ГОЛЬФ С ДОЛГОВЫМИ ЯМКАМИ,

Или как на федеральном и региональном уровнях решаются проблемы банкротства

Поделиться

или Как на федеральном и региональном уровнях решаются проблемы банкротства

Игорь Васильевич Пастухов родился 3 мая 1961 года в деревне Губаны Уинского района. После окончания школы поступил в Пермский сельхозинститут. Имеет два диплома о высшем образовании - экономиста-организатора и юриста, готовится получить третий - управленца.

Основные вехи трудового пути: председатель профкома профтехучилища, оперуполномоченный отдела по борьбе с экономическими преступлениями областного ГУВД, коммерческий директор ТОО "Торговый дом "Канта", внешний управляющий АО "Эвестур", председатель совета директоров ЗАО "Пермский электротехнический завод". Одновременно был конкурсным управляющим ООО "Фармакон" (1999-2000), АО "Пермский целлюлозно-бумажный комбинат" (2000), картонной фабрики "Северный коммунар".

В декабре 2001 года избран депутатом Законодательного собрания Пермской области.

В середине-конце 1990-х годов производство в России поразил кризис неплатежей. До 60% комбинатов, заводов и фабрик, которые считались убыточными, в принципе не могли отдать долги, а для тех, кто получал прибыль, разом расплатиться означало разориться. Сегодня положение многих из них продолжает вызывать серьезные опасения за их судьбу.

О создании единой четкой системы вывода предприятий из кризиса, о видении этой актуальнейшей для региона и страны проблемы на федеральном и региональном уровнях рассуждает председатель совета директоров "Пермского электротехнического завода", депутат областного Законодательного собрания Игорь Пастухов.

- Игорь Васильевич, закон "О несостоятельности (банкротстве)" существует уже 10 лет. Действие его в Пермской области за этот немалый период принесло зримый и ощутимый эффект?

- Практика применения закона о банкротстве в Прикамье достаточно большая. Сегодня на рассмотрении арбитражного суда Пермской области находится почти 800 дел о банкротстве, всего же с момента его принятия - ноября 1992 года - рассмотрено более 2,5 тыс.

В сферу действия закона попали такие крупные предприятия, как "Сода", "Велта", "Камский ЦБК", "Камтэкс", "Яйвинская птицефабрика", "Эвестур", а также ряд средних и мелких фирм. Однако итогом практического применения закона стало восстановление платежеспособности в ходе внешнего управления лишь 5 предприятий, и следует констатировать, что требования кредиторов в ходе этих процедур удовлетворяются в весьма малой степени - в общей сумме лишь на 7%.

Не прав был великий Конфуций, говоря, что не важно, каков закон, лишь бы он выполнялся. Без четкого определения и закрепления функциональных правовых аспектов деятельности всех сторон, участвующих в процедуре банкротства, нет смысла говорить о масштабных позитивных результатах.

- Каковы причины актуальной неэффективности существующего закона и какие проблемы она порождает?

- На проходившем не так давно "круглом столе" по проблемам банкротства мы очертили их круг. Одна из основных причин - то, что процедура внешнего управления в ее сегодняшнем правовом аспекте малодейственна. В ходе применения закона о банкротстве выявилось огромное количество лакун, пробелов в действующем законодательстве. Практика позволила увидеть и откровенно негативные явления, возникшие в результате применения действующего закона.

Среди наиболее существенных проблем в сфере банкротства следует упомянуть прежде всего нарушение прав должника и его учредителя - последний фактически полностью отстранен от участия в процедуре банкротства, не имея возможности защищать свои интересы перед лицом собрания кредиторов или арбитражного управляющего. Кроме того, необходимо говорить и о нарушении прав государства как кредитора по обязательным платежам.

Еще один важный момент - непрозрачность проведения процедур банкротства, недостаточная урегулированность взаимодействия между участниками процедуры, что приводит к злоупотреблению правом и - в конечном итоге - вывод активов должника и их продажа по очень низким ценам.

И наконец, последнее (отнюдь не с точки зрения важности) слабое место в законодательстве - отсутствие какой-либо ответственности со стороны арбитражного управляющего за принятые решения и осуществляемые действия.

- Сейчас у всех на слуху проект изменений в закон о банкротстве, и в Госдуму и Совет федерации поступило уже более 4 тыс. поправок. Насколько новый законопроект сможет "финансово оздоровить" регион?

- Новая редакция закона предусматривает ряд существенных отличий от ныне существующей. Это широко разветвленная и глубоко структурированная система обеспечения прав и законных интересов кредиторов, защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации-должника, включая государство как собственника и акционера, изменение статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего, совершенствование государственного регулирования процедур банкротства.

- Вы согласны с позицией Федеральной службы по финансовому оздоровлению, что усиление роли государства скажется однозначно положительно на проведении процедуры банкротства?

- Это зависит во многом от пресловутого "чиновничьего фактора" - добросовестности и ответственности "государева человека на местах". Если он будет принимать деятельное участие в процессе - как равный среди равных, а не наблюдать за происходящим со стороны либо навязывать определенные решения, ситуация будет складываться позитивно. Кроме того, нельзя забывать о существовании так называемого "теневого передела". Действительно, есть прецеденты, когда единственным заслоном на пути теневых дельцов может стать лишь государство, реально могущее и долженствующее обеспечить прозрачность всех процедур.

- Принципиальный вопрос новой концепции законопроекта - саморегулируемые организации. Что это такое?

- Предполагается, что они станут эффективным инструментом обеспечения ответственности и выработки профессиональных стандартов деятельности. В законе оговаривается, что саморегулируемая организация создается в форме некоммерческого партнерства. И здесь возникает явное противоречие - арбитражные управляющие, входящие в подобную организацию, должны будут солидарно отвечать по обязательствам этой организации, что абсолютно не соответствует закону Российской Федерации о некоммерческих организациях.

- Из предыдущего вопроса логически вытекает следующий: как в реальности, а не на бумаге будет осуществляться страхование деятельности арбитражных управляющих?

- Это, пожалуй, один из сложнейших вопросов, который требует взвешенного и обоснованного решения.

По моему глубокому убеждению, арбитражные управляющие вполне сопоставимы по проценту профессионального риска со спасателями, работниками МЧС и прочими представителями profession de foi. На сегодня отношения между страховыми организациями и организациями арбитражных управляющих пока нигде и никак не прописаны.

- Вы - один из наиболее известных в регионе антикризисных управляющих (достаточно оглянуться на ваш послужной список) и одновременно заместитель комитета по региональной политике областного парламента. Насколько созвучны амплуа законодателя и менеджера, "вытаскивающего" из долговой ямы очередное предприятие?

- На самом деле это - аверс и реверс одной монеты. Невозможно осознать и адекватно оценить масштабы региональной политики и стратегии развития области без практического знакомства с ее проблемами, и наоборот - знание единого направления позитивной динамики края неоценимо помогает в решении конкретных оперативных задач и проблем.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться