РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ЕСТЬ

Мнение вице-губернатора Аркадия Каца

Поделиться

У нас стало традицией - начинать каждый новый бюджетный год в рамках новых "правил игры". Вот и 2003 году региону, как субъекту федерации, придется вступать в новые налогово-бюджетные отношения.

Изменения предстоят большие. Главное из них - отмена с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог. Это последний шаг в выполнении правительственной задачи - отмене всех оборотных налогов, которых существовало несколько. Самые крупные - налог на содержание жилфонда и социальной сферы (1,5%) и налог на пользование автомобильными дорогами (1,9%). Первый из них был отменен в 2000 году. С 2001 года ставка второго была снижена до 1%. В следующем году предстоит сделать решительный шаг - отменить последний из оставшихся оборотных налогов. Будет отменен и налог на владельцев транспортных средств.

Это означает, что бюджетная система лишается крупного доходного источника. В целом по стране потери бюджетов всех субъектов федерации составят 187 млрд рублей, поскольку этот налог являлся региональным. Пермская область таким образом лишится 3,5 млрд рублей, заложенных в бюджет. Такая реформа содержит два принципиальных момента: налогов становится меньше, расходы на содержание дорожного хозяйства перестают иметь целевой характер.

Выпадающие доходы Минфин предлагает компенсировать за счет других налогов. В сумме это может составить 121 млрд рублей. Налоговую нагрузку планируется увеличить за счет двух самых значимых налогов. Так, ставку земельного налога предлагается проиндексировать в 1,8 раза, увеличив его объем, и все эти деньги отдать региональным бюджетам.

Еще одна компенсационная мера - увеличение акцизов на бензин. Пока идет дискуссия, насколько именно, но предположительно называется цифра в 70%. Планируется также увеличение акцизов на спирт, ликероводочные и табачные изделия.

И это еще не все. Вместо отменяемого налога на владельцев транспортных средств предлагается ввести транспортный налог, который по своей сути ничем не будет отличаться от своего предшественника.

Нетрудно заметить, что напрямую в региональные бюджеты после реализации налоговой реформы попадут только земельный налог, транспортный налог и частично - налог на спирт, ликероводочные и табачные изделия. Акцизы на бензин по закону должны поступать в федеральную казну. С позиции Минфина, компенсировать потери региональных бюджетов можно будет также перераспределением налога на прибыль. То есть увеличением доли, направляемой в субъекты федерации, от федеральной ставки налога на прибыль на 1,5% (при том, что сама ставка остается неприкосновенной - 24%). Если в текущем году субъекту федерации причитается 14,5%, то в будущем году можно будет рассчитывать на 16%.

По нашим расчетам, в областном бюджете предлагаемые Минфином схемы позволят компенсировать 1,8-1,9 млрд рублей.

Важно отметить еще один момент: Минфин, признавая, что не в полном объеме компенсирует регионам расходы на дорожное строительство, предполагает на эти цели выделять из федерального бюджета средства путем субсидий и субвенций. Правда, пока на этот счет нет никаких документов, механизма такого финансирования не существует. Вся информация носит исключительно устный характер.

Какие действия в этой ситуации предполагает предпринять областная администрация? Эти проблемы пока прорабатываются, после чего предложения будут вынесены на обсуждение депутатов Законодательного собрания. Прорабатывается блок, связанный с возможным увеличением объема средств, получаемых областью из федерального бюджета. Прежде всего, за счет участия в федеральных программах. Есть и еще один путь - увеличение средств на текущее финансирование федеральных структур, осуществляющих свою деятельность на территории Пермской области.

Второй принципиальный момент: предстоит реализовать целую систему мероприятий по оптимизации расходования бюджетных средств, снижению затрат. Мы уверены, что по целому ряду направлений это сделать вполне возможно. Причем это не касается выплат населению. Это касается взаимоотношений бюджета и предприятий, которые оказывают населению услуги и сегодня получают из бюджета дотации на покрытие разницы между существующей оплатой и реальными затратами.

Неизбежно пойдет речь об оптимизации сети бюджетных учреждений. Нам предстоит предусмотреть механизм оказания того же объема социальных услуг с более низкими затратами. По крайней мере задача такая поставлена.

Особое внимание будет уделено в следующем году финансированию наиболее значимых расходов, 100%-ная гарантия которых должна быть заложена в бюджете, прежде всего - заработной платы. Необходимо завершить создание механизма экономического стимулирования, интереса к сокращению непроизводительных затрат бюджетных средств. Резервы экономии реально существуют.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться