КАК ПРОДАВАЛАСЬ "МОТОВИЛИХА"
В начале минувшей недели закончилась многомесячная эпопея с продажей старейшего западноуральского предприятия - АО "Мотовилихинские заводы". Новым собственником "Мотовилихи" стала малоизвестная в Перми московская инвестиционно-промышленная группа "Русь", которая приобрела у менеджмента этого предприятия 51% акций завода. В последние дни подробности покупки-продажи этого градообразующего предприятия стали центральной темой обсуждения в местной прессе. По оценкам специалистов, реализация "контрольника" МЗ стала самой громкой сделкой последнего десятилетия в Пермской области.
Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" было образовано в 1992 году в результате приватизации Пермского машиностроительного завода им. Ленина. В течение 6 лет, начиная с сентября 1994 году в обществе продолжался процесс реорганизации структуры управления и непрерывно развивалась сеть дочерних и зависимых предприятий. Таким образом, руководство МЗ одним из первых в Прикамье ввело в действие схему по защите собственности и средств производства как от банкротства, так и от посягательств сторонних лиц. Поэтому Мотовилихинский завод остался практически единственным машиностроительным и металлургическим комплексом, сохранившимся в первоначальном виде.
В 2000 году АО "Мотовилихинские заводы" объединяло 85 дочерних и зависимых обществ, из которых 52 предприятия работают в сфере производства, 9 - в области инженерного обеспечения, 10 занимаются социально-бытовой работой и 14 - в прочих сферах. В основном холдингу МЗ принадлежат 100%-ные пакеты акций дочерних предприятий. Основу взаимоотношений акционерного общества со всеми его предприятиями составляют договоры аренды имущества, принадлежащего МЗ, хозяйственные и прочие соглашения.
В 2000 году выручка предприятия (за минусом налогов) составила 3 078 млн рублей. За 2001 год АО "Мотовилихинские заводы" заплатило более 800 млн рублей в виде налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Владельцы контрольного пакета акций "Мотовилихинских заводов" объявили о своем желании продать принадлежащую им собственность еще в январе 2001 года. Для компетентной оценки стоимости предприятия и поиска потенциальных инвесторов менеджерами МЗ была нанята известная консалтинговая компания Brunswick. Тогда интерес к приобретению завода выразили структуры, близкие к таким известным предпринимателям как Каха Бендукидзе ("Объединенные машиностроительные заводы"), Дмитрий Кузык, а также менеджеры Пермского филиала Собинбанка и АО "Пермская финансово-производственная группа". Два последних претендента не скрывали, что заинтересованы исключительно в одном из профильных направлений деятельности "Мотовилихинских заводов" - производстве нефтепромыслового оборудования. Все остальные подразделения пермские "рейдеры" планировали перепродать.
Планы покупателей расстроил генеральный директор МЗ Юрий Булаев, который практически ежедневно менял свою позицию по вопросу продажи предприятия от благодушного "одобрямс" до истеричного "не хочу - не буду". Не последнюю роль в срыве сделки сыграла и инициатива пермского губернатора Юрия Трутнева по возрождению на "Мотовилихе" специального государственного права - "золотой акции".
Инвесторов спугнули, однако в итоге выяснилось, что никто из тогдашних акционеров "Мотовилихинских заводов" на посулы Ю. Трутнева не поддался и вводить государственное "специальное право" не согласился.
Как выясняется уже сегодня, некоторые покупатели, несмотря на такое развитие событий, сдаваться не намеревались. В обстановке глубочайшей секретности специальные посланцы московских финансово-промышленных групп встречались поодиночке с топ-менеджерами завода и договаривались об индивидуальных условиях той или иной сделки. В результате своеобразный "консорциум" хозяев "Мотовилихи" около 4-х месяцев назад принял окончательное решение реализовать принадлежащий им пакет акций. Тогда же стадия подготовки сделки перешла в заключительную фазу - началась подготовка соответствующих предпродажных документов.
На сегодняшний день доподлинно так и неизвестно, каким образом был оформлен факт покупки-продажи контрольного пакета акций. Исходя из скупых комментариев, можно сделать вывод о том, что сделка была многоступенчатой и не сопровождалась никакими дополнительными условиями, такими, к примеру, как "многомиллионные инвестиции" или "сохранение рабочих мест".
Сколько же в действительности было заплачено за "Мотовилихинские заводы", не знают даже бывшие собственники предприятия. В каждом конкретном случае цена пакета акций варьировалась в сторону увеличения либо уменьшения и не зависела от количества ценных бумаг. Скорее всего, как и предполагал "Компаньон" весной-летом прошлого года, рассказывая о продаже завода, часть общей суммы была выплачена в оффшорных зонах путем легальных финансовых комбинаций или же прошла через страховые схемы, в том числе через компанию, близкую к Росбанку. Но ничего этого нельзя утверждать наверняка. Так же как не доказать и то, что цена сделки в несколько раз меньше стоимости активов предприятия, которые еще весной прошлого года оценивали в $150-158 млн.
Все необходимые передаточные акты были подписаны уже 25 января 2001 года, однако общественность узнала о факте продажи предприятия лишь спустя 1,5 недели. За это время в Москве состоялась первая встреча губернатора Ю. Трутнева с новыми собственниками завода, которая носила ярко выраженный протокольный характер. Владельцы МЗ поставили Ю. Трутнева в известность о свершившемся, губернатор же в ответ порекомендовал москвичам платить больше налогов и выразил уверенность в том, что взаимоотношения администрации Прикамья и АО "Мотовилихинские заводы" приобретут новый, конструктивный характер. Фактически, тем самым Юрий Петрович благословил сделку.
Тем не менее, можно быть уверенным в том, что задолго до пермского губернатора инициативу группы "Русь" по приобретению "Мотовилихинских заводов" согласовали в самых высоких кремлевских кабинетах. По имеющейся информации, одобряющую подпись на служебной записке, умело поданную в администрацию президента РФ лоббистами компании "Русь", поставил глава президентской администрации Александр Волошин. Сразу после этого соответствующую процедуру проделало и руководство предприятия "Росвооружение", а также хозяева тульского ФГУП "Сплав" (являющегося держателями 20%-ного государственного пакета акций МЗ). Заблаговременно о готовящейся сделке были предупреждены и кредиторы "Мотовилихинских заводов", в первую очередь кредитно-банковские учреждения, которым МЗ должно десятки миллионов долларов.
Интересен тот факт, что в преддверии заключения итоговых протоколов наибольшую опасность для новых собственников "Мотовилихинских заводов" представляла возможность того, что генеральный директор предприятия Юрий Булаев мог и не согласиться с подписанной за его спиной сделкой, а стал бы апеллировать к общественному мнению (в первую очередь "раскачивая" социально-экономическую обстановку на заводе). Однако Ю. Булаев в свои 70 лет играть в подобные игры не стал.
После пятничной (1 февраля) встречи с представителями новых собственников, в ходе которой Юрию Андреевичу была скрупулезно обрисована сложившаяся ситуация, заслуженный руководитель добровольно (хотя и подозрительно поспешно) написал заявление об уходе и, собрав все свои личные вещи, уехал с территории завода.
Говорят, что последним ударом, окончательно сломившим Юрия Булаева, стала скоропостижная смерть его самого близкого друга и предшественника на директорском посту - Юрия Кузнецова, который последние годы руководил рестораном "Горный хрусталь". Это произошло буквально за неделю до заседания совета директоров МЗ, на котором был избран новый директор холдинга.
Сразу после этого исполняющим обязанности генерального директора был избран Евгений Мокроносов, который, как говорят, еще за неделю до произошедших событий и не помышлял о столь скором карьерном росте. Скорее всего, не последнюю роль в этом назначении сыграло то, что Евгений Дмитриевич координировал деятельность мотовилихинских "дочек", которые занимались производством нефтепромыслового оборудования. Будучи достаточно независимым от Ю. Булаева руководителем, он имел собственные выходы на крупнейшие российские нефтедобывающие компании, такие как "Роснефть", "Юкос", "Башнефть" и др.
Ожидается, что взяв управление заводом в свои руки, Е. Мокроносов попробует вернуть на предприятие тех специалистов, которые были уволены Ю. Булаевым за последние 3-4 года. Так, вполне возможно, на "Мотовилихинские заводы" вернется бывший заместитель гендиректора МЗ Владислав Кудряшов.
Сейчас на предприятии самым активным образом идет процесс "перехвата управления". На протяжении всей прошлой недели шли встречи нового руководства завода и представителей собственников - ИПХ "Русь" - с директорами дочерних предприятий "Мотовилихи". Возможно, многие из них узнали, что им стоит начать подыскивать себе замену и готовиться к передаче дел. Дотируемым из заводского бюджета "дочкам" предложено в кратчайшие сроки стать рентабельными. В противном случае, ряду ООО и ЗАО грозит неизбежная реструктуризация.
Кроме того, новые собственники пытаются разобраться с внутризаводскими тарифами на электричество, газ и транспорт, которые в несколько раз превышают среднерыночные цены, что влечет за собой увеличение себестоимости готовой продукции.
Что касается финансирования социальной сферы, то здесь новый директор МЗ будет вынужден считаться с мнением группы "Русь", которая скорее всего, будет сокращать все "нецелевые расходы". В том числе и финансирование спортивно-массовых учреждений. Однозначно можно сказать только о том, что Дворец культуры им. Ленина останется в собственности "Мотовилихинских заводов".
Местные специалисты не могут получить однозначный ответ на вопрос о том, что представляет собой компания "Русь". Те, кто имеют доступ в интернет, ошибочно приняли сайт "Финансового дома "Русь" за официальную страничку инвестиционно-промышленной компании.
На самом деле, "Русь" - это многопрофильная компания, которая состоит из нескольких самостоятельных подразделений. Финансовый дом - это своеобразная "рейдеровская" компания, которая специализируется на реструктуризации предприятий и внедрении различных финансовых схем, работая в ряде регионов Российской Федерации. Свою же историю "Русь" ведет от одноименного чекового фонда, созданного на заре приватизации.
Известно также, что некоторые руководители этой холдинговой компании имеют солидный опыт руководящей работы на крупнейших советских предприятиях, а за их плечами стоят весьма значимые физические лица. Но - не другие производственные структуры.
Что будет с "Мотовилихинскими заводами" в ближайшие годы? На этот вопрос сейчас трудно найти однозначный ответ. Ясно одно: политика предприятия претерпит весьма серьезные изменения.
Для того, чтобы расплатиться с кредитами, новые владельцы МЗ сделают упор на развитие тех отраслей, которые приносят реальные доходы, а именно - производство нефтепромыслового оборудования, дорожно-строительной техники и, в перспективе, металлургии.
Сегодня новая электропечь лишь разоряет холдинг "Мотовилихинские заводы". Только что введенное в эксплуатацию оборудование производит некондиционную сталь, которая накапливается на складах предприятия. По оценке инженеров, которые занимаются инсталляцией печи, ее работа войдет в нормальное русло в течение 4-5 месяцев.
Что касается производства военной продукции, то, по словам Е. Мокроносова, "это направление надо лоббировать". По его словам, "не все зависит от государства. Увеличение оборонного заказа - это есть продукт усилий руководства "Мотовилихинских заводов", его умения наладить контакт со специализированными российскими компаниями и Министерством обороны РФ. Думаю, мы этим вопросом займемся в самом ближайшем будущем".
АО "Мотовилихинские заводы" продано. Покупателем выступила фирма, которая не знакома абсолютному большинству пермяков. В связи с этим перспективы развития завода представляются туманными. Никто не может дать четкой гарантии в том, что предприятие не будет реструктуризировано и впоследствии распродано по частям. Владельцы пообещали увеличить налоговые поступления в областной бюджет, увеличить число рабочих мест и сохранить социальную стабильность в коллективе. Ответственность за выполнение всего сказанного ими лежит на тех, кто поверил москвичам.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.