КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ОБЛИГАЦИИ?

Российские предприятия сегодня испытывают огромную потребность в инвестициях, и одним из наиболее эффективных инструментов привлечения средств инвесторов, становится корпоративные облигации

Поделиться

Российские предприятия сегодня испытывают огромную потребность в инвестициях, и одним из наиболее эффективных инструментов привлечения средств инвесторов становятся корпоративные облигации

Уважаемые читатели! "Новый компаньон" продолжает публикацию статей в рамках совместного проекта финансовой группы "ПМ-Инвест", ЗАО "Пермская фондовая компания" и инвестиционной компании "Парма" (см. №30 от 11 сентября 2001 года).

Напоминаем, что в рамках этого проекта ведущие специалисты компаний планируют рассказывать о молодом и бурно развивающемся рынке облигаций в России.

Кроме того, инициаторы проекта ведут виртуальные портфели из облигаций, что позволит всем желающим уже сегодня включиться в увлекательную игру, где ценным призом может стать собственный реальный доход.

Облигационный заем как инструмент привлечения инвестиций дает предприятию-эмитенту следующие преимущества:

- привлечение значительных объемов денежных средств и финансирование крупномасштабных инвестиционных проектов происходит без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) в управление его текущей финансово-хозяйственной деятельностью;

- свободу маневра при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т. д.) определяются эмитентом самостоятельно;

- аккумулирование денежных средств частных инвесторов (населения), привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок (продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях;

- достигается оптимальное сочетание уровня доходности для инвесторов, с одной стороны, и уровня затрат предприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой;

- позволяет оптимизировать взаиморасчеты, структуру дебиторской и кредиторской задолженности предприятия-эмитента.

Важно отметить, что проценты по облигациям, обращение которых осуществляется через биржи, подлежат отнесению на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг). Такой порядок применяется на практике в соответствии с постановлением правительства РФ, начиная с 1 июля 1999 года, и, безусловно, способствует дополнительному повышению эффективности облигационных займов для эмитентов.

Эмиссия, то есть выпуск облигаций, состоит из ряда этапов, а именно:

- принятие решения о выпуске облигаций;

- подготовка и регистрация проспекта эмиссии;

- размещение облигаций среди инвесторов;

- регистрация отчета о выпуске, организация вторичного рынка.

Наиболее трудным для многих предприятий видится процедура подготовки проспекта эмиссии. Действительно, это довольно обширный документ, объемом около 100 страниц. Однако большая часть информации, предоставляемой в проспекте эмиссии, является справочной информацией о предприятии (финансовая отчетность, информация о деятельности и т. д.), и ее подготовка не требует специальных усилий. Реально проспект эмиссии может быть подготовлен за 2-3 недели.

Хотелось бы подчеркнуть, что предприятию не следует отказываться от эмиссии облигаций из-за кажущихся юридических сложностей. Все они относятся к разряду вполне решаемых.

"Камнем преткновения" для выпуска облигаций для многих предприятий служит налог на операции с ценными бумагами (0,8% от номинальной стоимости). Несомненно, этот налог существенно увеличивает издержки выпуска облигаций. Однако и при использовании альтернативных вариантов финансирования (банковские кредиты, векселя) предприятие тоже сталкивается с накладными издержками. Банковский кредит помимо собственно процентной ставки может включать затраты по получению. Вексельный заем требует выпуска самих векселей, организацию проверки их подлинности. Поэтому во многих случаях даже с учетом налога на операции с ценными бумагами облигации все равно могут являться одним из наиболее дешевых вариантов финансирования.

По сравнению с проблемами формального характера, значительно больше проблем таит в себе процедура непосредственного размещения облигаций, то есть продажа их инвесторам. Именно этот вопрос (кто купит облигации?) должен быть основным при принятии решения о выпуске облигаций. Что же нужно помнить, чтобы успешно разместить заем?

1. Необходимо оценить: а может ли ваше предприятие вообще размещать облигационный заем. Никто не купит облигации предприятия-банкрота. Трудно будет разместить облигации, если у предприятия плохая репутация заемщика. Облигации никогда и нигде не служат вариантом финансирования малого бизнеса и рискованных проектов. Облигации может разместить только среднее или крупное предприятие, находящееся в приличном финансовом положении. Объем займа, при котором имеет смысл думать о выпуске облигаций, составляет по опыту российских предприятий не менее 1 млн рублей, но в большинстве случаев выпуск облигаций целесообразен на сумму не менее 10-20 млн рублей.

2. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, надо тщательно проработать параметры будущего займа с учетом особенностей предприятия, конъюнктуры финансовых рынков, планируемого объема займа и круга инвесторов и т. д. На наш взгляд, перед принятием какого-либо решения о начале размещения займа предприятие должно разработать концепцию облигационного займа. Эта концепция должна разрабатываться предприятием при помощи финансовых консультантов. Не исключено, что в результате разработки концепции предприятие примет решение отказаться от выпуска облигаций. Но даже в этом случае сама разработка такой концепции сэкономит предприятию большие средства (хотя бы сумму налога на операции с ценными бумагами).

3. Необходимо провести комплекс мероприятий по повышению интересов инвесторов к облигациям. Это то, что называется investor relations - связи с инвесторами. Набор средств здесь самый разнообразный, и зависит, конечно, от того, кто будет выступать потенциальным покупателем облигаций. Но главный принцип неизменен в любом случае - поддерживать открытость, формировать положительное информационное поле, поддерживать активные контакты со средствами массовой информации.

4. Выбрать компетентных партнеров на рынке ценных бумаг. Организации, занимающиеся размещением ценных бумаг, называются андеррайтерами. Такая организация может быть одна или несколько (в этом случае говорят о консорциуме андеррайтеров или эмиссионном синдикате). Конечно, выбор андеррайтера тоже зависит от того, кого планируется привлечь в качестве инвесторов. Если предприятие рассчитывает на деньги иностранных инвесторов, целесообразно привлекать компанию, имеющую хорошие связи за границей. Если предприятие нацеливается на региональных инвесторов, в роли андеррайтера можно привлечь крупнейших региональных участников рынка ценных бумаг.

5. Не забывать об организации вторичного рынка облигаций. Облигации тем и отличаются от кредитов, что это рыночный долг, который легко может быть переуступлен одним кредитором другому. Если облигации не обращаются на рынке, то пропадает сама идея, а месте с ней и плюсы облигаций как финансового инструмента. Конечно, в момент выпуска облигаций предприятие не может поддерживать их вторичный рынок. Но оно должно иметь представление о том, как этот вторичный рынок будет организован, и донести это до инвесторов. Вторичный рынок практически никогда не возникает сам по себе, без усилий эмитента.

6. Текущая конъюнктура финансового рынка такова, что быстро привлечь с помощью облигаций большой объем "дешевых" средств может быть довольно сложно. Работа с облигационными займами - это длительный процесс. Но формирование имиджа хорошего заемщика, публичной кредитной истории может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно удешевить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ПОРТФЕЛЕЙ

Начальная стоимость портфеля - 100 тыс. рублей.

Отбор облигаций. В портфель включаются облигации, которые можно реально купить на рынке. Это максимально общее определение включает в себя как облигации, которые имеют твердые котировки, так и облигации, их не имеющие, но которые покупатель имеет возможность купить.

Цена приобретения/продажи. В качестве цены приобретения мы берем среднюю цену между покупкой и продажей на закрытие рынков в прошлую пятницу.

Моменты трансакций. Считается, что все сделки по покупке и продаже облигаций мы проводим раз в неделю при закрытии рынков в пятницу.

Налоги, комиссии, сборы. Мы их не учитываем.

Купонные выплаты. Они учитываются. Их можно реинвестировать в те же или иные облигации.

Расчет результата. Учитывает изменение стоимости облигации и накопленный купонный доход.

Консультацию квалифицированного специалиста вы можете получить каждый будничный день с 10 до 18 часов, позвонив по тел. 41-20-10 в финансовую группу "ПМ-Инвест". Будем рады ответить на все ваши вопросы!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться