КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТИТАНА И МАГНИЯ ОБОСТРЯЕТСЯ
Собрание акционеров АО «АВИСМА» подвело результаты работы за 2001 год.
Собрание акционеров АО "АВИСМА" подвело результаты работы за 2001 год
Кризис на мировом рынке титана и магния, произошедший после сентябрьских событий в США, в 2001 году лишь частично ударил по производителям "крылатого металла". Рост производства в первом полугодии позволил достичь неплохих показателей в целом.
Объем поставок титановой губки в 2001 году заметно вырос по отношению к предыдущему периоду (производство березниковского титана составило 29% в общем объеме мирового рынка). Основными рынками сбыта титановой губки были Россия ("Верхне-Салдинское производственное объединение"), Япония, Северная Америка, Западная Европа, Китай. Основным же потребителем губчатого титана продолжало оставаться ВСМПО.
Кроме того, в 2001 году "АВИСМА" производила титановые порошки, которые поставлялись европейским производителям титаносодержащих лигатур.
На рынке магниевых сплавов в 2001 году отмечалась жесткая конкуренция не только среди западных производителей, включая DSW, "АВИСМу" и "Соликамский магниевый завод". Шло интенсивное внедрение сплавов китайского происхождения на рынки Западной Европы и США. Причем потребители магния и магниевых сплавов сегодня отмечают, что качество китайского материала становится стабильнее из года в год.
Несмотря на жесточайшее давление Китая на рынки сбыта, в минувшем году "АВИСМА" увеличила годовой объем продаж магния и магниевых сплавов до 21 тыс. тонн, что на 14,7% больше, чем в 2000 году. Основными рынками сбыта были Северная Америка, Западная Европы и Россия. Продолжилось укрепление позиций и на российском рынке. Такие крупные потребители, как "Русский алюминий" и "Суал-холдинг" продолжают сотрудничество с "АВИСМой". Объем продаж на внутреннем рынке и странах СНГ составил более 3,4 тыс. тонн, в том числе магниевых протекторов - свыше 728 тыс. тонн.
В структуре продаж "АВИСМы" титан в 2001 году составил 62%, магний и магниевые сплавы - 35%. Оставшаяся часть приходится на химическую продукцию - побочные продукты производства магния и титана. Применение ее разнообразно - от металлургии до химической, лакокрасочной промышленности.
В течение всего года шли работы по сертификации магниевой продукции. АО "АВИСМА" получило статус сертифицированного поставщика магниевых сплавов для компании DaimlerCrysler, вступило в проект североамериканских автомобилестроителей USCAR, который предусматривает создание новых перспективных магниевых сплавов.
В планах на 2002 год - увеличение объема продаж магниевой продукции до 26 тыс. тонн. Поставлена задача удержаться на традиционных географических рынках и в секторах потребления магния. Кроме того, потребителям будут предложены, кроме традиционных марок магниевых сплавов, качественно новые сплавы, позволяющие удовлетворять самые современные требования. На промышленные объемы будет выведен новый литейный комплекс, где начнется выпуск крупногабаритных магниевых слитков.
Если говорить о финансовых показателях, то в результате экспансии китайских производителей цена реализации на экспорт магниевой продукции снизилась с $1850 до $1600. Эти тенденции повлияли на экономику предприятия. Сказались на результатах также выросшие тарифы на электроэнергию (в 2 раза), на тепловую энергию (32%), на железнодорожные перевозки (20%).
Корпоративные отношения ВСМПО-"АВИСМА" позволили сохранить стабильным производство и выполнить намеченную программу увеличения объемов. Плановые задания 2001 года по выпуску товарной продукции выполнены на 104,1%, по объему отгруженной продукции - на 103,6%, по себестоимости товарной продукции - на 93,3%.
Однако внешние факторы привели к ситуации, когда при росте выручки за товары и услуги на 28,3% (по сравнению с 2000 годом) полная себестоимость увеличилась на 36,6%, а прибыль от реализации осталась на уровне 2000 года (443,8 млн рублей).
Сегодня руководство комбината разрабатывает ряд мероприятий, направленных на рациональное использование оборотных средств, снижение затрат, освоение новых видов продукции, увеличение производительности труда, поиск альтернативных источников и поставщиков электроэнергии.
Всем исполнительным директорам и начальникам управлений предложено взяться за секвестирование заводского бюджета на 10-12%. Причем делать это придется ежегодно, вплоть до 2004 года - времени прогнозируемого роста. Самый непопулярный момент должен произойти 2 апреля, когда стартуют мероприятия по сокращению персонала "АВИСМы" на 10%. Судя по всему, нынешнее "мягкое" сокращение - не предел. Правда, генеральный директор Владислав Тетюхин обещает, что ни заработная плата персонала, ни ветераны "АВИСМы", ни социальная сфера от такой экономии не пострадают.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.