Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Разворот на Восток

В Доме художника открылась выставка работ пермского мастера традиционной японской живописи

Поделиться

Сергей Болховитин — человек-парадокс. Будучи стопроцентным пермяком, он создал собственный мир, полностью построенный на феноменах японской культуры. Карате, оригами, манга — для него это не абстрактные понятия, это его жизнь, это ценности, которыми он делится с людьми, в первую очередь — с детьми, ведь он — педагог, кандидат наук, автор монографии о дошкольном образовании и один из руководителей-консультантов проекта «Спортивные классы» в школе №32. Дети — участники проекта — с начальных классов изучают карате, а также японский язык и основы японской культуры.

Сергей Болховитин

Сергей Болховитин
  Ирина Молокотина

В жизни Сергей Болховитин по-японски церемонен, выдержан и корректен. Но при этом чрезвычайно деятелен и упорен. Пермской публике он известен прежде всего своими живописными работами, которые непременно выставляются на каждом художественном салоне «Арт-Пермь». Будучи профессиональным художником, он более 20 лет совершенствуется в искусстве суми-э, что в переводе с японского означает «живопись тушью».

Название очень точное. Действительно, это монохромная живопись, которая создаётся при помощи чёрной туши, в зависимости от концентрации могущей передать не 50, а буквально все оттенки серого. Технически это графика, что-то вроде монохромной акварели. Однако японцы считают, что по своим изобразительным возможностям суми-э — настоящая живопись.

Сюжеты суми-э столь же традиционны, как и техника: это изображения животных и растений — от больших пейзажей до «портретов» каких-нибудь мотыльков или бамбуковых стеблей. При этом настоящий художник суми-э не просто рисует: он ищет суть вещей, суть природных явлений. Считается, что в этом искусстве главное — отделить сущностное от второстепенного, отбросить все детали и найти главное.

Суми-э — очень лаконичная живопись. Образ создаётся буквально несколькими штрихами. Талант живописца требует и особого глаза, и особой руки: кроме умения увидеть в простых вещах удивительное от мастера суми-э требуется ещё и каллиграфическое умение передать своё впечатление на бумаге.

Феномен Сергея Болховитина в том, что он овладел этим искусством в полной мере. Он не просто научился — он постиг это мастерство, как постигают великие учения. Его искусство — это не просто зарисовки из мира живой природы, это восхищение чудесами и совершенством мира, размышления о его хрупкости, о драгоценности и неповторимости каждого момента жизни. Танец креветочек в воде, баланс стрекозки на веточке, плавное движение карпа в пруду, крабы, лягушки, птицы… Несколько стеблей бамбука и среди них — почти невидимый палочник-богомол!

Всё это — картинки с юбилейной выставки Сергея Болховитина «Тропою Бодхидхармы», открывшейся в Доме художника. Юбилейной, но не персональной, как уточняет сам художник: на многих выставленных картинах изображение дополнено иероглифами, которые наносит Александр Морозов. Искусство восточной каллиграфии сродни суми-э: материал здесь тот же — чёрная тушь, и мастерство требуется такое же. Как справедливо заметила на вернисаже искусствовед Ольга Власова, «между словом и изображением здесь нет пропасти, одно поддерживает другое». Иероглифы не перегружают картины — они придают им декоративности.

Экспозицию разнообразят ещё и витрины с игрушками, предоставленными двумя специализированными магазинами, которые продают товары для коллекционеров и любителей аниме.

Многолюдный вернисаж показал, что увлечение Востоком чрезвычайно распространено среди пермяков. Здесь и песни на японском языке пели, и на барабанах играли, и благосклонно созерцали балийские танцы в исполнении девушек-массажисток из салона «Семь красок». Словом, как пошутила директор Дома художника Асмат Вазагашвили, «поддержали российский тренд — разворот лицом на Восток».

Выставка «Тропою Бодхидхармы» открыта в Доме художника до 26 февраля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться