Ольга Вишневская

обозреватель газеты «Новый компаньон»

Дожить до конца года

Падение уровня жизни замечают всё больше россиян

Поделиться

Социологические опросы федерального масштаба показывают, что в январе—феврале доля россиян, которые говорят о снижении своего уровня жизни, впервые с 2000 года догнала и даже превысила долю тех, чьё материальное положение по субъективным ощущениям улучшается. Такого пессимизма не наблюдалось даже в 2008—2009 годах.

торговля

Снижение физического объёма продаж в ритейле будет продолжаться, конкуренция между торговыми сетями и производителями сохранится на высоком уровне
  Константин Долгановский

Два критерия

Всё большее количество жителей страны оценивает состояние российской экономики как кризисное. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в середине января с утверждением «В России есть экономический кризис» соглашалось 62% опрошенных, в середине февраля — уже 71%.

Рост цен и учащение случаев увольнения по инициативе работодателя — вот два основных критерия, по которым население делает вывод о существовании кризиса в экономике. В январе—феврале 2015 года и то и другое явление были зафиксированы в Пермском крае.

Заметное увеличение числа незанятых в экономике граждан произошло ещё в декабре 2014 года, а в первые два месяца текущего года эта тенденция сохранялась. В итоге только за два первых месяца года численность незанятых увеличилась на 16%. О начале массовых сокращений говорили и в прошлом году, однако тогда их масштаб был несопоставим: за весь 2014 год численность незанятых увеличилась лишь на 9%.

Что касается инфляции, то и тут ситуация схожая: рост цен стал заметен ещё в прошлом году, но в 2015-м он резко ускорился. Рассчитанный Пермьстатом индекс инфляции в 2014 году составил 110,4% по сравнению с 106,5% годом ранее. Однако это было только начало, и за два первых месяца наступившего года потребительские цены выросли уже на 5,8%.

Прирост цен на продукты питания в январе—феврале 2015 года составил 9% (за весь прошлый год — 13,9%), в том числе, например, на сахар-песок — 31,5%, плодоовощную продукцию — 33%.

При этом средняя начисленная заработная плата в Пермском крае с начала 2014 года не выросла.

На чёрный день

Наблюдая, как меняются ценники в магазинах, а также держа в уме возросшую вероятность увольнений, жители Прикамья существенно изменили свои экономические ожидания. Это стало заметно ещё в прошлом году, когда тревожная обстановка нагнеталась информацией о снижении курса рубля и внешнеэкономической нестабильности.

В итоге, согласно данным соцопросов, доля жителей, полагающих, что в ближайший год их материальное положение не изменится или улучшится, снизилась, зато доля пессимистически настроенных выросла (данные ФОМ).

На изменение экономической действительности и собственные субъективные ожидания жители Прикамья отреагировали резким сокращением потребления, и особенно показательным в этом смысле был февраль. Если в среднем в 2014 году на покупку товаров и оплату услуг жители Пермского края тратили 72% всех своих доходов, то в феврале 2015-го — 53%. В предыдущие, стабильные, годы такой уровень потребления был характерен для декабря, когда он носит технический характер: большинство занятых получают две зарплаты, за ноябрь и за декабрь, а тратят, как правило, только одну из них. Для «рядовых» месяцев года это беспрецедентный случай.

Не потраченные на потребление деньги были направлены на накопления разнообразного характера. Если в среднем в 2014 году на накопления уходило 14,7% денежных доходов населения Пермского края, то в феврале 2015-го — 36,9%. Рост в 2,5 раза сложился из двух тенденций.

Во-первых, подросшее в конце 2014 года доверие к банковской системе пока что сохраняется на том же уровне, несмотря на новые сообщения об отзыве лицензий у кредитных организаций. Стремясь скорее сохранить, чем потратить, население продолжает оформлять новые и пополнять уже имеющиеся вклады, хотя уровень ставок по ним за прошедшие два месяца заметно снизился. По данным официальной статистики, доля заработанных средств, направленных на сбережения (куда в том числе относятся и вклады), в феврале 2015 года составила 14,3%, тогда как в среднем в 2014 году — 5,4%.

Другой формой накоплений населения остаются наличные деньги. В таком виде в феврале 2015 года было сохранено 22,6% всех денежных доходов населения. Для сравнения: в среднем в 2014 году этот показатель составлял 9,3%.

торговля

  Игорь Катаев

Ритейл под ударом

Кризис — это определённо тот случай, когда в потребительском секторе спрос во многом определяет предложение. Существенно сократив своё потребление, жители Прикамья только в феврале изъяли из оборота порядка 15—20 млрд руб., что привело к определённым последствиям в сфере торговли и производства.

В частности, сократился физический оборот ритейла: в январе—феврале 2015 года -9% к аналогичному периоду прошлого года. В большей степени под ударом оказалась торговля продуктами питания, физический объём продаж непродовольственных товаров пострадал чуть меньше.

По результатам исследований ФОМ, по состоянию на февраль 2015 года около половины опрошенных россиян отмечают необходимость больше экономить и на продуктах питания, и на непродовольственных товарах. В первом случае пострадал физический оборот таких групп товаров, как мясо, птица, сыр, колбасы, фрукты, рыба, морепродукты. Кроме того, часть потребителей вынуждена переходить на более дешёвые продукты даже в рамках тех же товарных групп. Во втором — одежда и обувь, электроника и бытовая техника, а также парфюмерно-косметические товары.

Оборот общественного питания в сопоставимых ценах снизился гораздо существеннее: за январь—февраль -25,2% к тому же периоду прошлого года.

Наиболее сохранившимся пока остаётся рынок услуг населению. В январе—феврале 2015 года его оборот в сопоставимых ценах снизился всего на 1,1% к уровню января—февраля 2014-го. Однако динамика отдельных его сегментов неравномерна. Например, ожидаемо вырос оборот сегмента бытовых (+10,2%), коммунальных (+9,3%) услуг, более чем на треть увеличился оборот по разделу услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (+37,4%). В то же время примерно на 40% сократился оборот сегмента туристских и ветеринарных услуг.

Вслед за потребительскими рынками пострадала и промышленность. Индекс производства в пищевой отрасли в январе-феврале составил 90,6% по отношению к тому же периоду прошлого года, текстильного и швейного производства — 77,4%.

Горизонт сколько-нибудь заметного изменения ситуации можно оценить в шесть—девять месяцев. Согласно различным прогнозам, инфляция в марте—апреле достигнет максимальных значений, после чего постепенно пойдёт на спад. Но даже в случае если эти предположения сбудутся, рост цен в ближайшие полгода ещё будет весьма ощутимым, продолжится и волна сокращений. Это значит, что снижение физического объёма продаж в ритейле будет продолжаться, конкуренция между торговыми сетями и производителями сохранится на высоком уровне. Многое будет зависеть и от того, какими темпами и когда будут индексироваться денежные доходы населения, потому что сама по себе стабилизация цен на текущих уровнях не приведёт к существенному увеличению объёмов потребления.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться