Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

Борьба за каждый процент

Торговые сети не ждут сокращения продаж, хотя признают наличие проблем

Поделиться

Девальвация рубля, действующее продуктовое эмбарго обещают тяжёлый год не только для рядовых граждан, но и для торговых сетей. Аналитики предрекают падение продаж от 15 до 40%. Но ритейлеры пока это отрицают.

Витрина

  Игорь Катаев

Ускорение годовых темпов инфляции до 15% в январе привело к существенному падению зарплат в реальном выражении — на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (хотя в номинальном выражении зарплаты повысились на 5,8% в сравнении с январём прошлого года). Неудивительно, что оборот розничной торговли в январе нынешнего года к январю прошлого сократился на 4,4%, подсчитали в Sberbank Investment Research (Москва).

Продуктовые сети попали в «полосу шторма», считают в ООО «Данфосс» (Москва). И отмечают, что особенность начала 2015 года не рост или снижение покупательской активности, которые можно было бы планировать, а неопределённость. Не имея возможности однозначно прогнозировать спрос, в конце минувшего года сети столкнулись с серьёзными проблемами в части планирования заказов и формирования складских запасов.

«Все эти трудности нам незнакомы», — отрицают представители группы компаний «Норман-Виват».

Но об этом известно директору Управляющей компании «ЭКС» (сеть супермаркетов «СемьЯ») Елене Ждановой. Она рассказала, что в связи с переориентацией на других поставщиков после введения продуктового эмбарго, с изменением курсов валют и ростом цен, а также с наличием определённого дефицита товара при повышенном спросе на него (сужение выбора товаров и поставщиков), определённые вопросы с точки зрения изменения подходов к планированию заказов и необходимости формирования складских запасов в большем объёме, чем до эмбарго, точно возникли. «Сказать, что это очень серьёзные проблемы, наверное, не могу, — поделилась Жданова. — Но перестраиваться точно пришлось».

«Чехарда» началась ещё в августе 2014-го и в тот момент была вызвана ограничениями на поставку импортных продуктов. Это обусловило, с одной стороны, рост спроса, с другой — необходимость планирования новых закупок по новым ценам, причём в ситуации, когда долговременная динамика спроса не может быть спрогнозирована из-за большого количества случайных факторов. В результате многие магазины столкнулись с проблемой пустых полок, а другие, напротив, «перезатарились», что чревато убытками в сегменте скоропортящейся продукции, — считают в «Данфосе».

Представители группы компаний «Норман-Виват» заверили, что у них «всё хорошо».

«Проблем с пустыми полками и отсутствием товаров у нас не было. Покупатели понимают ситуацию и пробуют товары от других производителей, перезатаривания мы также не наблюдали», — сообщила менеджер по региональным коммуникациям «Ленты» Яна Могилёва.

Проблемы в «Семье» не столько с «пустыми полками», то есть с отсутствием товара, сколько с удлинением переговоров с поставщиками о цене (потому что сейчас идёт борьба за каждый рубль цен закупа, чтобы не повышать цену на полке) и с отказом от ряда товаров/поставщиков в силу очень большого роста цен на них. «То есть иногда случаются перерывы с наличием определённого товара на полке (пока переговоры), или мы выводим товар из матрицы и вводим замену», — говорит Елена Жданова. По её словам, с «перезатариванием» глобальных проблем нет — бывают единичные случаи, но, скорее, всё-таки вопрос сейчас в том, «где найти товар», а не «закупили и продать не можем».

Набега покупателей, равно как и оттока, в «Семье» не наблюдают. Никаких кардинальных изменений не произошло.

В конце года дальнейшее развитие ситуации не могли толком спрогнозировать даже ведущие аналитики, говорят в «Данфосе». Сейчас их наилучший прогноз — падение объёмов продаж на 15%, наихудший — до 40%, как в 2008 году. Правда, за исключением дискаунтеров.

В ритейле мнение противоположное. Ни в «Семье», ни в «Вивате» снижение продаж не прогнозируют.

«Находитесь в поисках лояльных клиентов? Дайте потребителям почувствовать себя особенными или наделите индивидуальным впечатлением — и вы достигнете своей цели», — рекомендует руководитель практики «Эффективность маркетинга» Nielsen Россия Олег Мартьянов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться