Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Подлинная жизнь тылового города

…Показана на выставке «Тыл. Железные башмаки»

Поделиться

Каждые пять лет, как только случается очередной юбилей Победы, Пермская государственная художественная галерея обязательно напоминает пермякам, что в годы войны в её стенах спасались сокровища Третьяковки и девяти других музеев. Как правило, напоминание происходит с помощью выставки спасённых шедевров. Именно так всё было, например, пять лет назад, когда на выставке «Спасибо, Урал!» в Перми побывали хрестоматийные картины русских классиков, в том числе «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова. Простой и очень благодарный приём. Однако на сей раз от него отказались.

Тыловой город

  Валерий Заровнянных

Выставка «Тыл. Железные башмаки» посвящена не только живописи, но и в целом культуре и быту тылового города и полностью построена на пермском материале. В первую очередь, конечно, на экспонатах из запасников галереи. Помогли и другие музеи, а также просто пермяки: так же, как при подготовке прошлогодней выставки к 100-летию начала Первой мировой войны, галерея призвала жителей города нести памятные артефакты. Получился диалог: идя по выставке, посетитель слева видит художественные инсталляции, а справа — что-то вроде огромного настенного фотоальбома, где фотографии из личных архивов приклеены коричневыми уголками на серый картон и сопровождены написанными от руки выдержками из писем врача Николая Липина.

Хирург Николай Липин прошёл всю войну и погиб за два месяца до победы. Бережно хранящиеся в семье письма правдивы, искренни, написаны изумительным языком. Больше всего Липин беспокоился о том, что его жена слишком много работает и четверо детей остаются без присмотра. Если б он знал, как сложится судьба этих детей, он был бы горд и счастлив: все они стали успешными учёными, дочь продолжила его дело, став известным врачом.

Художественная часть выставки в основном состоит из живописи и графики, которые пополнили запасники галереи в военные годы. Сегодня в бюджете уже несколько лет нет денег на закупку произведений искусства для музея, а во время войны такие средства находились, и фонды галереи пополнились 1200 работами советских, русских и зарубежных авторов. Многие можно увидеть в экспозиции, но очень непросто идентифицировать: экспозиция построена по принципу открытого хранения, картины висят от пола до потолка, сплошным массивом, и вместо отдельных этикеток снабжены общим списком.

Здесь главное — не отдельные экспонаты, а общее впечатление, атмосфера, считает Надежда Беляева. В военные годы население Молотова утроилось, жить приходилось в тесноте, и теснота экспозиции — отражение этой ситуации.

В военное время галерея закрылась для посещений, но готовила передвижные выставки, в том числе для госпиталей, а также предоставила помещения для изготовления агитационных плакатов. Эти плакаты — как копии «Окон РОСТА», нарисованных, например, Кукрыниксами с текстами Маршака, так и местные, работы художника Черемных и поэта Д'Актиля — самые, наверное, яркие экспонаты в «художественной» части выставки.

Авторы экспозиции старались отразить все аспекты тыловой культуры: здесь и издательства, и СМИ, и театры, и библиотеки. Но тема эвакуированных в Молотов столичных музеев всё же доминирует, поскольку именно она дала художнику-экспозиционеру Кате Бочавар ключ к оформлению экспозиции. Все перегородки и витрины выполнены из фанерных ящиков с грубыми надпечатками: «ГМИИ им. Пушкина», «Музей искусства народов Востока» и т. п. — в таких ящиках прибывали в Молотов эвакуированные произведения искусства.

Начавшись как выставка документов и фотографий, картин и плакатов, «Тыл. Железные башмаки» постепенно «овеществляется», становится всё более предметной, осязаемой, объёмной. В ней появляется жизнь — подлинная жизнь тылового города. В создании этой, самой эффектной и самой человеческой части экспозиции, приняло активнейшее участие Пермское отделение Союза журналистов России, благодаря которому была использована коллекция «звездинца», военного корреспондента, историка и краеведа Аркадия Константинова. Прямо скажем: без экспонатов Константинова ничего не получилось бы. Во всяком случае, так не получилось бы.

Коллекция Константинова — это целый мир. Тут всё: от мебели до бижутерии, не говоря уже о документах — письмах, фотографиях, всевозможных удостоверениях. Всё в отличной сохранности.

Благодаря Константинову в экспозиции «Тыл. Железные башмаки» появились не только самые эффектные экспонаты, но и герои. Например, Азияс Пинкасович Фатер. Эмигрант из Польши, он прошёл фильтрацию, был определён на жительство в Молотов, здесь женился, отсюда пошёл на фронт, а вернувшись, стал известнейшим в городе портным, страшно популярным — все модницы мечтали к нему попасть.

В экспозиции — пальто и женский костюм его работы, а также его фото в военной форме.

Это счастливая история. Есть и грустные — например, судьба Жана Пивоварова, которому посвящена небольшая инсталляция из скрипки, фотографий и документов.

Когда мальчик родился, его хотели назвать Павлом, но в ЗАГСе родителям сказали, что это имя царское и лучше взять какое-нибудь революционное. Назвали Жаном. С детства мальчик интересовался музыкой, по его настоянию родители купили скрипку, которая стала его первым инструментом. Постепенно Жан, обучаясь музыке, научился играть на всех инструментах, которые были в оркестре оперного театра! Но стать музыкантом ему не было суждено: будучи совсем юным, он был призван на фронт и погиб очень быстро.

А скрипка выжила и в контексте выставки стала символом культуры, которая прошла через человеческие потери и сохранилась в годы войны.

Из предметов коллекции Аркадия Константинова художник Всеволод Аверкиев создал… самую настоящую коммуналку. Посетители выставки реагируют на этот её раздел примерно так же, как на музей «Квартира строителей социализма» в Краснокамске, — узнают «свои» вещи: «Ой, а у меня был точно такой же коврик! И салазки я помню!»

В этой «коммуналке» с одной стороны от зрителя — общий коридор, где аккуратно стоят галошки, детские ботиночки, те самые салазки. С другой стороны — жилая комната, занавеской разделённая на гостиную и спальню: круглый стол под плюшевой скатертью, настольная лампа-«грибок», потёртый коврик на стене. Абсолютно «живой» интерьер. Да ещё и кошка мяучит — вся выставка сопровождается «точечными» звуками, «подогнанными» под контекст: то стрекот пишущей машинки, то стук колёс…

Из этой коллекции пришли и железные башмаки, которые дали выставке название: была такая обувь у рабочих горячих цехов, которая надевалась на обычные сапоги или ботинки и предохраняла их от огня. Впрочем, Надежда Беляева предлагает ещё одну, метафорическую трактовку названия: в сказке о Финисте — Ясном соколе героиня должна была износить три пары железных башмаков, чтобы найти суженого. Для победы в войне нужно было такое же упорство и такой же труд.

Выставка «Тыл. Железные башмаки» работает в Пермской государственной художественной галерее до 30 июля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться