АНАТОЛИЙ СЕДЫХ: МЫ НЕ ОЛИГАРХИ, МЫ – ДРУГИЕ

Интервью генерального директора «Объединенной металлургической компании»

Поделиться

Интервью генерального директора "Объединенной металлургической компании"

Генеральный директор ОМК Анатолий Седых - один из ведущих топ-менеджеров в сфере черной металлургии. Родился в 1964 году. В 1987 году окончил МИСИС по специальности инженер-экономист. Кандидат экономических наук. Свою карьеру начинал с должности экономиста в Центральном научно-исследовательском институте черной металлургии. В 1990 году стал генеральным директором МНПП "Техноинвест", с 1993 по 1999 год являлся председателем правления Металлинвестбанка. В 1999 году возглавил Выксунский металлургический завод (ВМЗ). С 1999 года - генеральный директор ЗАО "Объединенная металлургическая компания" и одновременно председатель совета директоров ВМЗ.

- Анатолий Михайлович, как скоро вы пополните собой ряды российских олигархов? Кстати, вы сами причисляете себя к олигархам?

- Мы - другие люди. Мы не занимаемся политикой, наше дело - производство. У нас технократическая команда с вполне прагматическими целями.

- Как и когда создавалась ОМК?

- Закрытое акционерное общество "Объединенная металлургическая компания" появилось в 1992 году. Сегодня можно утверждать, что ее появление было закономерным. Возрождение предприятий после череды кризисов начала 1990-х годов, стремительное развитие новых для России рыночных отношений без восстановления и развития внутриотраслевой кооперации, тем более в сфере черной металлургии, было бы нереальным. ОМК стала одним из тех активных субъектов новой российской экономики, кто принял в этом самое деятельное участие.

В состав нашей компании входят Чусовской, Щелковский и Выксунский металлургические заводы, а также "Губахинский кокс". В начале 2001 года к группе предприятий ОМК присоединился "Челябинский трубопрокатный завод".

- Была ли какая-то последовательная логика в приобретении предприятий?

- Утверждать, что все происходило планомерно, конечно, нельзя. Какой-то элемент случайности, безусловно, присутствовал. И Выксунский, и Чусовской заводы обслуживались в Металлинвестбанке, где я работал в начале 1990-х председателем правления, у нас с ними сложились хорошие отношения. Директора заводов выступали инициаторами совместной работы. Поэтому наш приход на предприятия прошел спокойно.

- Все ли ваши приобретения осуществлялись цивилизованно, были ли в вашей практике захваты заводов, недружественные поглощения?

- На мой взгляд, все было очень цивилизованно. Конечно, иногда в процессе покупки возникали какие-то разногласия, в основном, по цене пакетов, но решались они достаточно мирно. В принципе, мы или приобретали акции заводов на аукционах, или принимали предложения о покупке от прежних владельцев.

- И все-таки, вы предварительно изучали те предприятия, которые приобретали?

- Если кто-то, участвовавший в приватизации, будет рассказывать, что изначально была какая-то логика в покупке предприятий, то этому можно не верить. Конечно, был определенный элемент случайности, но мы стремились приобретать предприятия, которые по виду выпускаемой продукции являются доминирующими или занимают в России значительную часть рынка.

Так было в начальный период строительства компантии. Сейчас у ОМК есть четкая стратегия. Мы следуем рыночной логике и у нас есть понимание того, куда и с какой целью мы движемся.

Сегодня наши предприятия выстраиваются в некую единую технологическую цепочку. Например, "Чусовской металлургический завод" - наша основная сырьевая база, это один из ведущих производителей товарного чугуна в России, кроме того, он занимает 50% объема рынка в выпуске феррованадия и 60% рынка отечественных авторессор. ЧМЗ получает высококачественный кокс, который производит ОАО "Губахинский кокс". "Выксунский металлургический завод" и "Челябинский трубопрокатный завод" - крупнейшие в России производители труб. ВМЗ производит 60% российских цельнокатаных железнодорожных колес. "Щелковский металлургический завод" - монополист по выпуску масочной и экранной стали, используемой в электронной промышленности.

- Говорят, среди ваших партнеров значатся практически все флагманы отечественной металлургической промышленности?

- Нашим основным стратегическим партнером является "Северсталь" - ведущий россйиский производитель металлопродукции. Кроме того, мы сотрудничам с "Магнитогорским металлургическим комбинатом" и другими металлургическими предприятиями России и СНГ.

- Какие проблемы решает строительство современного сталилетейного комплекса в Чусовом?

- Сталь наши заводы производят в трех сталеплавильных цехах. Совокупная производительность семи мартеновских печей состаляет около 1 млн тонн стали в год. Но эта сталь не устраивает нас ни по качеству, ни по себестоимости. Организация сталеплавильного комплекса на Чусовском металлургическом заводе позволит вывести из эксплуатации мартеновские печи, заменив их одной электропечью высокой мощьности.

Комплекс в Чусовом - это принципиально другая технология, которая снижает зависимость от железорудного сырья. Что касается поставок коксующегося угля, то мы хотели бы купить небольшой угольный разрез, который покрывал бы наши потребности в коксующемся угле, поставляемом на "Губахинский кокс". Мы пока не решили, какой именно и где.

- Сколько вы вложили в реконструкцию и строительство новых объектов на АО "Губахинский кокс"?

- Инвестиции составили 200 млн рублей, из которых около 50% средств - собственные деньги компании, а остальное - заемные средства. Бизнес-план предполагает, что эти вложения окупятся через 2,5 года.

- Губахинское предприятие производит кокса несколько больше, нежели способен потребить "Чусовской металлургический завод". Значит, около 40% от общего объема производства будет реализовываться другим предприятиям, входящим в вашу группу?

- Среди предприятий, которые входят в нашу компанию, производит чугун лишь "Чусовской металлургический завод". Следовательно, весь излишек кокса будет продаваться на свободном рынке.

Все взаимоотношения, выстроенные между предприятиями, входящими в группу, базируются исключительно на рыночных началах. Это значит, что ЧМЗ будет покупать у "Губахинского кокса" производимую продукцию по среднерыночным ценам и расплачиваться "живыми" деньгами. Это - наша принципиальная позиция, потому что в противном случае мы не сможет оценить эффективность работы в каждом конкретном подразделении. Да, координируется сбытовая и маркетинговая позиции, но все цены носят исключительно взаимовыгодный характер. Точно так же, когда будет проведена реконструкция сталеплавильного комплекса, вся заготовка - и колесная, и трубная - будет иметь сбыт исключительно внутри группы, но опять же по взвешенной рыночной цене.

- Вы подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией Пермской области и Западно-Уральским банком Сбербанка России, касающееся строительства нового сталелитейного комплекса на ЧМЗ. О чем говорится в этом документе?

- Подписанное соглашение предусматривает сотрудничество сторон по ряду позиций: финансированию проекта, обеспечению режима наибольшего благоприятствования его участникам в Пермской области, максимально эффективному использованию реконструированных и вновь создаваемых мощностей.

Реконструкция производства на АО "Чусовской металлургический завод" предполагает замену мартеновского способа производства на электросталеплавильный. Единый сталеплавильный комплекс позволит обеспечить основные предприятия группы - "Чусовской металлургический завод", "Челябинский трубопрокатный завод" и "Выксунский металлургический завод" - высококачественной непрерывнолитой заготовкой.

Подчеркну, что, на мой взгляд, новый сталеплавильный комплекс должен стать одним из самых современных в мире. В его состав войдут сверхмощная электродуговая печь, агрегаты печной обработки стали, машина непрерывной разливки. Мощность комплекса составит 1,2 млн тонн стали в год.

Строительство сталеплавильного комплекса на "Чусовском металлургическом заводе" благотворно скажется на деятельности остальных предприятий группы: будет снижена себестоимость продукции, повышено ее качество, увеличена рентабельность работы предприятий ОМК. Предварительно скажу, что общая сумма инвестиций приближается к $120 млн, из которых большая часть будет прокредитована Сбербанком России.

- Вы решились на вложение гигантских средств - $120 млн в Чусовской метзавод, оправданы ли все сопутствующие риски?

- Реалии таковы, что ОМК сейчас является горизонтально интегрированной компанией, потому что сегодня в нашу группу входят два крупнейших российских трубных завода. Поэтому логично, что трубы являются для нас основным производственным направлением.

Существует два вида труб - электросварные, производимые из стального листа, и горячекатаные бесшовные, сырьем для которых является трубная заготовка. Что касается первого вида продукции, то здесь наши стратегические партнеры, как я уже говорил, - это "Северсталь" и "Магнитогорский металлургический комбинат". Часть заготовки для горячекатаных труб мы производим сами на мартенах, а остальной объем сырья приобретаем на свободном рынке. Нас такое положение дел не устраивает по двум причинам: во-первых, качество мартеновской стали значительно ниже, чем электропечной, а, во-вторых, себестоимость заготовки выше того, что производит электропечь либо конвертер. Соответственно на повестке дня стоит вопрос снижения издержек и повышения качества заготовки. Здесь, повторюсь, очень логично смотрится ЧМЗ, потому что именно в его составе есть собственное доменное производство. Наличие же жидкого чугуна облегчает производство конечного продукта - стали. Соответственно, мы этим фактом просто обязаны воспользоваться для развития собственного плавильного производства.

- Будет ли уменьшено количество рабочих мест на ЧМЗ после строительства нового современного производства?

- Сложный вопрос. Наши металлургические заводы не соответствуют уровню производительности труда своим западным аналогам. Нормальная тенденция - это рост заработной платы и экономия так называемого "живого труда". Но я думаю, что после строительства сталеплавильного комплекса в Чусовом серьезные изменения в количестве работающих на предприятии все-таки не произойдут.

- Когда "Объединенная металлургическая компания" приобрела "Чусовской металлургический завод"?

- Сотрудничество началось еще в 1996 году. Мы взаимодействовали с ЧМЗ как с клиентом Металлинвестбанка, на счетах которого размещались средства пермского металлургического гиганта. Впоследствии у нас сложились хорошие и добрососедские отношения с менеджментом предприятия. Поэтому, столкнувшись с достаточно непростыми экономическими реалиями, директор предприятия обратился к нам с тем, чтобы мы приняли участие в покупке акций предприятия. Мы это предложение приняли и с 1997 года начался новый этап сотрудничества ЧМЗ и ОМК.

- Какой по объему пакет акций ЧМЗ находится в вашей собственности?

- Нам принадлежит более 75% акций предприятия.

- Предполагалось ли в тот момент, когда вы решили вложить средства в покупку ценных бумаг ЧМЗ, что чусовское производство будет интегрировано в единый холдинг?

- Предположить то или иное развитие событий в 1996 году было достаточно сложно. Мы приобретали завод как весьма перспективный и эффективный актив. Думаю, что мы тогда не ошиблись. Подтверждением моих слов служит то, что сегодня ЧМЗ - успешно работающее предприятие, которое достаточно органично взаимодействует с другими структурными подразделениями ОМК.

- В ОМК входят два дивизиона: металлургический и трубный. Какому из них вы будете отдавать предпочтение в дальнейшем развитии и вложении инвестиций?

- Каждый из них будет развиваться в соответствии с единой стратегией - максимальная кооперация производства, ориентированная на потребности рынка, и централизованный сбыт продукции. От этого во многом зависит успех всей группы.

- Кроме "Чусовского металлургического завода" и "Губахинского кокса" что-то еще вашей компании в Пермской области интересно?

- На данный момент я думаю, что нет, поскольку в Прикамье больше не осталось тех металлургических мощностей, которые бы представляли интерес для ОМК с ее профилем производимой продукции. Другим же бизнесом, кроме производства труб и металлопродукции, мы не занимаемся.

- То есть, говоря другими словами, все пермские металлургические производства уже поделены?

- Нет. Просто в Пермской области в принципе больше нет интересных проектов. Есть, конечно, еще "Лысьвенский металлургический завод", на мой взгляд, достаточно перспективное производство, но опять-таки - пока это не наш профиль, а скорее - "Северстали", которая реализует ряд крупнейших международных совместных программ по оцинковке стали.

- Выступая перед прессой, вы сказали, что сегодня без помощи администрации региона крайне трудно реализовать тот или иной проект даже самым крупным российским холдингам. Что вы имеете в виду, когда говорите о необходимости так называемого территориального лоббизма?

- При реализации крупных инвестиционных проектов, администрация области и Законодательное собрание региона имеют право снижать налоговоые ставки (к примеру, налог на прибыль с 24 до 20%), а также оказывать содействие в получении многочисленных "разрешений" и "согласований". Любой крупный проект требует наличия в области или республике благоприятного инвестиционного климата. Если этого нет, то даже самая разумная инициатива столкнется с закономерными в российских условиях сложностями.

Я могу привести такой пример: пока нижегородский губернатор Геннадий Максимович Ходырев не вмешался в ситуацию, на "Выксунском металлургическом заводе", где идет реализация проекта "Альянс 1420", тамошние пожарные требовали от нас $700 тыс. (!) за подпись на проекте реконструкции предприятия.

- Вы считаете, что те условия, которые создала в Прикамье областная администрация, значительно более понятны и благоприятны?

- Пермской области, на мой взгляд, повезло с действующим губернатором. Юрий Петрович Трутнев - очень прагматичный человек, который понимает, как работает экономика, какие принципы заложены в основу производственной деятельности, что нужно бизнесменам, которые работают на пермской земле. Он способен находить очень точный баланс между поддержкой социальной сферы и отстаиванием интересов бизнеса.

- Говорят, что у вас сложились даже дружеские отношения с пермским губернатором. Так ли это?

- Мне это трудно оценить. Да, у нас сложились очень хорошие человеческие взаимоотношения, с моей точки зрения, можно сказать - дружеские.

- Вопрос к вам как к признанному эксперту в сфере бизнеса. Раньше, при губернаторе Геннадии Игумнове Прикамье (особенно в Москве) считалось относительно закрытым регионом для проникновения иногороднего российского капитала. Сейчас ситуация существенно изменилась. В Пермской области появились эмиссары разных олигархических структур, которые потихонечку прибирают к рукам то, что плохо лежит. Как вы думаете, полезно ли подобное развитие событий для нормального развития региона?

- Яне знаю полного расклада сил в регионе, но считаю, что конкуренця - это основа рыночной экономики, и при ее развитии все получают соответствующие плюсы. Наша принципиальная позиция - платить налоги в тех регионах, где действуют предиприятия ОМК. Тогда все без исключения работники заводов реально почувствуют изменения к лучшемую

- Напоследок несколько патетический вопрос: какова миссия, цель развития вашей группы в Пермской области?

- 19 февраля мы ввели в эксплуатацию новую коксовую батарею, в результате когда-то замороженный и остановленный "Губахинский кокс" вновь вошел в строй действующих предприятий страны. Для меня - это третий объект, сданный за последний год в рамках группы. Все инвестиционные проекты были достаточно крупными.

Свою миссию мы видим в том, чтобы поставить задачу, найти средства для ее реализации, запустить производство и добиться результата. Таким результатом можно считать эффективно реализованные проекты на Щелковском, Выксунском металлургических заводах, Губахинском коксохиме. От возрождения этих предприятий выиграла сама компания, выиграли города, которые были изначально построены вокруг заводов и без них не могут развиваться, выиграли регионы.

Я испытываю удовлетворение от проделанной работы, понимая социальную значимость нашей деятельности и то, что она приносит прибыль для большой компании.

"Успешная компания - богатые регионы - высокий уровень жизни людей" - такая идеология наиболее соответствует принципам ОМК.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться