Регионы в стиле фанк

Плюсануть
Поделиться

Для оценки конкурентоспособности российских территорий мы забрались в сферу таланта и толерантности их жителей. Взгляд на регионы через призму креативности позволяет увидеть: из области обеспеченности ресурсами конкурентоспособность перемещается в область способностей территории привлекать и удерживать креативный класс.

рейтинг креативности россйиских регионов
Рейтинг креативности россйиских регионов

Концентрация внимания на нематериальных активах, генерирующих рост стоимости регионального продукта в непромышленных сферах, а также обеспечивающих приток капитала на территорию извне, является общим трендом при оценке региональной конкурентоспособности. Согласно результатам таких исследований, наибольшую успешность демонстрируют те регионы, в которых наблюдается высокая доля так называемого креативного класса в структуре населения и рабочей силы. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра креативный класс включает также обширную группу специалистов, работающих в сфере бизнеса и финансов, права, здравоохранения и в смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Следовательно, экономический рост региона может быть обеспечен путём реализации творческого потенциала представителей креативного класса, что, в свою очередь, требует от территории особых условий по привлечению и удержанию данной группы жителей через создание условий развития и капитализации собственных способностей.

Индекс таланта
Индекс таланта определяется не только уровнем образования жителей, занятых в экономике региона, но и степенью развития малого предпринимательства

Мы оценили конкурентоспособность регионов через призму креативности, которая объединяет в себе три равнозначимых фактора: фактор технологий, фактор таланта и фактор толерантности. Для количественной оценки используется система индексов, суммарно формирующих индекс креативности регионов, что в дальнейшем даёт базу для проведения сравнительного анализа и построения рейтингов1. Для определения индекса креативности и составления рейтинга российских регионов были отобраны субъекты РФ, центрами которых являются города с населением более 1 млн человек, в список также добавлена Томская область — регион с высокой концентрацией учреждений высшего образования, а исключены были регионы, центрами которых являются столичные города — Москва и Санкт-Петербург2.

По результатам расчётов, регионы с высоким индексом таланта — это Самарская, Томская, Новосибирская и Ростовская области, а также Республика Татарстан. Индекс таланта определяется не только уровнем образования жителей, занятых в экономике региона, но и степенью развития малого предпринимательства, которое определяется через долю занятых в экономике предпринимателей без образования юридического лица.

Индекс технологий
Лидирующие позиции в рейтинге технологий занимают Томская и Новосибирская области: исторически это регионы — представительства центров фундаментальной науки РАН

Лидирующее положение Самарской области объясняется прежде всего высокой долей специалистов с высшим образованием, занятых в экономике: по данным статистики, в 2010 году она составляла 33,6%, в 2013-м — 37,4%. В то же время в Пермском крае данная величина составляла всего 24,8% в 2013 году. Спрос на высококвалифицированный труд демонстрируют экономики Новосибирской и Томской областей, также входящие в первую тройку регионов с высоким индексом креативности. Ростовскую область на верхнюю позицию в рейтинге «выводит» наибольшая доля предпринимателей в структуре занятого населения. Таким образом, с точки зрения концентрации таланта лидирующие позиции занимают как регионы с исторически сформировавшейся значительной академической базой, так и регионы с развитой системой малого предпринимательства.

индекс плавильного котла
В случае нашего исследования лидирующие позиции занимают регионы, этническое разнообразие населения которых обусловлено исторически, это Ростовская область и Республики Татарстан и Башкортостан

Индекс технологий, структуру которого формируют расходы на НИОКР, фундаментальные исследования, а также показатели, связанные с изобретательской деятельностью и её патентованием, во многом коррелирует с индексом таланта для российских регионов. Лидирующие позиции в рейтинге технологий занимают Томская и Новосибирская области: исторически это регионы — представительства центров фундаментальной науки РАН. Пермский край, сопоставимый с регионами-лидерами с точки зрения развитости «академической инфраструктуры», в данном случае находится практически ровно в середине списка регионов. Конкурентные преимущества в области технологий сформировались в регионах в ходе решения задачи пространственного распространения научно-исследовательских центров по территории России ещё в советский период, однако удержать это преимущество удалось далеко не всем регионам.Третьим индексом, формирующим итоговый индекс креативности, у Р. Флориды является индекс толерантности, отражающий не только этническое разнообразие в регионе, но и долю меньшинств. Предполагается, что высокая степень толерантности способствует принятию ценностей других национальностей и культур, что повышает уровень креативности жителей. Для российских регионов определить этот индекс не представляется возможным, вместо него был использован индекс «плавильного котла», отражающий национальное разнообразие региона (учитывает как долю мигрантов, так и концентрацию национальностей в структуре населения). Такой подход к определению индекса толерантности довольно условен — в случае нашего исследования лидирующие позиции занимают регионы, этническое разнообразие населения которых обусловлено исторически, это Ростовская область и Республики Татарстан и Башкортостан.

треугольник-креативности
Три вершины «треугольника креативности» — это три вектора развития территории: чем выше вершина, тем выше значение индекса. Пермский край аккуратно вписан внутрь всех треугольников: по всем трём направлениям мы на текущем этапе проигрываем конкуренцию. Но это означает и то, что по каждому из направлений у региона понятная траектория развития, по крайней мере понятная конкурентам

Что можно сказать об общей оценке индекса креативности российских регионов? Наиболее высокие позиции в этом рейтинге занимают регионы, лидирующие в рейтингах таланта и технологий, — источники конкурентоспособности этих регионов находятся в научно-технической сфере регионального развития и формируются за счёт присутствия в территориях исследовательских центров, университетов и иных академических институтов. При этом экономика данных регионов ориентирована на развитие отраслей, требующих высокой квалификации персонала и, следовательно, генерирующих высокую добавленную стоимость. Вторую группу в рейтинге формируют регионы с индексом креативности в диапазоне от 0,27 до 0,28 — Челябинская, Нижегородская, Свердловская и Волгоградская области. Можно заметить, что среди этих регионов в основном именно те, которые привычно считаются конкурентами Пермского края. Между тем Пермский край входит только в нижнюю часть рейтинга креативности российских регионов наряду с Омской областью, Красноярским краем и Республикой Башкортостан. Эти регионы не являются привлекательными для креативного класса и в скором времени начнут проигрывать в конкуренции за таланты. Для регионов, центрами которых являются города-миллионники, это ещё один повод задуматься о причинах оттока населения и направлениях будущего стратегического развития.

инвестиционный потенциал
Чем выше валовый региональный продукт, тем больше площадь круга

Однако есть другая, не менее важная для регионального развития категория потребителей территории — инвесторы. Сопоставив ранг инвестиционного потенциала региона3 и индекс креативности, мы определили, каков потенциал российских регионов в конкуренции за таланты. Для этого ранговые показатели рейтинга инвестиционной привлекательности были переведены в индексы, упорядочены от 0 (низкий рейтинг) до 1 (максимальный рейтинг) и все регионы расставлены в системе координат «привлекательность для креативного класса» — «привлекательность для инвесторов». Дополнительно мы обозначили величину ВРП каждого региона через площадь круга, его обозначающего, — чем выше валовый региональный продукт, тем больше площадь круга.

Привлекательность для инвесторов
Чем ближе регион к верхнему правому краю, тем устойчивее его конкурентные позиции

Карта, отображающая исследуемые нами регионы, говорит о следующем: чем ближе регион к верхнему правому краю, тем устойчивее его конкурентные позиции. Это регионы-лидеры, стратегии развития которых уже дали результаты, и вектор дальнейшего движения в данном случае понятен. Сложнее стратегии для регионов, которые расположены в нижней части карты: их инвестиционная привлекательность ниже среднего уровня (а значит, рассчитывать на активное внимание инвесторов вряд ли стоит), и только некоторые из них привлекательны для креативного класса. Иными словами, это регионы, проигрывающие в конкуренции, регионы, которым остро необходима новая стратегия развития, фокусирующаяся не просто на развитии отдельных отраслей экономики, а скорее на задачах перехода в группу регионов, привлекательных для различных целевых групп. В результате регионы распределились по трём из четырёх квадрантов системы координат.


1 При исследовании был применён подход Ричарда Флориды.

2 Источник данных для проведения расчётов — информация Федеральной службы государственной статистики РФ, расположенная на официальном сайте, а также информация о региональном развитии, которая регулярно публикуется органами статистики в сборнике «Регионы России». Для определения рейтинга конкурентоспособности через призму креативности регионов были выбраны статистические данные за 2013 год.

3 Ранг инвестиционного потенциала определён на основе данных РА «Эксперт».


Плюсануть
Поделиться

Loading...