проект, требующий глубоких специальных познаний, проработки и производственной базы. Этим должны заниматься программисты, инженеры - то есть фирмы, специализирующиеся в области создания программного обеспечения. Пока же многие заказчики этого не понимают, и им за баснословные деньги могут быть "впарены" просто красивые картинки...
Итак, какие же из всего этого можно сделать выводы? Меняющиеся на мониторе окна должны не просто радовать глаз руководства предприятия, но приносить пользу, служить целям продвижения на рынке товаров и услуг фирмы-владельца сайта, прямым продажам. Его создание - не такое уж дорогое удовольствие, а вот требования к функциональности должны быть рассмотрены специалистом в каждом конкретном случае. Поэтому подумайте - может быть, сайт вам вообще не нужен?
Система электронной коммерции - эта штука будет даже масштабнее, чем хороший функциональный сайт. Едва появившись в пермском интернет-пространстве, эти системы уже столкнулись с огромным количеством технических, административных проблем, а также с пресловутым "человеческим фактором". Но если упорные электронные коммерсанты, поддерживаемые грамотными энтузиастами вроде Марии Вейхман, продолжат борьбу за цивилизованность на виртуальном рынке, электронный бизнес прочно войдет в пермскую жизнь, и мы еще вернемся к этой теме.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.