Ольга Дерягина


Азбука вкусов Петра Фролова

Поделиться

Открытие каждой выставки художника Петра Фролова представляет собой гастрономический перформанс. В первый день недавно проходившего в Перми вернисажа он потчевал всех собственноручно изготовленными настойками и демонстрировал три вполне съедобных натюрморта — ностальгический, дорожный и деревенский, которые отражают разные грани его жизни и творчества.

— Пётр, вы постоянно подкармливаете посетителей своих выставок…

— Это точно не маркетинговый ход! Начну издалека. В Питере в 1991 году вышел закон, согласно которому художникам должны были предоставляться помещения под мастерские. Прочитав новость об этом в газете, я тут же обратился в горисполком и, как ни странно, получил положительный ответ на свою просьбу. В ту пору мне было 16 лет, я учился в Мухинском училище и получил огромную — около 200 м — мастерскую в центре города, рядом со станцией метро «Владимирская». Рядом жили «Митьки», на Пушкинской, 10 собирался питерский рок-клуб, происходила очень весёлая кутерьма. В силу возраста в ту взрослую компанию я не был вхож, зато практически ежедневно сам устраивал студенческие тусовки. Денег не было совершенно, это были бедные и голодные годы, но это не мешало мне накрывать стол, имея лишь перловку и иван-чай. Со временем те праздники переформатировались и стали тем, чем являются сейчас.

— Открывая свою последнюю выставку в Перми, вы щедро наливали гостям разные настойки. Ягоды для них сами выращиваете?

— Нет! Крестьяне в Тверской области, где у нас есть дом, знают о том, что мы делаем настойки чуть ли не в заводском объёме для наших выставок (а их у нас порядка 10 в год), несут нам свои урожаи, и мы их покупаем.

— Вы сами готовите или Наталья (супруга Петра Фролова, художница Наталья Тор)?

— По очереди. Лично я люблю не столько готовить, сколько накрывать на стол. Этому искусству, art de la table, меня с детства учил папа. В какое бы время суток я ни приехал к своим родителям — будь то девять утра или девять вечера — в доме всегда красиво накрыт стол, на нём стоит спиртное, хотя родители непьющие и гость может отказаться. Но так заведено.

На формирование моих вкусов сильное влияние также оказал приятель из Франции, где мы с Натальей довольно длительное время жили в небольшом местечке между Марселем и Тулоном. Даниель работал шеф-поваром в больших отелях по всему миру, и однажды он предложил нам бартер: «Давайте я будут у вас бесплатно жить, а взамен готовить». Мы согласились, и я научился массе очень полезных фишечек. Главный урок, который я усвоил, — профессионал должен уметь приготовить из того, что есть в холодильнике. Он так и делал: брал огрызок банана, немножко мёда, немножко масла и создавал совершенно безумный десерт.

А вообще, самый простой и эффектный вариант удивить гостей — это фламбирование, по сути поджигание продуктов. Можно зайти в магазин, купить креветок, сливочного масла, петрушки и крепкого алкоголя и приготовить всё это за считаные минуты.

Ещё одно блюдо, которое мне нравится готовить, — разнообразные пасты. Принцип приготовления соуса такой же, как при подготовке палитры у художника: смешиваешь всё, что есть под рукой.

— Ваши родители имеют отношение к изобразительному искусству?

— Мой папа — театральный художник, мама при советской власти работала в публичной библиотеке, а потом, когда стали выпускать за границу, она развернула ювелирный бизнес и мотается по всему миру.

— Про вас тоже можно сказать — мотаетесь по миру. Это потребность или творческая необходимость?

— Путешествия уже стали частью меня самого. Недавно я осознал, что пожар, в результате которого сгорел наш дом в Тверской области, был своего рода знаком того, что я слишком прирос к одному месту. Дом мы восстановили, но я убедился, что ноутбука, кредитной карточки и двух рубашек вполне достаточно для того, чтобы жить.

— Мысль купить дом за границей не возникала?

— Конечно, возникала, и не раз. Но дом, собака, вещи — это не мой вариант. Очень сильно привязывает.

— Чем определяется выбор очередного места путешествия?

— Например, для написания «Царя Салтана» мне был нужен сказочный остров, первая ассоциация возникла с Кубой, поэтому я взял и поехал туда. На этой картине, кстати, изображено особенно много всякой еды, писал её, находясь на очередной диете, жутко хотелось есть, при этом купить еду было сложно. Продукты приходилось буквально выискивать: о, говядину выкинули, а вот очередь за капустой и так далее.

Букву «О» для проекта «Азбука» нужно было делать в какой-то из стран Восточной Европы, поэтому мы сняли дом на границе Германии и Чехии и два месяца жили там.

Сейчас у меня есть очень забавный заказ, который я называю «Роскошь» и над которым планирую работать параллельно с «Азбукой». Задача заключается в том, чтобы сделать гротескную, в чём-то даже китчевую работу на тему роскоши. По идее заказчика действие должно происходить в Ницце, и если там омар, так в жемчугах, если яхта, то с шёлковыми парусами и так далее.

Обычно большую часть года я провожу в доме на скале в Гурзуфе (Крым). В полном одиночестве там очень хорошо работается.

— Вы теперь пишете только на заказ или для души удаётся творить?

— Заказы расписаны на многие годы. Единственная роскошь, которую я могу сейчас позволить себе, не брать тех заказов, которые мне неинтересны.


Хреновуха от Петра

Медицинский спирт разбавить до 75°. Добавить хрен и мёд на глазок. Выдерживать сколь угодно долго. Ягодные настойки выдерживать не дольше месяца. Отдельный случай — вишня: выдерживать не больше двух недель, иначе косточка даст горечь.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться