СОЛО ДЛЯ ЛИФТА
Под аккомпанемент пишущих машинок
Перед закрытием сезона пермская опера порадовала зрителей комедией о любви с фокусами, стрельбой и боксерским поединком.
Опера синтетична! Возможно, именно она - родоначальница всех ныне процветающих популярных жанров, от кабаре до боевика-блокбастера. Такой вывод можно сделать после премьеры комической оперы Гаэтано Доницетти <Эликсир любви>, ранее известной российским меломанам как <Любовный напиток>.
На премьере этой впервые идущей на пермской сцене оперы многие ловили себя на неожиданном узнавании. Дело в том, что <Эликсир любви>, благодаря своему мелодизму, <раздерган> на концертные номера. Ария Неморино Una Furtiva Lagrima исполняется всеми уважающими себя тенорами, от Энрико Карузо до Алибека Днишева. Если тенор не поет <Уну фуртиву>, то он какой-то подозрительный тенор, а может, и не тенор вовсе, а, страшно сказать, баритон... Теперь возможность доказать свою адекватность получили молодые солисты пермской оперы Павел Брагин и Сергей Власов.
Брагин, который пел на премьере, показал не только сильный и глубокий голос, но и продуманный артистизм, умение подать суть героя, не блещущего красивостью. Его Неморино - итальянский Простодушный, Иванушка-дурачок, герой по сути фольклорный и оттого - вневременной.
Сюжет оперы столь же безыскусен и легко переносится в любые конкретно-исторические обстоятельства. По замыслу режиссера-постановщика Влада Каппа и художника Елены Соловьевой, герой не просто беден и простодушен, но еще и социально унижен: он - уборщик в некоей канцелярии, где героиня, его возлюбленная Адина, - топ-менеджер. То, что герои так <разнесены> по социальным слоям, не только придает объем простенькой истории о любви, мошенничестве и деньгах, но и создает ироничную атмосферу - ироничную прежде всего по отношению к стереотипам современности.
Перенесение действия в обстановку машбюро, где лишь барочные виньетки да пышные парики сотрудников напоминают о невчерашнем происхождении первоисточника, создает простор для дизайнерско-инженерных решений. В самом начале действия, когда занавес только раскрылся, внимание зала приковывает лифт. Он не только присутствует на сцене, он еще и выполняет свою повседневную функцию - переносит героев с этажа на этаж. Этот лифт повергает зал в молчание: все начинают гадать, что за прием видят они на сцене? И лишь когда из-под сцены, в дыму и пламени, как черти из преисподней, начинают лезть до зубов вооруженные гангстеры, зал вздыхает с облегчением: все понятно, перед нами - пародия. И пародия, прежде всего, на эстетику кинематографа.
Что ж, можно сказать, нанесен ответный удар. Ведь <Эликсир любви> неоднократно становился пищей для кинематографистов. Не говоря уже об итальянском фильме 1956 года, исполненном в эстетике неореализма, есть еще и свободная американская версия <по мотивам> - <Любовный напиток № 9>.
Что касается <киношных> штучек постановщика Каппа, то они не просто подчеркивают пародийное начало в постановке, но и создают новые актерские возможности для солистов. Известно ведь, что опера статична, потому что трудно одновременно работать голосом и совершать быстрые движения. Но если позаимствовать у кинематографа такую полезную штуку, как рапид... Тогда получится то, что получилось в замечательном финале первого действия: Неморино и <гангстер> Белькоре не просто поют дуэт, но и боксируют, совершая движения из арсенала боевой хореографии восточных единоборств, а сочувствующие болельщики обмахивают их боксерскими полотенцами. Алексей Дюгаев в роли Белькоре в этот момент просто-таки наслаждается неоперной пластикой и возможностью продемонстрировать комедийный талант.
Кино невозможно без спецэффектов. В театре их роль исполняют фокусы. Народный артист России Владимир Данилин, по его собственному выражению, <выдернул> несколько трюков из своей новой программы и подарил их театру. Его не смутило даже то, что Валентин Косенко, исполняющий роль мошенника Дулькамары, явно пародирует сценические замашки... самого Данилина.
На фоне всего этого совсем не удивительно, что жезл Дулькамары переливается всеми огнями, как джедайский меч...
Короче, посмотреть есть на что. Но самое отрадное, что при этом еще и есть что послушать! Мелодизм, доступность, легкость музыки Доницетти гармонируют с искренним желанием молодых певцов созидать красоту, достойную <Эликсира любви>.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.