МЕЛКИМИ ШАГАМИ – К КУЛЬТУРЕ

Пиетет перед высоким искусством пермская элита демонстрирует скорее из соображений моды и престижа

Поделиться

Пиетет перед высоким искусством пермская элита демонстрирует скорее из соображений моды и престижа

На свой юбилей пермские предприятия "ЛУКОЙЛа", как все помнят, пригласили не дискотеку "Авария" и не Кристину Орбакайте, а Большой симфонический оркестр Владимира Федосеева. Хотелось воскликнуть "браво!". Но БСО один вечер играл для широкой публики, а другой концерт планировался только для внутрикорпоративного пользования. И вот на него-то билеты пришлось в последний момент срочно везти в музыкальное училище и предлагать "за просто так" всем желающим. Иначе вышел бы скандал. Пермь прославилась бы тем, что оркестр - возможно, лучший в мире - играл для пустого зала.

Известна и недавняя история, когда местные VIP'ы проигнорировали заключительный вечер "дягилевских" празднеств в оперном театре.

Действительно ли художественные вкусы столпов пермского общества слабо коррелируют с декларируемым статусом просвещенных интеллектуалов? Об этом - беседа с Людмилой Корж, председателем правления Пермской музыкальной общественной организации "Классик", уже десятый сезон проводящей в Пермском научном центре Уральского отделения РАН (бывший особняк Грибушина) вечера классической камерной музыки.

- Говорят, сильные мира сего с пермской пропиской все свои культурные интересы сводят к преферансу, боулингу и в лучшем случае к горным лыжам. Это, на ваш взгляд, легкое преувеличение или печальная правда?

- Мне трудно что-либо утверждать, так как я не принадлежу к этому кругу. Если ситуация действительно такова, то ее надо принять как есть и не сокрушаться. Скорее всего, другой она быть и не может.

В Перми и области исторически сложилась своеобразная культурная ситуация. Пермь изначально и всегда была городом-заводом, а также центром громадного "лагерного массива". Масса людей сидела, другая масса их охраняла. Образованная и приобщенная к культуре публика начала притекать в город только в начале XIX века. Слой творческой интеллигенции здесь всегда был тонким, но действенным. К тому же он был востребован деловой элитой. К примеру: эффективное, взаимообогащающее сотрудничество вылилось в новую и смелую для России начала ХХ века форму организации театрального дела - "Пермскую городскую театральную дирекцию". К сожалению, все эти радости были недолгими.

Дух каторжной, лагерной местности по-прежнему витает над городом и накладывает на мышление людей какие-то кандалы, путы. К примеру, джаз - самая свободолюбивая форма в музыке - в Перми практически не развивается. Я имею в виду, конечно, не "прикладной" джаз, звучащий в кафе и ресторанах. Пермские музыканты, к сожалению, вынужденно перешли на уровень культурного обслуживания, профессиональной концертной деятельностью занимаются единицы. И это при том, что в городе удивительным образом сохранился слой серьезно интересующихся классической музыкой людей. Они за счастье сочтут приобрести билеты на концерт БСО или балет Санкт-Петербургской консерватории... Невольно думаешь, что Пермь неадекватна тем людям, которые здесь живут. Вот эта неадекватность, выражаемая в не настоящей, а декларируемой любви к своим согражданам со стороны власти, очень чувствуется. Она распространяется и на культуру.

- Вы хотите сказать, что властная элита не учитывает запросы культурного слоя города?

- Да, "диффузия интересов" между ними, на мой взгляд, весьма незначительна. Возможно потому, что элита как слой, а не совокупность отдельных людей, занимающих высокое общественное положение, у нас еще не сложилась. Необходимо время, чтобы выработать ценностную вертикаль и сверять с нею практическую деятельность.

Вы видели схематическое изображение человеческого мозга? Посмотрите, вот рисунок, сделанный рукой известного в Перми хирурга. Мы как раз тоже разговаривали с ним о городе, о культуре, и он мне сказал: видите, основная масса мозга - это бессознательное. А тонкая пленочка серого вещества, кора - сознательное. Вот у нас этой тонкой пленочки в городе нет. А есть только совершенно разрозненные островки. Эти островки в силу исторических обстоятельств сегодня еще не тяготеют к тому, чтобы создать кору, которая как раз руководила бы всем остальным, что есть.

- А кто сегодня из власть имущих, богатых, влиятельных пермяков являет собой такие "островки", прообразы будущей элиты?

- В буквальном смысле слова таким "островком" для меня является Пермский научный центр. Его руководители - члены-корреспонденты РАН Юрий Клячкин, уже ушедший от нас, и В. Матвеенко с большим уважением относятся к творчеству наших лучших пермских музыкантов. Я с признательностью отношусь к вице-губернатору Татьяне Марголиной, потому что она чувствует, что есть по-настоящему ценного, интересного, хотя бы потенциального для развития культуры и искусства в городе. Сотрудничество и взаимопонимание, которое я встретила у президента Торгово-промышленной палаты Виктора Замараева, помогли четко сформулировать и реализовать интересный проект - фестиваль камерной классической музыки "Пермский меломан".

- Я его часто вижу у вас на концертах в особняке Грибушина...

- Его, как человека глубокого, интересует все: каких артистов и по каким соображениям мы приглашаем, источники финансирования. Кстати, среди сотрудников ТПП немало любителей классической музыки.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за поддержку фестиваля "Меломан" директора РМЦПК при ПГТУ Анатолия Молодчика, генерального директора НПО "Искра" Михаила Соколовского и генерального директора "Пермской приборостроительной компании" Алексея Андреева.

Я, конечно, рада, что сейчас пристальное внимание уделяется театру оперы и балета. Как существуют градообразующие предприятия, так и наш оперный театр воспроизводит духовные ценности "первого порядка" и сохраняет культурное пространство города. Но одним оперным театром нельзя ограничиваться. Все остальное, что вокруг оперного, - пока стихийно.

Однажды гостивший в Перми англичанин принес мне книгу, которая громадными стопками лежала неразобранной в университете - "Очерки истории британской интеллигенции" Любови Фадеевой. Я всегда считала, что интеллигенция - это исключительно российское явление. Однако англичанин деликатно, но настойчиво советовал: а вы все же прочтите. Интереснейшая книга, для меня она настольная. Потому что все процессы, которые шли в Англии, повторяются у нас. Сначала там были созданы ассоциации юристов, потом врачей, бухгалтеров, а затем в очень серьезный профессиональный клан оформился страховой бизнес. Что касается художников, литераторов, артистов, музыкантов, журналистов (в Англии еще во второй половине XIX века их считали просто "бродягами") - то их ассоциации стали создаваться позже, в начале ХХ века. Профессионализм образованного класса был востребован в то время, когда формировались новые идеи о роли государства в британском обществе. Кстати, вперед выдвинулись журналисты.

Наша пермская ситуация сейчас напоминает давнюю английскую, когда музыканты имеют если не статус бродяг, то что-то близкое к тому. Они не объединены клановыми интересами, профессиональными задачами. Это становится совершенно очевидным при очередной творческой акции. В городе даже планирования этих акций не делается, каждый на свой страх и риск ведет работу.

Конечно, в такой ситуации, когда никто не занимается профессиональным менеджментом наших творческих сил, они фактически остаются брошенными на произвол судьбы.

- Значит, нужно просто ждать и не рыпаться - время еще не пришло становиться Перми культурной?

- "Рыпаться" нужно. Нельзя же бездеятельно надеяться, что со временем все само собой устроится. Но, может статься, ни усилия эти, ни само время быстро не приведут нас к положительным изменениям. Многое зависит от особенных местных условий. Ведь что такое ассоциация? Это осознание необходимости объединяться. Люди должны быть готовы к объединению, корректно друг к другу относиться, уметь друг друга выслушать. Пока этих качеств на уровне личностей не будет, то бесполезно и объединяться. Останутся все те же амбиции и борьба за самовыживание.

Когда начнут вкладывать деньги в искусство? Наверное, не скоро. Нет закона, по которому это было бы выгодно, и мы его не скоро дождемся. Мне пришлось участвовать в разработке областного закона о благотворительности 5 лет назад, потом увидела, что это бесполезно, он не проходит.

Что ж, будем двигаться вперед привычным мелким шагом... Видимо, Перми преодолеть отставание от других крупных городов Урала в плане профессиональной и массовой культуры предстоит не скоро.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться