Сергей Ильин

Сергей Ильин

депутат Пермской городской думы, фракция ЛДПР

Ручной режим местного управления

Региональные законодатели рассмотрят ещё один пакет поправок в закон о МСУ

Поделиться

Второй пакет поправок, регулирующих организацию системы местного самоуправления в Пермском крае, на прошлой неделе поступил в региональный парламент. Краевым законодателям предлагают совместить полномочия глав МСУ и наёмных сити-менеджеров. Первое обсуждение с представителями прикамских муниципалитетов показало: серьёзного сопротивления законопроект не получит. Следовательно, унификация системы МСУ в предельно консервативном варианте в Пермском крае — вопрос ближайшего времени. Главный итог — значение местных выборов, уровень их конкуренции и, самое главное, степень влияния на местные администрации народных избранников будут сильно снижаться.

Чиркунов голосует

Реформу МСУ в 2005 году начал ещё Олег Чиркунов. Виктор Басаргин завершает её спустя 10 лет
  Игорь Катаев

Разговоры о том, что краевое законодательство, регулирующее МСУ, будет вновь подвергнуто редактированию, начались под занавес прошлого года. Внимательные наблюдатели отметили для себя всё более консервативные законодательные инициативы в ряде регионов, которые в итоге добрались и до Прикамья.

Уже в феврале дискуссию анонсировал председатель Пермской краевой избирательной комиссии Игорь Вагин, что сразу дало возможность говорить о том, что инициатором дальнейшей реформы МСУ является федеральный центр.

В итоге в начале марта в Законодательное собрание Пермского края поступил пакет поправок в краевой закон «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края». Инициатором поправок стал председатель Совета муниципальных образований Пермского края, глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов. В своей инициативе Кузнецов в частности предложил избирать главу муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса в муниципальных районах, городских округах, городских поселениях, а также сельских поселениях с численностью населения свыше 10 тыс. человек.

Таким образом, в большинстве муниципалитетов Пермского края предлагается совместить полномочия глав МСУ и наёмных сити-менеджеров.

Исключение делается только для сельских поселений с численностью населения менее 10 тыс. человек — здесь главу местного самоуправления предлагается избирать из числа депутатов. Такое же исключение предлагается сделать для ряда поселений: ЗАТО Звёздный, Горнозаводского городского поселения и Суксунского городского поселения. Здесь избранный из числа депутатов глава уже и так исполняет должность главы администрации.

О том, что документ готовился в достаточно сжатые сроки, говорит уровень аргументации, который приводится авторами в пояснительной записке к законопроекту. В числе прочих Александр Кузнецов привёл аргумент, что «в большинстве крупных муниципалитетов главы муниципальных образований возглавляют местные администрации». Отметим, что данное утверждение верно, но характеризует ситуацию до отмены краевым законодательством прямых выборов глав городов и районов Прикамья в 2014 году по инициативе того же самого главы Пермского района.

Впрочем, несмотря на сыроватый характер документа, эксперты «Нового компаньона» сомневаются в том, что новый законопроект станет предметом столь же живой дискуссии, как закон, отменивший прямые выборы.

Реформа МСУ

  Сергей Глорио

Так, политтехнолог Олег Борисенко считает, что дальнейшее выстраивание властной вертикали после состоявшейся отмены прямых выборов пройдёт «на зелёный свет». «В оппозиции наблюдается отчётливая апатия, и губернатор получает на местах исключительные инструменты для решения кадровых вопросов. Отмена даже симуляции выборов номинального главы муниципалитета из числа депутатов — предельно чёткий сигнал на места из федерального центра. Это точно не пермская инициатива», — полагает эксперт.

Руководитель РПА «Агитпроп» Александр Пахолков отмечает, что принятие закона приведёт к снижению реальной конкуренции на местах и потере интереса к местным выборам у серьёзных инвесторов. «Денег на местных выборах станет ещё меньше», — резюмирует политтехнолог. По его мнению, в неменьшей степени это касается и выборов в Пермскую городскую думу.

«С точки зрения технологии управления новый законопроект исключает последние возможности для неожиданностей. Даже в случае победы в том или ином муниципалитете неких несистемных сил назначение мэром не согласованной с главой региона фигуры снижается практически до нуля», — считает собеседник «Нового компаньона», близкий к администрации губернатора.

С таким утверждением трудно не согласиться, ведь в конкурсной комиссии, половину которой формируют краевые власти, а другую половину — местный депутатский корпус, в большинстве случаев не будет камикадзе. Следовательно, при необходимости продавить нужную кандидатуру администрация губернатора сможет всегда — для этого будет необходимо заручиться поддержкой всего одного представителя депутатской части конкурсной комиссии. Набор аргументов для каждой ситуации будет свой.

Таким образом, жёсткое сопротивление позиции главы региона при отборе кандидатуры главы МСУ если и возможно, то в большинстве случаев оно лишь затянет процесс назначения либо поставит его в тупик. Скорее всего, такие сценарии будут единичными случаями.

Зато команде губернатора предстоит задуматься над тем, как в короткий срок сформировать свой кадровый резерв на местах.

Но в целом под историей местного самоуправления в Пермском крае, как, впрочем, и России в целом, можно подводить определённую черту. До недавнего времени МСУ и участие в его формировании населения было все-таки некой сформировавшейся саморегулируемой системой. Плохо ли, хорошо ли, но она работала.

После принятия и реализации последних законодательных инициатив властная вертикаль спустится на места уже не только фактически, но и юридически. А это значит, что претензии к неприбранному двору или отсутствию лампочки в подъезде рано или поздно будут адресованы «на самый верх». Другое дело, что процесс понимания этого займёт не один год. А там, глядишь, «раскрутка гаек» может стать центральной идеей очередной федеральной кампании.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться