КАК РАССТАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ В БУДУЩЕМ ПОЛУЧИТЬ ИХ БОЛЬШУЮ СУММУ

Участники и инфраструктура рынка облигаций

Поделиться

Участники и инфраструктура рынка облигаций

В предыдущих статьях, посвященных облигациям, обсуждалось, зачем нужны облигации. Априори, мы определили двух главных участников - заемщика, нуждающегося в деньгах сейчас (эмитента, выпустившего облигации, - продавца) и поставщика свободных денег сегодня (инвестора - покупателя). В дальнейшем мы остановимся на трансформации этих двух понятий - продавец/покупатель. Однако современный рынок не представляется без посреднических структур. Зачем нужны посредники, зачем нужна такая сложная цепочка?

Дело в том, что облигации - это "хлеб", основа основ финансового рынка. Случилось так, что российские компании облигации ранее активно не выпускали. Однако сейчас ситуация переменилась. Представьте, что вместо привычного магазина за хлебом вы отправляетесь... в пекарню. Так появляется

ЭМИТЕНТ

Тот, кто выпускает облигации.

В роли эмитента облигаций может выступать любая финансовая структура, испытывающая нехватку свободных денежных средств, если выпуск облигаций не противоречит текущему законодательству.

Обычно принято выделять следующие категории эмитентов: наднациональные институты, суверенные, квазисуверенные и субсуверенные заемщики; корпорации нефинансового сектора, финансовые институты.

Наднациональные институты - международные финансовые институты, такие как: Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и другие. Эти заемщики, как правило, обладают максимальным кредитным рейтингом.

Суверенные заемщики - государства, привлекающие денежные средства для финансирования дефицита бюджета либо для стерилизации денежной массы.

Квазисуверенные заемщики - государственные или полугосударственные агентства, кредитный риск которых мало отличается от кредитного риска соответствующих правительств, поскольку имеет место прямая или косвенная гарантия государства по возвратности ими заемных средств.

Субсуверенные заемщики - любая организация, привлекающая свободные денежные средства посредством выпуска облигаций, не относящаяся к первым трем категориям, в зависимости от вида деятельности. На развитых рынках является одним из основных заемщиков денежных средств.

Раньше предприятиям приходилось платить проценты по облигациям из прибыли, поэтому облигаций они практически не выпускали. Стоило правительству снять это ограничение, и на глазах начал стремительно расти рынок облигаций.

ИНВЕСТОРЫ

Те, кто раньше не покупал "МММ" - и правильно делал.

Выделяют две главные категории покупателей ценных бумаг - институциональных и розничных инвесторов.

Институциональные инвесторы - широкая группа инвестиционных организаций, включающая страховые компании, пенсионные и взаимные фонды, фонды управления активами, банки и др. Эти организации являются формой коллективного инвестирования.

Розничные инвесторы - инвесторы, вкладывающие собственные денежные средства в расчете получить больше в будущем.

Рискнем утверждать, что люди, которые раньше покупали акции "МММ" и готовы их покупать сейчас, и те, кто покупает сейчас облигации, - это разные люди. Первые хотели быстро разбогатеть, вторые - сохранить и приумножить заработанное нелегким трудом.

ПОСРЕДНИКИ

Логичнее разделить посредников на участвующих в первичном размещении и посредников, работающих на вторичном рынке, хотя четкую грань провести между ними нельзя. Финансовая организация может работать как на первичном, так и на вторичном рынке.

Необходимость эмитента в свободных денежных средствах ведет к решению о выпуске облигаций. Однако решение - это еще не выпуск. Не каждый эмитент может точно оценить параметры выпуска. Чаще всего он обращается к профессионалам. Они помогают оценить параметры выпуска (объем обязательств, который можно разместить на рынке; ставку доходности, на которую согласится инвестор), подготовить соответствующие документы, необходимые для выпуска облигаций, а также берут на себя некоторые обязательства по размещению выпуска на рынке. Так у выпуска появляется андерайтер.

Андерайтером может быть как одна финансовая структура, так и синдикат из нескольких профессионалов. Именно они сводят эмитента и инвестора. Андерайтер, как и другие профессионалы фондового рынка, необходим. Это видно на примере "Макфы": прекрасная макаронная фабрика самостоятельно выпустила облигации, очень небольшой заем, который, однако, не был распродан полностью.

Обсуждается закон, по которому в ряде случаев нельзя будет выпускать ценные бумаги без участия в выпуске консультанта.

Не все инвесторы могут купить облигации при первичном размещении, не все инвесторы хотят держать облигации до погашения. Андерайтер может брать на себя обязательства по выкупу части или всего выпуска облигаций. Однако в его задачи не всегда входит держать облигации до погашения. Из покупателя он плавно превращается в продавца. Появляются структуры, позволяющие свести покупателей и продавцов, они и организуют вторичный рынок облигаций.

Облигации могут обращаться как на организованном (биржевом) рынке, так и на внебиржевом дилерско-брокерском. Никто не может запретить владельцу облигаций самому найти покупателя. Однако поиск покупателя может занять достаточно длительное время и привести к значительным расходам. Поэтому и на этом этапе появляется посредник.

Маркет-мейкер (делающий рынок) - участник вторичного рынка, выставляющий твердые котировки на покупку и продажу как за собственный счет, так и по просьбе клиентов. Работая за собственный счет, он подвергает себя рыночному риску, однако, как правило, риск окупается. Как правило, маркет-мейкером является андерайтер, осуществивший выпуск данных облигаций. Выставляя твердые котировки на покупку и продажу, он обеспечивает возможность желающим купить либо продать по его цене. При наличии желающих купить и продать по его ценам он зарабатывает полный спрэд (разница между ценой покупки и продажи). Именно маркет-мейкеры поддерживают ликвидность выпуска облигаций.

Если маркет-мейкер пойдет на рынок продавать картошку, как его найти среди других продавцов? Только он, если спросить, сколько стоит килограмм картошки, назовет две цены: цену покупки и цену продажи.

Брокеры - работают по заявкам своих клиентов за его счет, выставляя его заявки на организованном рынке либо ища контрагента на внебиржевом рынке. Также брокер может предоставлять своим клиентам информацию о выпуске, ценах на интересующие его облигации, анализ возможного движения котировок.

УЧЕТ

Облигации сейчас не печатают - дорого, их могут подделать или украсть. Неудобно их возить. Учет прав на облигации - депозитарий и реестр. Впрочем, это проблема вашего брокера, а не ваша. Хотя для общего развития мы несколько опишем их.

Реестр - специальная база данных, в которой отражается, кто и каким количеством ценных бумаг владеет.

Поскольку регистраторы обычно располагаются (географически) недалеко от эмитента, а торговля акциями эмитента может вестись на бирже далеко, возникает надобность в депозитарии.

Депозитарий - это особое хранилище, в которое владельцы ценных бумаг могут отдать их на сохранение. Депозитарий выступает в роли передаточного звена от продавца покупателю. Он гарантирует наличие и подлинность продаваемых ценных бумаг. В него участники торговли передают на хранение свои бумаги. Для того чтобы реализовать это технически, применяется метод так называемого номинального держателя. Суть его заключается в том, что регистратор открывает депозитарию как номинальному держателю особый счет, на который и перечисляет бумаги клиента-инвестора.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться