"ЗЕЛЕНОВАТАЯ" ЛОЖЬ
Кто-то из умных людей однажды сказал: "Чем выше тон, тем ниже уровень спора". Сайт "Пермского регионального правозащитного центра" распространил информацию официального бюллетеня "Международного социально-экологического союза" и Союза "За химическую безопасность!" под общим заголовком "Пермь в ожидании химического оружия".
Для доказательства этого утверждения авторы бюллетеня используют публикацию "Последняя тайна пермской оборонки" ("Новый компаньон" №40 от 20 октября 2001 года). В комментарии "зеленые" уличают газету во вранье. В числе "лжецов", впрочем, оказалась также газета "Вятский край" (от 16 октября 2001 года) с информацией следующего содержания:
"В Кирове состоялась пресс-конференция по вопросу уничтожения аварийных боеприпасов с отравляющими веществами на Марадыковском арсенале. По словам выступавших, на установке КУАСИ (комплекс по уничтожению аварийных специзделий) был обезврежен 31 боеприпас. Работы проводились с 5 по 10 октября под контролем военных и международных наблюдателей. По уверениям специалистов, проводивших работы, полученная в результате нейтрализации химоружия реакционная масса не опаснее поваренной соли. Перекачанная в 6-кубовые емкости, она будет храниться на арсенале, пока ее не вывезут в Пермь на переработку".
Обе эти публикации спровоцировали весьма эмоциональную отповедь комментатора, личность которого осталась "за кадром" (хотя в качестве редактора и издателя интернет-страницы значится имя известного в экологических кругах доктора химических наук Льва Федорова). Приводим текст комментария полностью, с сохранением авторского стиля:
"В этих двух текстах (газеты "Новый компаньон" и "Вятский край" - ред.) враньем является все - от начала и до конца. Во всяком случае реакционная масса после "нейтрализации" зарина и зомана будет иметь токсичность 1-2 классов опасности. Да и фтор из нее никуда не девается (ему еще предстоит отправиться в атмосферу Перми под маркой "топочного газа"). Мы приводим эти изделия (может быть, издания? - ред.) исключительно как пример красивой упаковки, использованной акулами пера для достижения конечного результата - облапошивания жителей Перми. Остается посмотреть на то, как роль Перми выглядит со стороны - той самой, которая давно и всеми силами старается избавиться от "безвредной" реакционной массы".
Впечатление от вопиющей неряшливости не только стиля, но и аргументов уважаемого представителя "зеленых" не могут скрасить даже "сильные" выражения и митинговая риторика.
Начнем с того, что от "безвредной" реакционной массы Пермь никак не могла пытаться избавиться "давно и всеми силами", поскольку Россия только лишь приступает к ликвидации химического оружия. И то - не на территории Прикамья, а в местах его складирования. В частности, в поселке Щучьем (Курганская область), где специалисты Пермского филиала РНЦ "Прикладная химия" занимались уничтожением оружия, содержащего фосген, вахтовым методом, с использованием собственной уникальной технологии. Кстати, эту работу они завершили за 1 год, вместо отведенных правительственной программой 3-х лет.
Отравляющие вещества зарин и зоман уничтожаются, как уже было сказано, на Марадыковском полигоне (Кировская область).
Надо сказать, автору интернет-публикации как активисту "зеленых" следовало бы перед атакой на конкретное предприятие получить хотя бы элементарное представление о специфике его деятельности. Пермскому филиалу РНЦ "Прикладная химия" отправлять фтор в атмосферу Перми под маркой "топочного газа" нет никакого резона.
Во-первых, предприятие с фтором работает вот уже 40 лет, этот газ является для него ценным сырьем, из которого производятся различные фторорганические продукты (фторорганика сегодня - самое высокотехнологичное направление химической промышленности в мире). В частности, фреоны, которые до последнего времени работали во всех без исключения холодильных установках. Из производных фтора (на основе фторопластов), к примеру, производятся тефлоновые покрытия для кастрюль и сковородок.
Во-вторых, если бы специалистам "Прикладной химии" пришло в голову выбросить фтор в атмосферу Перми под маркой "топочного газа" (а именно в этих зловредных намерениях подозревают предприятие столичные экологи), то они погибли бы от такого "террористического акта" в числе первых.
В Пермской области, как минимум, более десятка крупных промышленных предприятий работают на технологиях, где используются смертельно опасные для человеческой жизни вещества и компоненты. Только им, как правило, не посвящаются специальные выпуски экологических обозрений.
Проводить систематический мониторинг подобных производств, заботясь об охране окружающей среды уральского региона, - дело хлопотное. Опять же, от столицы до Перми слишком далеко, чтобы лишний раз углубляться в проблемы, лежащие вне сферы "рейтинговых" интересов: известно, что политический капитал лучше всего куется именно на "оружейной" тематике.
Лишнее доказательство тому - выпуск газеты "Аргументы и факты - Прикамье" (№48), которая в лучших традициях плагиата без всяких ссылок на первоисточники воспользовалась информацией "Компаньона" и объявила о героическом намерении провести "свое независимое журналистское расследование этой проблемы".
"Компаньон" желает редакции "АиФ-Прикамье" удачи. Впрочем, особые подвиги от журналистов вряд ли потребуются. В Пермском филиале РНЦ "Прикладная химия" корреспонденты уже бывали, знакомились с производством и задавали руководителям самые разные вопросы. Без всякой опасности для жизни.
Сергей ИГУМНОВ, первый заместитель генерального директора Пермского филиала РНЦ "Прикладная химия":
- Токсичность химических продуктов определяется не модным голосованием в интернете и не "на глазок" экологов, а специалистами по четко установленным правилам. Если для реакционных масс, оставшихся после уничтожения зарина и зомана, официально установлен 3-й класс опасности, то за это заключение в полной мере отвечает специализированный московский НИИ. Если, не дай Бог, специалисты допустят ошибку в классификации, то не один десяток людей лишится должностей, а некоторые - даже свободы. Автор публикации, произвольно повышая класс опасности этих веществ, не рискует ничем (кроме своего имени), поэтому и ведет себя так отчаянно смело.
Энергия, с которой выступают противники участия в реализации государственной программы уничтожения химического оружия, была бы хороша и справедлива лет 90 назад, когда государственные люди принимали решение производить химические вещества для уничтожения друг друга. В настоящий момент такая позиция неприемлема.
Нам хватило ума заготовить для нашей планеты такую беду. Надо, чтобы хватило ума и мужества не делить ответственность на "российскую" или "американскую", "пермскую" или "кировскую". Мы не имеем права ждать, когда этот химический арсенал начнет самопроизвольно разрушаться, распространяясь по планете и отравляя все живое.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.