«ПРОИЗОШЛО НЕЧТО СТРАШНОЕ…»
Сенатор Олег Чиркунов – о новинках в российском налоговом законодательстве
Сенатор Олег Чиркунов - о новинках в российском налоговом законодательстве
Совет федерации одобрил Закон РФ "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ", после чего его подписал президент РФ.
На прошлой неделе представитель Пермской области в верхней палате российского парламента Олег Чиркунов прокомментировал этот закон для пермских законодателей. По его мнению, более 1 тыс. поправок, которые закон вносит в Налоговый кодекс, носят технический характер. В числе наиболее важных из них сенатор отметил статьи, проясняющие порядок уплаты налога на прибыль, а также акцизов и пошлин на нефтепродукты.
Олег ЧИРКУНОВ, заместитель председателя комитета по бюджету Совета федерации:
- Необходимость в этих технических поправках возникла по той причине, что Налоговый кодекс принимается не как единый документ, а по главам. В результате, когда принимается каждая следующая глава, она не стыкуется со всем остальным и приходится каждый раз вводить коррективы.
Поправки в НК привнесли, по мнению сенатора, некоторое ужесточение при начислении налога на прибыль после переоценки основных фондов. Возможностью переоценить активы воспользовались многие предприятия, увеличив при этом амортизационные отчисления. На сегодняшний день после внесения нескольких технических правок те предприятия, которые переоценили активы, должны сейчас заплатить прибыль с разницы между старой и новой стоимостью или отказаться от амортизационных отчислений, которые были начислены на суммы переоценки стоимости основных фондов.
Следующий вопрос, затронутый сенатором, - подоходный налог на средства негосударственных пенсионных фондов. Предлагалось отменить налог на взносы в НПФ, и ввести его на выплаты. Однако, по словам О. Чиркунова, в силу недостаточной квалификации инициаторов этой поправки и высокой квалификации комитета по бюджету результат получился следующий. Средства НПФ обложили на выходе и не сняли обложения на входе. Таким образом, сумма облагается дважды. Эту проблему также придется решать впоследствии.
Еще одна статья, которая, как считает О. Чиркунов, потребует дальнейшего вмешательства законодателей, - поправка об уровне экспортных пошлин на нефтепродукты.
Олег ЧИРКУНОВ:
- Скорее всего, правительство просто не обратило на нее внимание. Лишь после того, как поправка была принята Госдумой в третьем чтении, все вдруг поняли, что произошло нечто страшное. Выяснилось, что правительство использует внешние пошлины на нефтепродукты как запретительную меру вывоза нефтепродуктов за пределы страны. На сегодняшний день правительство считает, что оно потеряло возможность регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Итак, нерешенные проблемы - экспортные пошлины, пенсионные фонды и списание переоценки на амортизацию. Видимо, эти вопросы будут решаться в ближайшее время путем принятия дополнительных поправок.
Еще один нормативный акт, который также прокомментировал сенатор - статья о налогах взамен отмененного с 1 января 2002 года оборотного налога на пользователей автодорог, - находится на рассмотрении в парламенте.
Олег ЧИРКУНОВ:
- Есть одно объяснение, почему прежний налог надо менять, - потому что он непользовательский. 1%-ный налог с оборота платили одни, а ездили по дорогам другие. Непользовательский налог надо заменить на пользовательский. Отмененный оборотный налог предлагалось компенсировать, во-первых, за счет существенного увеличения транспортного налога. (Общая сумма, которую надо компенсировать бюджетам субъектов федерации, 210 млрд рублей. Транспортный налог составит 21 млрд рублей.) Во-вторых, за счет увеличения ставки акцизов на ГСМ и передачи этих средств на дорожное строительство в субъекты федерации. (По предварительным подсчетам, это - от 70 до 90 млрд рублей.) В-третьих, за счет 1,5%-ного налога на прибыль, что может составить от 30 до 50 млрд рублей.
С этим предложением все согласились, и руководители фракций направились к президенту РФ. Вернулись же с решением, которое звучит совершенно по-иному. Никто до сих пор не может объяснить, кто предложил его главе государства.
Суть решения в следующем: субъектам передается 4% налога на прибыль, транспортный налог, земельный налог, субвенции. Акцизы же на топливо остаются в федеральном центре.
В принципе, оттого, что налог на прибыль передается регионам вместо акцизов, выигрывают регионы-доноры. Но все доноры, за исключением Москвы, сомневаются в реальности сбора этого налога в текущем году.
От передачи акцизов в регионы выигрывают, как ни странно, дотируемые. При обсуждении этого вопроса возникло много технических проблем. В частности, не договорились о том, где будут взиматься акцизы на ГСМ. Сегодня они взимаются у производителей нефтепродуктов. Очевидно, чтобы схема начала действовать, надо взимать акцизы на АЗС. Тогда получается странная конструкция: налог федеральный, а взимать его надо в регионах. Понятно, что субъекты палец о палец не ударят для того, чтобы его собрать.
Поэтому, несмотря на договоренности на самом высоком уровне, мне кажется, что правительство пойдет на то, чтобы отдать регионам акцизы. По крайней мере, это решение уже принято комитетом по бюджету Совета федерации. Правительство поставлено в известность, что позиция СФ по этому вопросу будет жесткой.
Далее, правительство предложило проиндексировать ставку земельного налога в 1,8 раза и засчитать всю сумму в дорожный фонд. В ходе достаточно жестких столкновений правительства и сенаторов решено перечислять всю сумму индексированного налога в региональные бюджеты.
Что касается вопроса индексации цен на ГСМ, то первоначально предлагалось проиндексировать акцизы на ГСМ на 70%. По расчетам Минэкономразвития, это повлекло бы повышение цен на ГСМ на 10-18%.
Сейчас предлагается поднять акцизы на 45%. С 1 января следующего года на цены на ГСМ начнут влиять следующие факторы: во-первых, индексация акциза; во-вторых, снижение экспортной пошлины на нефтепродукты, которая повлечет значительное увеличение объемов реализации на внешнем рынке и, соответственно, потенциальный рост цен на внутреннем рынке, так как цены на нем поддерживаются сегодня на низком уровне за счет кризиса перепроизводства.
Наконец, третий фактор, который уже сегодня начал влиять на цены на ГСМ. Дело в том, что в прошлом году собираемость по акцизам на ГСМ была на уровне 66%. Производители ГСМ, в том числе и те, что работают на территории Пермской области, увели свои обороты в свободные зоны и не платили акцизов. Сейчас производителей нефтепродуктов призвали к порядку.
О. Чиркунов сообщил также, что в Госдуме рассматривается 4 варианта закона о поддержке субъектов малого предпринимательства (суть его заключается во введении льгот для малого предпримательства), а также закон о вмененном налоге - еще один законодательный акт, изменения в который предлагаются правительством. По мнению О. Чиркунова, в результате принятия этого закона региональные законодательные органы могут лишиться возможности дифференцировать уровень вмененного налога. То есть у субъектов федерации пытаются отобрать те права, которые у них есть.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.