ОТ КИРКОРОВА ДО ГЭБРИЭЛА
Новым главным балетмейстером в Пермском театре оперы и балета стал «варяг» из Питера, 50-летний Давид Авдыш
Новым главным балетмейстером в Пермском театре оперы и балета стал "варяг" из Питера, 50-летний Давид Авдыш
Нет смысла говорить о том, что такое главный балетмейстер для Пермского театра с его балетными амбициями, основанными на действительно серьезных традициях. Все без слов ясно: новый человек вызывает в балетной среде повышенные опасения и столь же чрезмерные надежды. Может быть, это слишком прямолинейно, но я бы назвала это надеждой на появление нового Боярчикова.
После знакомства с Давидом Авдышевичем Авдышем становится ясно: кто угодно, но только не Боярчиков-дубль-два...
Между тем, Д. Авдыш не впервые появляется в Перми. В 1980-е годы он ставил здесь детский балет "Муха-цокотуха" и большой балетный дивертисмент в опере "Самсон и Далила". А прочие творческие достижения маэстро весьма разнообразны. Это и одноактные балеты для студии Ленинградской консерватории (коллектив, которым нынче руководит Никита Долгушин), "Тщетная предосторожность" и "Легенда о Тиле" в Омском музыкальном театре, а также очень много эстрадной и спортивной хореографии. В течение 4-х лет Давид Авдыш руководил балетом Санкт-Петербургского мюзик-холла. Делал хореографию в концертных программах Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Маши Распутиной. Был хореографом-постановщиком танцев на льду, среди которых - номера олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Много работал за рубежом.
По собственному признанию Давида Авдышевича, его переезд в Пермь связан с тем, что его дальнейший рост и самореализация в Петербурге становились проблематичными. Давно существующее и вполне понятное желание работать всерьез с серьезной труппой наталкивалось на то, что в Питере существуют либо театры одного руководителя, либо - труппы, эксплуатирующие "джентльменский набор" из классических хитов - "Лебединое озеро" плюс "Дон Кихот".
В Перми ситуация для человека со свежими идеями весьма выигрышная: прекрасная труппа (от которой Авдыш в искреннем восторге), и в то же время некий репертуарный голод, на фоне которого постановка детского, вовсе не вечернего, к тому же старенького спектакля "Золушка" подается чуть ли не как прорыв и сенсация.
Высказывания Авдыша о его пермских перспективах пока очень осторожны. Он справедливо полагает, что первый спектакль станет индикатором: удалось ли сработаться с труппой, приняла ли новую эстетику пермская капризная публика... А первый "блин" задуман весьма смелый - "Мастер и Маргарита". Правда, название спектакля еще не придумано, но зато определены исполнители главных партий, а главное - есть музыка, очень разнообразная. Это и Шостакович, и Берлиоз (это не прикол), и... Питер Гэбриэл. Такое музыкальное многообразие связано с тем, что Авдыш, перенося на сцену многофигурный роман Булгакова, не собирается жертвовать ни одной из сюжетных линий, и для каждой придумано отдельное музыкальное и пластическое решение. Постановщик хочет сделать этот спектакль подарком для зрителя и в то же время выражением своего отношения к советской эпохе, которая нас вырастила и на каждого наложила свою печать.
Подарок для зрителя - потому что следующим спектаклем Авдыш намерен пермяков загрузить всерьез. Это - его мечта, давно вынашиваемый замысел сделать балет на музыку Рахманинова и на прозу Толстого. "Воскресение". Книга эта - всегда на столе у балетмейстера. Вдохновляет. В фигуре Нехлюдова Авдыш видит огромный трагизм и возможность создать в зале состояние катарсиса. По его мнению, роман Толстого заканчивается многоточием. Нехлюдов остается все тем же барином, жизнь его принципиально не меняется. Разве это воскресение? Новый руководитель пермского балета намерен поставить в финале конкретную точку и закончить спектакль смертью героя.
...Авдыш тем временем не торопится знакомиться с пермскими театральными достижениями. Принципиально не будет смотреть "Мастера и Маргариту" в театре "У моста" до того, как осуществит собственную сценическую версию булгаковского романа. Избыток информации ему сейчас не нужен. Вот после первых "блинов" - тогда конечно.
Минула всего неделя со дня назначения на пост главного балетмейстера Давида Авдыша - ассирийца родом из Украины, выпускника Киевского хореографического училища и Ленинградской консерватории, много лет проработавшего в Питере. Его питерские контакты - еще один большой плюс для Пермского театра. Многолетняя дружба с Борисом Эйфманом позволяет надеяться на дружбу пермской труппы с этим выдающимся питерским хореографом. Так, у Авдыша есть задумка пригласить Эйфмана для переноса на пермскую сцену балета "Чайковский", которому самое место в театре имени Петра Ильича. Правда, с самим Эйфманом это пока не обсуждалось. Но идея, согласитесь, приятная.
Комментируя назначение Давида Авдыша, художественный руководитель театра Георгий Исаакян говорит о том, что ждет новых радикальных идей, которые так нужны пермскому балету. Характеризуя творческий язык Авдыша, Исаакян говорит, что это - очень энергичная работа с телом, не вычурная, не надуманная, наполненная здоровой, одухотворяющей энергией. Превращение жестов во взаимоотношения.
И все же, как появилась кандидатура Давида Авдыша?
Георгий Исаакян говорит, что, когда речь зашла о новом главном балетмейстере, он попросил совета у компетентных людей, в том числе - у Владимира Салимбаева, который учился в консерватории в одно время с Авдышем. Он-то его и порекомендовал.
В дальнейшем среди критериев отбора появилось умение создать полноценный спектакль. Потому что, по словам Г. Исаакяна, концертных хореографов в России достаточно, а вот театральных - в пределах одного десятка.
Что же касается предшественника Авдыша, Кирилла Шморгонера, который "подхватил" труппу в очень сложный момент и руководил ею 12 лет, то его судьба, скорее всего, не будет больше связана с Пермским театром оперы и балета. Он отверг предложение Исаакяна стать ведущим педагогом-репетитором, сообщив, что у него есть другие приглашения. Возможно, даже за рубеж.
Еще один любопытный момент: назначение нового балетмейстера одобрено лично губернатором. На встрече с Авдышем Юрий Трутнев интересовался тем же, чем иинтересуются и все остальные театралы: его творческими планами.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.