Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Поговорим по-эльфийски

Пермский ТЮЗ представил проблемный спектакль для молодёжи

Поделиться

Свежая премьера Пермского театра юного зрителя — результат работы Лаборатории молодой режиссуры «Разговор на равных», прошедшей в мае 2014 года. Постановщик, начинающий режиссёр из Краснодара Александр Николаев, который сам выглядит как старшеклассник, взялся за текст модного автора Ярославы Пулинович, который называется «Как я стал…». Название не просто так придумано: текст — монолог молодого героя — имитирует сочинение на заданную тему, вроде тех, что пишут в школе. Ирония названия в том, что логичнее было бы написать «Как я НЕ стал», потому что история повествует об упущенных возможностях. Ну, кроме всего прочего.

Татьяна Жаркова

Татьяне Жарковой досталась благодарная трагикомическая роль
  Александр Медведев

Спектакль, впрочем, называется иначе. Дело в том, что недавно в репертуаре ТЮЗа появилось название «Как я стал идиотом», и две столь похожих формулировки в одной афише могли бы запутать зрителя. Поэтому работа Николаева получила красивый заголовок «Слушай, как поют эльфы» — даже выразительнее, чем у Пулинович.

Пьеса, что называется, о моральном выборе молодёжи. Она настолько проблемная, что чувствуются какие-то советские смысловые корни. Если бы по этому произведению писали школьное сочинение где-то в начале 1980-х, то обязательно разбирали бы поведение главного героя Саши: прав он или нет? И непременно осудили бы его.

Но Ярослава Пулинович — автор «новой драмы». Для неё главное — правда, а не мораль. Её пьесы отличаются лёгкостью и живостью диалогов, как будто подслушанных, а не выдуманных; современностью и реалистичностью характеров — герои этих пьес никак не могут быть иллюстрациями к каким-то умозрительным дидактическим конструкциям, как не могут ими быть реальные, живые люди.

К сожалению, в новой работе театра юного зрителя эти качества текста популярного драматурга несколько смазаны простоватой режиссёрской концепцией и слегка неуклюжей игрой Павла Ознобишина (Саша) и Анны Демаковой (Маша). Ознобишин — один из самых обаятельных актёров труппы, но подросток, ищущий себя, — не его амплуа; он хорош в более взрослых, романтических, сказочных ролях. То же касается и Демаковой — типичной «принцессы», которая, кстати, вполне зажигательна в комедиях. И Павел, и Анна отменно выступили в небольших комических ролях в «Как я стал идиотом», а здесь — не получилось.

Впрочем, это, скорее, просчёт режиссёра, который не очень разобрался в труппе и её возможностях.

Зато зрители премьеры порадовались сочному, бенефисному выступлению Татьяны Жарковой, которой досталась благодарная роль пожилой пьющей актрисы детского театра, которая 15 лет играла Карлсона. Для Жарковой, ветеранши «капустного» движения, это не роль, а подарок: можно вложить в игру максимум иронии по отношению к себе и коллегам.

Правда, роль её изобилует непечатными выражениями, что заставило придать совершенно невинному и по-школьному назидательному спектаклю маркировку «16+». Ну а те, кто старше 16, наверняка пойдут на представление целыми классами. Чтобы потом писать сочинение на тему «Как я НЕ стал»…

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться