МЕТАЛЛ XXI ВЕКА

Поделиться

В декабре этого года на АО "АВИСМА. Титано-магниевый комбинат" прошел семинар, посвященный состоянию и проблемам производства магния и магниевых сплавов в России. Тема звучала так масштабно, поскольку все российское производство магния сегодня сосредоточено на территории Прикамья. И только в Пермской области предпринимаются попытки обобщить опыт работы отрасли последних лет и просчитать перспективы развития внутреннего и мирового магниевого рынка.

Цель семинара была определена следующим образом: осветить современные тенденции в производстве и применении магния и магниевых сплавов в стране, а также привлечь внимание научных и промышленных кругов России к проблеме использования легких конструкционных материалов. К участию в семинаре были привлечены специалисты ведущих российских научно-исследовательских институтов: Всероссийского института авиационных материалов, Института металлургии и металловедения им. А. А. Байкова РАН, Института механики сплошных сред УрО РАН, Всероссийского института алюминия и магния, Уральского и Пермского государственных технических университетов.

Мероприятие стало событием в масштабах России.

АНАТОМИЯ ВОПРОСА

Сегодня в России магний производят только два предприятия - березниковский титано-магниевый комбинат "АВИСМА" и "Соликамский магниевый завод". По мировым масштабам объемы их производства невелики. На мировой рынок сегодня поставляется примерно 400 тыс. тонн магния. Доля России в нем - около 10%. В 2001 году СМЗ, по прогнозам, должен сделать примерно 15 тыс. тонн магния, "АВИСМА" - 24 тыс. тонн.

В бывшем Советском Союзе было 5 предприятий, производивших магний: "АВИСМА", Соликамский магниевый комбинат, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, предприятия в Запорожье и Калуше. Вся их продукция потреблялась внутри страны.

Последние 10 лет изменили общую картину. Запорожский титано-магниевый комбинат товарный магний уже не выпускает. Года 3 назад остановился завод в Калуше. УКТМК производит только магниевые сплавы (примерно 6 тыс. тонн в год). "Соликамский магниевый завод" в последнее время снижает поставки (в советские времена СМЗ производил 20 тыс. тонн металла в год, 3 года назад его объемы составляли 17 тыс. тонн, сейчас речь идет о 15 тыс. тонн магния). Только "АВИСМА" планирует на 2002 год увеличение объемов производства этого металла до 26 тыс. тонн.

Похожие процессы идут в мировом масштабе. За последние 7-8 лет закрылись 3 завода в США общей мощностью 130 тыс. тонн, в этом году остановилось предприятие, производившее чистый магний в Норвегии, а также компания "Пешине" во Франции.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА

Внутренний рынок магния в России очень мал и по своей структуре не совпадает с мировым. В мире порядка 40-45% магния используется в производстве алюминиевых сплавов, до 30% идет на магниевые сплавы для литья различных деталей, остальные 24% используются в черной металлургии для легирования сталей, для восстановления металла, а также - в электрохимии (магний используется как катализатор в органическом синтезе).

В России 80% магния идет в алюминиевую промышленность, 15% в общем объеме потребления составляют магниевые протекторы и совсем крохи идут на магниевые сплавы для различных изделий.

Сегодня на магниевом рынке существуют две тенденции: одна хорошая, другая - плохая. Начнем с последней. Проблема в том, что цены на магний очень сильно упали. Если в 1992-1993 годах цены на "западный" магний составляли около $3 тыс. за тонну (на российский магний - около $2-2,5 тыс.), то, начиная с 1995 года, в игру вступил Китай. Там бурно начала развиваться магниевая промышленность. Результат этого агрессивного натиска плачевен для конкурентов: сейчас на Китай приходится 40-45% мирового производства магния. Продается он безумно дешево - $1,2 тыс. за тонну. За счет этой беспрецедентно низкой цены китайцы практически вышибают с рынка своих конкурентов.

Для иллюстрации достаточно сказать, что крупнейшая в Канаде компания Norsk Hydro, производившая 80 тыс. тонн магния, вынуждена была закрыть один из своих заводов, и начать производство магниевых сплавов на территории Китая.

Теперь - о хорошем. Магниевый рынок постоянно развивается. Этот металл привлекателен тем, что он почти в 1,5 раза легче алюминия, из него можно очень технологично делать самые различные изделия - легкие, прочные, вибропоглощающие. Как конструкционный материал магний имеет исключительный потенциал.

Самая динамично растущая отрасль - магниевые сплавы. Практически 6 лет назад их производство составляло 15% объема мирового рынка, сейчас - уже 30%. Основная сфера применения этих материалов - автомобилестроение. Каждый уважающий себя зарубежный производитель автомобилей старается включить в конструкцию как можно больше деталей из магниевых сплавов (панели, крепление рулевой колонки, детали трансмиссии и пр.).

Очень популярно применение магниевых сплавов в потребительских товарах: если раньше они использовались преимущественно в ручном инструменте (бензопилах, дрелях, электрических рубанках), то теперь из магниевых сплавов делаются корпуса цифровых видеокамер, ноутбуков, фотоаппаратов и т. д.

Идет магний и в алюминиевые сплавы. Больше всего магния используется в пищевом алюминии. Это - тонкий прокат для изготовления банок и фольги. По объемам это - огромный рынок. Рост объемов влияет и на ценообразование. Если магний раньше был почти в 2 раза дороже, чем алюминий, то сегодня цены почти сравнялись. Снижение цен, в свою очередь, стимулирует спрос.

В мире идут два параллельных процесса. С одной стороны, закрываются неэффективные производства. С другой - запускается колоссальное количество новых проектов. Начал работу новый завод в Канаде паспортной мощностью 62 тыс. тонн в год. Готовится к запуску завод в Австралии. Есть еще 5-6 новых проектов в той же Австралии, в Исландии, Канаде, Конго, Голландии. Все пытаются разработать новые, более эффективные технологические процессы, более дешевые.

Аналитики считают, что магний должен стать таким же популярным металлом, как алюминий и производиться в таких же количествах.

И все было бы прекрасно, если бы не особенности конкуренции.

КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

В Китае десятки заводов производят магний. Производство его в этой стране за минувшую пятилетку выросло в 10 раз. Металл поставляется на рынок различного качества - как плохого, так и очень хорошего, на уровне западных компаний. У каждого магния есть своей потребитель.

Эксперты считают, что главная причина успешного продвижения на рынок китайской продукции - поддержка и защита отрасли со стороны государства. Именно это позволяет китайским магниевикам наращивать производство и экспортный потенциал. Почти 200 тыс. тонн китайского магния идет на экспорт, вся валютная выручка возвращается в страну. Это при том, что в США для Китая заложены антидемпинговые пошлины от 100% до 300%.

Сырьевые запасы для этого производства сосредоточены в двух провинциях Китая, где постоянно растет количество рабочих мест.

Магниевое производство очень энергоемкое - в себестоимости продукции 30-40% приходится на электроэнергию. Только ленивый не говорил о том, что конкурентоспособность предприятий, выпускающих этот металл, напрямую зависит от тарифов на энергоресурсы.

У российских предприятий до сих пор была определенная фора - достаточно экономичная технология. Недаром "АВИСМА" несколько раз выигрывала антидемпинговые процессы, которые инициировали западные конкуренты. Если в этих условиях российским производителям магния установить как крупным оптовым потребителям специальные тарифы на электроэнергию, они могут быть вполне эффективны. Тем более, что расклад сил на мировом рынке в целом способствует укреплению их позиций.

Дмитрий Мельников, директор по маркетингу АО "Ависма":

- Сегодня сложилась достаточно интересная ситуация: многие крупнейшие американские и европейские заводы закрылись. "АВИСМА" и СМЗ, по сути, заняли их место, перейдя в разряд западных, то есть надежных поставщиков магния. В последние годы они сделали много для того, чтобы с полным правом претендовать ни лидерство.

К примеру, "АВИСМА" заключила контракт на несколько лет с крупнейшей американской алюминиевой корпорацией Alcoa на поставку порядка 10 тыс. тонн магния в год. На магниевом рынке это событие такого же порядка, как договор АО "ВСМПО-АВИСМА" с корпорацией Boeing на поставку титана. Такой же долгосрочный контракт по поставке магния существует со второй по величине после Alcoa алюминиевой корпорацией Alcan (Канада). Кроме того, есть долголетние контракты с крупнейшими зарубежными литейными компаниями, которые используют магниевые сплавы.

Российская технология, основанная на электролизе, конкурентоспособна. Американцы работают на хлористом магнии, это - более сложный технологический процесс. Весь Китай использует металлотермическое восстановление в печах, которое по всем канонам считается наиболее энергоемким. В мире почти все заводы, использовавшие аналогичные технологии, уже закрылись. Технология "АВИСМы" и СМЗ обеспечивает выпуск высококачественного металла и энергетически более эффективна, чем американская и китайская.

На имеющихся сегодня мощностях "АВИСМА" может выпускать до 30 тыс. тонн магния в год. Разумеется, при благоприятной экономической ситуации на территории России и региона.

РЕЗЮМЕ

Анатолий ВОЙТЯХОВ, директор по экономике и финансам АО "АВИСМА":

- Сейчас ситуация становится патовой. Китайцы - искусные торговцы, умело используют преференции государства. Нам здесь со своими далеко не новыми технологиями, с давлением естественных монополий трудно рассчитывать на конструктивный подход: государство особо не вмешивается в деятельность монополистов и позволяет увеличивать косвенное налогообложение, подталкивая собственных производителей к сокращению производства или вообще его ликвидации.

В ходе конференции мы пытались найти пути дальнейшего развития магниевой отрасли. Ставили задачу скоординировать усилия всех российских институтов, обладающих огромным опытом, который не был нужен никому, по крайней мере, несколько лет. При этом мы возрождаем и собственную научную базу, создаем ряд новых лабораторий, в которые набираем металловедов, специалистов по материалам, термообработчиков, чтобы вести собственную часть исследований.

Мы движемся против течения. И это - наша позиция.

Владимир ТАНКЕЕВ, директор по производству АО "АВИСМА":

- Наша конференция очень актуальна. Она продемонстрировала, в каком положении ныне находится отрасль. Симптоматично, что такой сбор науки и производства инициировало предприятие-сырьевик. А должно было быть наоборот: это, прежде всего, в интересах того производителя, который хотел бы получить магний и применить его в своих изделиях. Наши же партнеры-потребители не приехали вообще, хотя мы их и приглашали.

Мы опережаем события: магний на внутреннем рынке России пока не имеет спроса, поскольку авиация - в загоне. Автомобильной промышленности сам Бог велел бы заниматься магнием, но от нее ответа нет.

Мы сегодня видим, к производству каких сплавов готовы сами. Но какие задачи поставит перед нами потенциальный заказчик? В каком направлении нам надо работать? Сплав должен иметь прикладной характер, чтобы сразу идти в производство.

В отличие от наших российских потребителей, зарубежные партнеры заставляют нас решать вполне конкретные задачи. К примеру, Volkswagen, которому мы поставили 15 тонн специально подготовленного сплава. Сегодня за рубежом идет 3 кг магния на каждый автомобиль, задача стоит - довести эту долю до 100 кг. Автомобиль станет легче, повысится его антикоррозийная стойкость.

Печально, но факт: обсуждая сегодня проблемы производства российского магния, мы ориентируемся на цифры зарубежного магниевого рынка, поскольку по России данных нет вообще. А мы хотели бы работать, прежде всего, на российский рынок, которого, увы, не существует. Вот почему наша конференция носит локальный характер. Инициирующая роль должна исходить извне, я не могу сказать точно, от кого: то ли от министерства, то ли от профильного департамента. Но объединяющее начало должно быть обязательно. Перестроечная чересполосица затянулась. Жаль, что время уходит.

Время действительно уходит. Пока еще Пермская область представляет всю Россию на мировом рынке металла ХХI века. Вопрос в том, сколько еще продержатся производители магния, один на один сражающиеся не только с зарубежными конкурентами, но и собственным государством.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться