Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Нет кризиса в экономике. Есть кризис в управлении

«Турбулентность» создаёт проблемы различным секторам экономики, но подталкивает к поиску нестандартных решений

Поделиться

На круглом столе «Клуба финансистов Пермского края» было предложено обсудить стратегии ведения бизнеса в кризисный период. По мнению отдельных экспертов, у сегодняшнего кризиса в России есть гораздо более глубокие корни, чем кажется на первый взгляд. В то же время собравшиеся пришли к выводу, что в кризис можно не только продолжать эффективно работать, но и получать выгоду от наступивших изменений.

Валюта

  Константин Долгановский

Экономия — дорога в пропасть

Рассуждая о том, какую стратегию лучше выбрать в кризисный период, директор по экономике и финансам ОАО «Редуктор-ПМ» Андрей Белоусов (входит в холдинг «Вертолёты России», являющийся дочерней компанией ОПК «Оборонпром) заявил, что ещё в ходе предыдущего кризиса предприятием был отвергнут путь экономии. «Мы пошли в направлении развития производства и освоения новых продуктов, что позволило нам и этот кризис встретить обеспеченными ресурсами и возможностями».

В то же время промышленник усомнился, что сегодняшний кризис в России можно назвать экономическим. «Кризис в экономике — это определение неверное и уводит от основной причины», — сделал эксперт парадоксальное заявление. По его мнению, кризисы в экономике — явление перманентное. Причина же сегодняшних проблем российской промышленности — в кризисе управления. Главенствующую роль в управлении предприятиями стали играть финансисты, считает эксперт. Однако одним контролем над денежными потоками прогресса не добьёшься.

Причину управленческого кризиса России Александр Белоусов видит в уникальной системе собственности, созданной в стране.

Александр Белоусов, директор по экономике и финансам ОАО «Редуктор-ПМ»:

— Мы изобрели новую формулу — государственно-корпоративная собственность, которой нет нигде в мире. Есть частная собственность, и больше никакой. У нас была социалистическая собственность, теперь — государственно-корпоративная. Что за собственность? С чем её есть? Вообще, кризис у нас начался ещё в 1985 году, и мы до сих пор из него не вышли.

Сейчас на предприятии «Редуктор-ПМ» реализуется проект создания центра компетенции российского уровня по проектированию редукторов и трансмиссий как авиационного, так и неавиационного назначения. По словам экономиста, в данный момент для работы в центре подбираются «конструкторские мозги», создаётся необходимая материальная база. По словам Белоусова, на пути прогресса им существенно «усложняет жизнь дороговизна банковских ресурсов». Причём более выгодно предприятиям сегодня, по его словам, иметь дело не с государственными, а с частными банками.

В целом, по словам Александра Белоусова, руководство «Редуктор-ПМ» пришло к выводу, что путь экономии и снижения затрат для машиностроительной отрасли опасен и «ведёт в пропасть». Именно поэтому компания выбрала иную стратегию, даже в кризисное время изыскав возможности вкладываться в развитие.

Представители менее крупного бизнеса, ориентированного на работу с импортными поставщиками, заявили о том, что сокращение затрат в подобные периоды очень даже возможно.

Марина Истомина, руководитель центра Volvo Trucks в Перми, призналась, что российский рынок грузовых автомобилей сократился на 49% с марта 2014-го по март 2015 года. Только в том сегменте, в котором работает Volvo Trucks в Перми (сервисное обслуживание грузовых автомобилей), продажи сократились на 36% за 2014 год.

Причины падения рынка специалист объясняет тем, что у клиентов порой просто нет возможности эксплуатировать технику: из-за отсутствия достойных объёмов работ для грузового транспорта 20% клиентов отсеялось, признаётся Марина Истомина.

Марина Истомина, руководитель Volvo Trucks в Перми:

— Принцип тут очень жёсткий: время — деньги. Лишние единицы транспорта для перевозчика — это финансовые потери. Вынужденное время простоя влечёт финансовые санкции по просроченным лизинговым платежам и невозможность проводить плановое техобслуживание автомобилей и ремонт. Сложности данного периода: в настоящее время клиентам нужно привыкать к новой цене на автомобили, новым процентным ставкам по кредитным ресурсам, которые выдают банки, новой стоимости страховки, новым ценам на запчасти, масло, шины и прочие расходные материалы.

По словам Марины Истоминой, компания, которую она представляет, выбрала стратегию «стабилизация и сохранение», которая, на взгляд эксперта, наиболее благоприятна в кризисное время.

Тем не менее компании пришлось на 10% сократить управленческий персонал, пересмотреть организационную структуру предприятия. «Основной пункт, который позволил нам сэкономить, — экономия электроэнергии. Мы разработали план разумного потребления, разделили здание сервисного центра на зоны, определили приоритетные. Таким образом, за зимний период мы сэкономили, 5% в денежном выражении от объёма ежемесячных затрат на этот ресурс».

По словам Истоминой, период кризиса компания активно использует для обучения и повышения квалификации персонала.

«Кризис — время нестандартных решений»

Финансовый директор ОАО «КД Групп», директор ООО «Камская долина — Финанс» Владимир Пучнин заявил, что последствия кризиса в строительной отрасли ещё скажутся в ближайшие годы. Не исключает эксперт и того, что в 2016—2017 годах в связи с этим обострится проблема обманутых дольщиков. «Вопрос только в том, будет ли эта проблема носить массовый или точечный характер», — заявляет Пучнин.

Владимир Пучнин:

— Очень многие компании не были готовы к сегодняшней ситуации ни финансово, ни с точки зрения опыта, ни с точки зрения ресурса. Кризисные явления ощущаются. Ситуация нормализуется, но медленно. Мы применяем все возможные подходы в отношениях с банками, рассматриваем возможности рассрочки, нестандартные ситуации приобретения недвижимости, выстраиваем отношения с подрядчиками-строителями. Применяем всевозможные схемы факторинга, лизинговые схемы, тройственные кредитные соглашения. Такой подход не даёт нам скучать.

Представитель ритейла, заместитель директора ООО «ЭКС» по экономике и финансам Элла Попова отметила, что в Перми рынок ритейла высококонкурентен и ситуация кризиса в чём-то даже пошла на пользу крупным компаниям. В частности, по её словам, намного проще сегодня найти хорошую площадку для магазинов. «Сейчас арендаторы более сговорчивы, предпочитая работать с зарекомендовавшими себя компаниями», — отмечает она, напоминая, что локация — одно из важнейших условий правильного развития ритейла.

Элла Попова не согласилась с тем, что кризис грянул неожиданно. «Ещё в августе 2014 года можно было предполагать, чего ожидать дальше», — говорит эксперт. И даже сам кризис, по мнению госпожи Поповой, «это время возможностей, которые только нужно увидеть».

Элла Попова, заместитель директора ООО «Экс» по экономике и финансам:

— Ритейл очень тонко чувствует все колебания платёжеспособности населения. Первые два квартала 2014 года проходили хорошо, в третьем квартале мы почувствовали тренд на снижение. Тогда у нас возникла острая необходимость запустить проект экономии затрат. Мы мотивировали персонал, чтобы к концу года сократить затраты на 10% по отношению к изначально запланированному уровню. Моё глубокое убеждение: покопайся в экономике компании — и найдёшь массу мест, где затраты нецелесообразны.

По мнению Эллы Поповой, главное в кризис — правильно управлять финансовыми потоками. «На мой взгляд, компании разоряются не потому, что проводят убыточные операции, а потому, что они теряют платёжеспособность. Возможно, компания не следит за кредиторкой, за оборачиваемостью потоков. Когда денег становится мало, надо научиться ими хорошо управлять, чтобы не растерять подрядчиков и поставщиков».

По мнению эксперта, ничто не мешает ритейлеру в какой-то момент заменить поставщику банк. «Если у тебя есть какой-то ликвидный объём денег, то попробуй этот объём заставить работать. В кризис и появляются такие неожиданные решения», — советует ритейлер.

Александр Воронцов, генеральный директор АКБ «Проинвестбанк», в свою очередь признался, что наиболее правильный подход в кризисные времена — «готовиться к худшему, поскольку на самом деле будет ещё хуже», и порекомендовал не искать лёгких путей.

Александр Воронцов, генеральный директор АКБ «Проинвестбанк»:

— Самая простая и самая лёгкая стратегия является наименее правильной в кризисный период. Банки использовали самые простые способы превращения ресурсов, как то: «взять в центральном банке и выдать на рынок» либо «взять на внешнем рынке и вывалить на рынок». Такие стратегии в кризис не работают.


«С помощью одних финансистов управлять нельзя»

Андрей Белоусов, директор по экономике и финансам ОАО «Редуктор-ПМ»:

— Мы усиленно начали думать над выходами, реализуя самые примитивные подходы — от сокращения персонала, сокращения рабочей недели, избавления от излишков до объединения в холдинги. На самом деле, если немного копнуть историю, становится очевидно, что эти периоды спада в экономике мы проходим с завидным постоянством.

Мы создавали госкорпорации, меняли активы. Это дало некоторый эффект в экономике, был сделан некоторый прорыв, были созданы определённые условия для развития отдельных предприятий, отдельных отраслей. Главенствующую роль стали играть финансисты, и мы это сегодня ощущаем. Это привело к тому, что всё внимание сконцентрировано на контроле денежных потоков. Вопросы производства, развития техники, освоения новых продуктов, совершенствования существующих продуктов затратны. Сегодня они, естественно, про-

игрывают, уходят на второй план, поскольку требуют дополнительных финансовых ресурсов. Это затрудняет развитие машиностроительной отрасли.

К тому же отдельные постановления правительства обязывают государственные учреждения отчислять в бюджет не менее 25% от прибыли. Это накладывает дополнительные нагрузки на предприятия. По моему мнению, это можно считать кризисом не в экономике, а кризисом в управлении.

Мы создали госкорпорации, много усилий потратили, чтобы сконцентрировать в них предприятия, но с помощью одних финансистов управлять нельзя, и контролем денежных потоков мы не создадим прогресс. В последнее время машиностроение с помощью таких методов управления пришло к тому, что мы исключили все ёмкие направления: наукоёмкое, материалоёмкое.

До перестройки Россия была достаточно развитой страной. Были свои станки, своё оборудование. Да, изоляция от всего мира тогда наложила отпечаток.

И сегодня мы уже вышли на кооперацию (с импортными предприятиями — ред.), занялись отдельными направлениями, которые были узки и не всем доступны. Начался прогресс. Однако сейчас мы пришли в ситуацию кризиса и лишились поступления с Запада оборудования, ремонтов, обслуживания, технологий...

Не думаю, что это приведёт к прогрессу. Этот узел нужно разрубить.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться