Сергей Ильин

Сергей Ильин

депутат Пермской городской думы, фракция ЛДПР

Передел рекламного рынка в Перми откладывается

Федеральные власти разъяснили добровольный характер применения ГОСТа, регулирующего правила размещения наружной рекламы в России.

Поделиться

Газета «Ведомости» сообщила о решениях, принятых в итоге заседания рабочей группы правительства РФ по наружной рекламе.

Первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов поручил Минпромторгу опубликовать разъяснения о «добровольном характере» применения ГОСТа, регулирующего правила размещения наружной рекламы в России. Ещё в одной напряжённой истории для отечественного бизнеса если и не поставлена точка, то во всяком случае напряжение снято.

Поводом для совещания стали обращения мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действие ГОСТа до создания технического регламента, который отвечал бы современным техническим требованиям.

Упомянутый ГОСТ Р 52044-2003 был принят в 2003 году, и его требования сильно устарели. В частности, ГОСТ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее 5 м от края автомобильной дороги, а также предусматривает запрет на установку щитов формата 3 на 6 м ближе, чем за 100 м от дорожного знака или светофора.

«В пределах МКАД нет автомобильных дорог, где плотность расстановки знаков дорожного движения и светофоров составляла бы <...> более 100 м», — цитировали «Ведомости» письмо Сергея Собянина.

Эксперты считают, что 90% рынка наружной рекламы в стране оказались фактически вне закона, когда формальной проверкой соблюдения ГОСТа занялись структуры ГИБДД. Этот процесс активизировался в 2013 году, а в 2014 году по всей стране стали появляться первые судебные решения о демонтаже тех или иных рекламных конструкций, которые были признаны не соответствующими ГОСТу. Таким образом, огромный рынок в разгар кризиса оказался под угрозой. Федеральное правительство отреагировало на сложившуюся ситуацию достаточно оперативно.

Из протокола заседания рабочей группы Игоря Шувалова, который уже стал достоянием общественности, следует, что нормы, тотальное следование которым ставило под угрозу сноса рекламные конструкции у дорог общего пользования, отныне носят добровольный характер. С юридической точки зрения это означает, что соблюдение ГОСТа становится обязательным для рекламных операторов только в случае, если это чётко указано в договоре об аренде конкретного земельного участка. «В типовых договорах на аренду земли и разрешениях на установку конструкций ссылок на ГОСТы нет», — уверяет один из участников пермского рынка наружной рекламы. Есть ссылки на техрегламенты, но это совсем другая история.

На практике принятое по результатам совещания решение означает фактически прямое указание со стороны федеральных властей ведомствам и должностным лицам на недопустимость применения репрессивных мер в отношении владельцев рекламных конструкций на основании несоответствия этих конструкций упомянутому ГОСТу. Таким образом, власти Москвы и Санкт-Петербурга добились, как минимум, временного решения проблемы.

В Перми ситуация до настоящего момента развивалась по характерному для всей страны сценарию. Проверки ГИБДД, иски со стороны полицейских в суды и первые решения — не в пользу конкретных рекламщиков. По одним данным на сегодня вступило в силу решение о незаконности только одной рекламной конструкции в Перми, а по другим — три. То есть речь идёт о единичных случаях.

Впрочем, это не помешало иным участникам рынка выдвинуть версию о том, что такие судебные решения могут быть использованы в качестве прецедента и предлога для ликвидации целого сегмента рекламного рынка в Перми.

Можно ли пермским рекламщикам перевести дух? И да, и нет.

С одной стороны, федеральные власти в спорном вопросе заняли однозначную позицию и хотя бы поэтому утрачивают свою актуальность и практическое значение даже уже принятые судами решения о признании незаконными разрешений на установку ряда рекламных конструкций из-за несоответствия ГОСТу. С другой стороны, попытки органов местного самоуправления аннулировать разрешения на установку конструкций на основании их несоответствия ГОСТу могут и продолжится. Вроде бы как «по инерции». Правда, это уже точно пойдёт вразрез с позицией федерального центра как с практической, так и с формальной стороны вопроса.

Поэтому и предположение о том, что передел рекламного рынка в Перми в свете всех принятых в Мовскве решений откладывается, выглядит на сегодня наиболее логичным. Но «откладывается» тут — ключевое слово. Для одностороннего изменения правил игры на рынке исчезает важный формальный повод, но никуда не деваются реальные интересы ряда чиновников и, самое главное, политическая составляющая, которая была до настоящего момента главным двигателем конфликтной ситуации.

Если коротко, то на данный момент рекламщиками выигран бой, а не вся война.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться