ОТ НАНУКА ДО КНИГ-КОНГА. И ОБРАТНО

Поделиться

В киносалоне «Премьер» (ул. Пионерская, 17) открылся кинолекторий «Окно в этнокино». На его занятиях предметом показа и обсуждения стала визуализация этнической жизни — фильмы, программы, видеоматериалы о различных народах, снятые в России и за рубежом. Будет предпринята попытка понять, как этнографическое кино повлияло на развитие мирового киноискусства и формирование мировоззрения людей в разных странах, какое значение этновидеоматериалы имеют и могут иметь в образовании, урегулировании социоэтнической напряженности, идентификации этносов.

Возможно, кинолекторий перерастет в киноклуб. А пока состоялось 2 заседания. Первое, естественно, посвящено открытиям Роберта Флаэрти и их значению в развитии мирового кинематографа. Были показаны ленты «Нанук с севера» (1923 г.) и «Человек из Арана» (1934 г.). Затем предприняли попытку обозначить роль этнокино в обществе строителей социализма, рассмотрели кандидатуру Александра Литвинова на роль «советского Флаэрти» (фильм «Лесные люди», снятый совместно с автором книги «Дерсу Узала» Н. Арсеньевым).

23 ноября состоится показ и обсуждение фильма А. Головнева «Путь к святилищу» (1996 г.), 30 ноября — посвященной коми–пермякам ленты «Мы были дымом» А. Балуева. А

7 декабря пройдет кинолекция с интригующим названием «От Нанука до Кинг–Конга» — об этнографичности как драмообразующем элементе.

Надежда ОКОРОКОВА, директор фонда поддержки национальных меньшинств и коренных народов «Нанук»:

— Кино вошло в человеческую жизнь как аттракцион. Реальность происходящего — вот то, что больше всего поразило зрителей первой киноленты о приезжающем поезде. И тотчас последовало открытие, что с помощью кинокамеры можно сделать реальной придуманную жизнь. Самолет, врезающийся в башню Всемирного торгового центра, заставил подумать в первую минуту именно об этом: не прорвалась ли грань между экранной реальностью и реальным миром?

Фильм «Нанук с севера» и его режиссера Роберта Флаэрти не случайно делят «на двоих» продюсер и исследователь этнографического кино Н. Окорокова и «отец» пермского фестиваля новой документалистики Павел Печенкин. Дело в том, что Флаэрти первым принялся снимать этнографические ленты. И в первом же фильме позволил себе прибегнуть к игровой режиссуре, разбавил неотредактированную реальность сюжетным вымыслом — что и стали много позже активно использовать адепты так называемого «нового документального кино».

Более того, этнографический кинематограф, «визуальная антропология» оказали существенное влияние на Большой Голливудский Стиль. Мало кто знает, но Роберт Гарднер, работавший в команде Флаэрти, настолько увлекся экзотикой «кинопутешествий», что по впечатлениям от тропических островов создал идею сценария первого «Кинг–Конга». А одним из режиссеров этого классического блокбастера 1933 года стал Эрнест Шусдак, соавтор второго после «Нанука» этнографического фильма «Трава» — о пастухах бахтиари (эту ленту пермские зрители увидят на кинолектории в «Премьере» 7 декабря). Первым голливудским фильмом Шусдака стал «Ранго», действие происходило на Яве, а главным героем был орангутанг. Считается, что это — первый шаг к «Кинг–Конгу».

Так что можно с уверенностью утверждать: культовую гигантскую обезьяну создали визуальные антропологи. Кинг–Конг в данном случае в максимально концентрированном виде представляет образ непонятной «чужой» культуры, столь интересующей киноэтнографов.

Дейвид Уорк Гриффит, 100 лет назад сделав свои открытия движущейся камеры и параллельного монтажа, был уверен, что стоит у истоков возникновения универсального языка, который будет понятен всем народам, поможет прекратить войны и станет основой для наступления «золотого века» на планете. Сегодня его убеждения кажутся утопичными, но, собственно, почему? Возьмем фильмы Роберта Флаэрти. Сметливый маленький Нанук в меховых штанах проторил путь к сердцам миллионов людей и заставил многих из них по-новому взглянуть на непонятных северных аборигенов, предпочитающих жить среди снегов и есть сырое мясо. Более того, эскимос Нанук, самоанец Моана и ирландец из Арана пробудили интерес во всем мире к экзотическим народам прямо–таки в геометрической прогрессии. Сразу подключился Голливуд. В 1920–30–е годы возникает настоящая индустрия производства игровых фильмов в далеких южных и северных странах с участием аборигенного населения.

Быть может, кто–то возразит, что это уже коммерческое кино, весьма условно представляющее подлинные культуры этих стран и их носителей, и говорить о его толерантном воздействии на зрителей, по крайней мере, некорректно. Однако никуда не деть того факта, что в голливудском кино сегодня существует система ценностей, в которую мир иных культур входит как одно из главных достижений земного существования. Мир представляется огромным и многообразным. В этом мире индеец оказывается мудрее белого человека потому, что он родился на этой земле и здесь жили его предки...

К концу года кинолекторий перейдет к темам, волновавшим отечественную кинодокументалистику. 14 декабря можно будет увидеть просветительские и политические фильмы 1920–30–х годов, современные этнокинолетописи. 21 декабря «Нанук» на материале фильма об эскимосах нетсилик познакомит с возможностями школьных образовательных программ американского антрополога Асена Баликси. Ну и кавказская тема неизбежна — 28 декабря покажут фильм 1924 года «Соль Сванетии» и ленты из цикла «Лицо кавказской национальности» А. Тихомирова, известного тележурналиста, ныне советника министра РФ по делам национальностей.

Добавим, что вход на занятия кинолектория «Нанук», начинающиеся обычно в 18 часов, бесплатный.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться