Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Алексей Луканин: Остаюсь сторонником прямых выборов

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в краевом парламенте — о скрытом сокращении социальных расходов

Поделиться

Депутат Алексей Луканин считает, что система наёмных сити-менеджеров породила феномен «двух хромых уток». Луканин объясняет своё отношение к реформе МСУ, секвестированию инвестпроектов и делится соображениями о том, почему до сих пор не назначен глава администрации губернатора.

— На следующем пленарном заседании будут приниматься изменения в краевой бюджет. Сильно сократят и социальные расходы. Без этого не обойтись?

— Чаще всего мы с коллегами обсуждаем именно этот вопрос — надо ли сокращать расходы по социальным статьям. Не стоит забывать, что у нас есть две части социальных расходов. Есть обязательные платежи Пермского края, которые должны быть направлены на здравоохранение, образование, в том числе, например, на выплату заработных плат работникам бюджетной сферы. Есть добровольно взятые обязательства, например стипендии для старшеклассников или выплаты докторам наук.

Сегодня правительство Пермского края утверждает, что секвестр бюджета не коснётся ни тех, ни других обязательств. Другие эксперты доказывают, что без сокращения социальной сферы нам не обойтись. Косвенно это подтверждается такими инициативами правительства, как увеличение трудового стажа, необходимого для получения льгот ветеранам войны и труда. То есть чиновники говорят: льгота есть, но все понимают, что она стала недосягаемой для получателей. Это и есть скрытое сокращение социальных расходов.

По нашим расчётам, вне социальных статей можно секвестировать расходы порядка 4,5 млрд руб. Остальные 3 млрд придётся изыскивать в «социалке».

— Насколько оправданно краю «тащить» на себе добровольно взятые обязательства в кризисных условиях?

— Их секвестирование уже идёт, хотя, безусловно, это важные для края расходы. Население к ним привыкло, и их сокращение воспринимается негативно. В самом начале этого созыва парламента фракция «Справедливая Россия» выходила с инициативой проанализировать эффективность и количество социальных льгот и выплат различным категориям граждан. Данная работа чиновниками так и не была сделана. Когда нет понимания всей картины — движения правительства напоминают походку туриста по палубе корабля в сильный шторм.

— Что в этих условиях ожидает инвестпроекты? По некоторым из них обсуждение идёт уже более 10 лет, например по аэропорту...

— Реализация инвестпроектов — отдельная тема. Это проекты, которые в дальнейшем должны дать толчок к развитию или обеспечить качественное получение услуги, комфортный уровень жизни в регионе. Но краевое правительство с лёгкостью отказывается от реализации проектов или просто их не выполняет.

Что касается конкретно аэропорта, надеемся, что инвестор выполнит все обязательства и к 2017 году Пермский край получит возможность развития авиаперевозок, что, в свою очередь, внесёт положительный вклад в развитие экономики региона.

Сразу хочу отметить: строительство больниц, пожарных депо, которые не получают такую огласку, как строительство аэропорта, для нас не менее важно.

— Во втором чтении депутаты приняли закон о государственно-частном партнёрстве. Его принятия с момента первого чтения ждали два года. Не зря?

— Считаю, что принят добротный закон, который может и должен стимулировать развитие государственно-частного партнёрства. Год назад правительство края пыталось убедить коллег, что закон о ГЧП должен носить рамочный характер, а все детали будут обсуждаться в других кабинетах. Сегодняшняя редакция закона говорит о том, что чиновники декларируют готовность открытого партнёрства. Этот факт вселяет некий оптимизм.

— Как изменился закон между чтениями?

— Я и мои коллеги по фракции внесли ряд принципиальных поправок. Во-первых, отбор инвестора будет проходить в режиме открытого конкурса, что позволит минимизировать риски коррупционного сговора. Во-вторых, мы настояли, чтобы планируемые проекты были включены в госпрограммы. Это обеспечит открытость и позволит контролировать реализацию.

Закон — это хорошо, но ещё, конечно, должна быть воля и заинтересованность в реализации проектов. С инвестором надо ходить за руку и помогать ему. В реальности же пока совершенно другая картина. Если ты не согласованный «в верхах» инвестор, то самое меньшее из зол, если тебя просто не будут замечать.

— Ваше отношение к так называемому антикризисному плану губернатора? Какие из заявленных мер поддержки сработают, какие — нет?

— Есть реальные дела, есть хорошие намерения, но и без деклараций в лучших советских традициях не обходится. Абсолютно правильным и своевременным шагом я считаю так называемые налоговые каникулы и меры по снижению налоговых ставок. Это, кстати, хороший пример конструктивного сотрудничества депутатского корпуса и правительства Пермского края. Законопроекты были совместно подготовлены и приняты без каких-либо дискуссий. Надеемся, что эти меры позволят как минимум удержать уровень предпринимательской активности. А это в том числе работает на сохранение рабочих мест и уровня жизни жителей Пермского края.

Хотелось бы, чтобы намерения краевого правительства реализовать проекты по импортозамещению нашли поддержку в Федерации и были реализованы.

— Приняты новые поправки в закон о местном самоуправлении. Как вы относитесь к идее выбирать главу муниципалитета по конкурсу?

— Остаюсь сторонником прямых выборов всех уровней власти. Считаю также, что система «избранный глава — наёмный сити-менеджер» себя не оправдала. Две хромые утки хуже, чем одна на двух ногах. В сегодняшней логике реформы губернатор берёт на себя всю полноту ответственности за развитие местного самоуправления, а именно за социально-экономическое развитие территорий, так как, по сути, именно он будет назначать глав администраций.

— Почему, как вы считаете, до сих пор не назначен глава администрации губернатора?

— Вся проблема, мне кажется, в полномочиях. Глава администрации несёт высокую ответственность за ряд принципиальных вопросов управления регионом: выборные кампании, только что упомянутые «назначения» глав администраций местного самоуправления, межнациональные отношения, социальная стабильность общества. Все эти вопросы требуют высокого профессионализма, и ошибки здесь не прощаются.

Поэтому будущий глава должен иметь всю полноту полномочий и необходимый инструментарий. Сегодня же по факту эти полномочия разделены между несколькими лицами. Думаю, что потенциальные кандидаты не хотят брать на себя ответственность за действия других лиц.

Поделиться