"КУНГУРСКИЙ МАШЗАВОД": ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА

Поделиться

Николай ПОПОВ, генеральный директор АО "Кунгурский машиностроительный завод"

АО "Кунгурский машиностроительный завод" наращивает объемы производства с 1997 года. Успешная деятельность предприятия связана с нишей, которую оно занимает на рынке. Основные потребители его продукции - нефтяные и газовые компании.

"Нефтяное" направление деятельности появилось на заводе в послевоенное время, когда началось активное освоение Западной Сибири. Уже в 1950-е годы кунгурские машиностроители стали основными поставщиками турбобуров и другого нефтепромыслового оборудования для нефтяных компаний.

Завод специализировался на изготовлении турбобуров, самоходных установок для бурения и обустройства водных скважин. Заводские конструкторы работали над агрегатами для структурно-поискового бурения. Кроме топливно-энергетического комплекса заказчиками завода стали и предприятия водного хозяйства.

Рынок поставил завод в очень жесткие условия - большая часть его традиционных потребителей оказалась за рубежом. В 1993 году коллектив был вынужден, по сути, законсервировать производство, поскольку сбывать продукцию стало некому. Более того, нефтяники, получив свободу действий и имея реальную валюту, стали приобретать импортное оборудование, делая выбор в пользу современных технологий.

На изменившиеся условия надо было срочно реагировать. Тогда мы поставили перед нашей инженерной службой задачу - заняться разработкой новой техники для нефтяных компаний. Первый агрегат - АР-32 - был сделан в кратчайшие сроки, за 3 месяца. Партия этого оборудования для ремонта скважин была направлена в Сибирь на испытания. Отзывы получили хорошие. Следующей новинкой стал агрегат АР-60/80. Внимание потенциальных потребителей удалось привлечь.

Затем начали получать заказы на тендерной основе, причем среди конкурирующих фирм были немцы и шведы. Так мы получили большой контракт с Навоийским горно-металлургическим комбинатом. Помогло, конечно, то, что это предприятие и в дореформенные времена было постоянным партнером Кунгурского машзавода.

В праздник не очень хочется вспоминать самые тяжелые времена - 1995-1996 годы, когда завод практически "оброс" долгами. Хорошо то, что с кризисом удалось справиться и начать новый этап в биографии.

1999-2000 годы стали для "Кунгурского машиностроительного завода" просто удачными: удалось обеспечить рост объемов производства в 2-3 раза. С увеличением объемов стал расти и коллектив. Появились деньги для обновления основных фондов. Выросла заработная плата. Стала совершенствоваться продукция, которую конструкторы разрабатывают совместно с нефтяниками, учитывая их потребности.

У предприятия сформирована четкая стратегия продвижения на рынок продукции, которая гарантирует устойчивость бизнеса. Портфель заказов полон. Пока завод работает в основном на внутренний рынок, экспортные поставки рассматривая как резерв. Тем не менее, один из агрегатов отправляется в Нигерию. Идет проработка договоров с Эфиопией и Египтом, где агрегаты будут выставлены на тендер. Так что конкурировать мы намерены с фирмами мирового масштаба.

Мы продолжаем наращивать объемы производства, без этого просто не выжить. Не выжить и без продуманной инвестиционной политики. Это - приоритеты сегодняшнего дня.

Несмотря на все сложности сегодняшней экономической ситуации, у коллектива завода праздничное настроение. Он продолжает идти в ногу со временем.

ДЛЯ ПРАЗДНИКА ЕСТЬ ПОВОД

Геннадий УСОЛЬЦЕВ, заместитель генерального директора по производству АО "Кунгурский машиностроительный завод":

- День машиностроителя - наш профессиональный праздник, хотя мы очень много работаем для нефтяной отрасли и с таким же основанием могли бы праздновать День работников нефтяной и газовой промышленности.

Показатели деятельности нашего предприятия в 2001 году могут служить поводом для праздничного настроения. Второй год подряд мы обеспечиваем рост объемов производства к уровню предыдущего периода в 2-3 раза. При этом заказы, которые мы имеем от нефтяников, в настоящее время значительно превышают мощности завода.

- Как предприятие выходит из этой сложной ситуации?

- В последние полтора года мы много сделали для создания системы кооперации, размещая на других предприятиях часть узлов изготовляемого оборудования. Получается, что и работаем хорошо, и растем быстро, но в то же время этого недостаточно. Такие темпы роста мы больше поддерживать не можем при существующем состоянии производства. Если заказы будут еще увеличиваться, у нас начнутся проблемы с выполнением обязательств, обеспечением нефтяников необходимым оборудованием.

Резервы есть. Кооперация стала первым направлением расширения поля деятельности. Завод работает с Воткинским государственным производственным объединением, специализирующимся на изготовлении военной техники, где появились свободные мощности и есть квалифицированный персонал. Это предприятие помогает нам делать очень приличные объемы продукции. Сотрудничаем с пермским заводом "Коммунар", он помогает нам в изготовлении гидравлической аппаратуры. ПНИТИ производит для нас мобильные блоки. Отдельные детали получаем с Очерского машзавода. Всего у нас 8 партнеров, с которыми идет успешная работа.

Есть еще одно стратегическое направление деятельности: мы увеличиваем станочный парк в механическом цехе, есть необходимость увеличить площади механического производства за счет недостроенного нового цеха. Хотя возможности масштабного развития производства пока довольно ограничены.

- Какова структура производства предприятия?

- Прежде всего это цехи, где производится основная масса заготовок. Это чугунное, стальное литье. Единственное, что мы закупаем, - шихту. Есть кузнечно-прессовый цех - поковки, штамповки весом до 300 кг мы изготовляем у себя на заводе.

Сварочное производство, цех металлоконструкций (производящий мачты, рамы) тоже свои. Мы получаем только шасси, все навесное оборудование делаем сами. Турбобурное производство - универсальное: получаем только трубы и прокат, в цехе проводим термообработку, механическую обработку, сборку готовой продукции. Турбобуры делаются практически по замкнутому циклу.

Есть собственные ремонтно-механический, инструментальный цехи. Очень серьезное производство - энергосиловой цех.

- Кто ваши постоянные заказчики?

- Мы работаем напрямую с нефтяниками "Сургутнефтегаза". В худшие для нашего предприятия времена, в 1994-1996 годы, когда заказов было мало (в нефтяной отрасли тоже был спад), именно эта компания помогла нам выжить. С сургутскими нефтяниками был заключен тогда договор на поставку значительной партии оборудования. Сотрудничество продолжается и сегодня.

В последнее время появились и другие серьезные заказчики, среди которых - "Башнефть". Много работает "Кунгурский машзавод" с торговыми домами нефтяных компаний из различных регионов России.

- Прежде "Турбобур" работал на экспорт. Как сегодня развивается это направление?

- Сейчас на экспорт идет значительно меньше. В основном поставки идут на внутренний рынок. Но в условиях конкуренции и "Сургутнефтегаз", и "Башнефть" проводили тендеры на поставку и турбобуров, и ремонтных агрегатов. Мы выигрываем конкурсный отбор качеством продукции и приемлемой ценой.

- До сих пор нефтяники отдавали предпочтение импортному оборудованию. Переориентация на отечественное машиностроение еще не произошла?

- То, что я вижу, внушает надежду. И по винтовым забойным двигателям, и по ремонтным агрегатам заказов у нас достаточно - мы даже не можем удовлетворить все заявки. По соотношению "цена-качество" нефтяники нынче отдают предпочтение нашему оборудованию.

- Каковы итоги работы предприятия за минувшие полгода?

- За 7 месяцев выпущено товарной продукции на 570 млн рублей, что составляет к уровню прошлого года 274%. Буровых установок за этот период произведено 30 штук (в прошлом году только 9). Был изготовлен 91 ремонтный агрегат (за аналогичный период прошлого года - 66). Выпущено также 1664 секции для турбобуров (в 2000 году - 615), 272 шпинделя (рост составил 190%). Все это - наша основная номенклатура. Запасных частей произведено на 59,716 млн рублей (рост в 2,2 раза к прошлому году).

Растет численность работающих, сегодня она составляет 2 243 человека. При этом рост персонала составил 130%, а рост объемов производства - 270%. Хотя дефицит кадров ощущается. Квалифицированные конструкторы, технологи, металлурги требуются постоянно. Очень долгое время у нас в стране готовили в больших количествах экономистов, бухгалтеров, менеджеров, а машиностроительную специализацию почти потеряли.

Мы решаем для себя эту проблему. Через центры занятости набираем группу, обучаем молодежь в производственно-техническом училище с помощью наших мастеров производственного обучения. Но только треть из них приходит на завод.

Несмотря на эти трудности, коллектив сильно помолодел. В последние два года мы провели большой прием рабочих в связи с ростом объемов заказов. Из новичков около 60% составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Они - наша надежда на будущее.

ПЛАНЫ - НА ГОДЫ ВПЕРЕД

Геннадий ЛОГИНОВ, главный инженер АО "Кунгурский машиностроительный завод"

Кунгурский машзавод традиционно специализировался на двух основных видах продукции: самоходных буровых агрегатах для бурения скважин на воду, нефть (они же применяются для геолого-поискового бурения) и гидравлических забойных двигателях (для бурения скважин со стационарных установок), которыми пробурено 80-90% скважин бывшего Союза и России. В свое время мы были монополистами в выпуске этих двигателей.

В начале 1990-х годов, когда спрос на буровое оборудование упал до критической черты, мы поехали в Тюмень, к нефтяникам. И увидели, что востребованным будет оборудование для восстановления и ремонта нефтяных и газовых скважин. С этого времени был сделан акцент на изготовление именно этих видов изделий. В этом деле коллектив завода не был новичком: лет 20 тому назад мы выпустили опытную партию агрегатов для ремонта нефтяных и газовых скважин грузоподъемностью 15 и 20 тонн (РА-15 и АР-20).

В 1993 году мы изготовили опытную партию агрегатов для ремонта скважин грузоподъемностью 32 тонны, дальше появилась целая гамма изделий. Эта продукция была в последнее время востребована и позволила заводу выжить в тяжелые времена.

Сегодня мы выпускаем и эти агрегаты, и ту продукцию, на которой специализировались раньше, - гидравлические забойные двигатели и самоходные буровые агрегаты. Номенклатура значительно расширилась. Новые виды продукции позволяют коллективу расширять объемы производства и создавать рабочие места.

Что касается технической политики, то те виды продукции, которые мы выпускаем, а также сегодняшнее оживление в нефтяной отрасли, позволяют нам надеяться на стабильность. Геологи начали восстанавливать бригады, которые работают по прямому назначению - на разведке новых месторождений. Нефтяники начали бурить новые скважины. Одновременно расширяется еще одно направление работы - ремонт и восстановление законсервированных прежде скважин, которых в России, по некоторым оценкам, насчитывается до 40 тыс. Все это говорит о том, что та продукция, которую выпускает "Кунгурский машиностроительный завод", востребована рынком.

Перед техническими службами стоит задача совершенствования продукции, с учетом предложений и замечаний потребителей. Это очень большая работа, которой хватит на долгие годы. Она усложняется наличием серьезной конкуренции как внутри страны, так и за рубежом. Сегодня проявилась отчетливая тенденция: нефтяники начали больше покупать и заказывать отечественного оборудования. Это не случайно - ремонт зарубежной техники, на которую до последнего времени они делали ставку, обходится для них многократно дороже.

Но и мы, учитывая конкуренцию, стараемся повышать качество продукции, технические параметры, дизайн. Так что почивать на лаврах достигнутого не приходится. В последнее время среди наших конкурентов появились предприятия ВПК, которые осваивают выпуск аналогичной продукции. Вот и наши сегодняшние партнеры из Воткинска на днях проводят презентацию своего 100-тонного агрегата для ремонта скважин. А это очень солидное предприятие, где всегда была такая техническая культура, которой не существовало на производствах гражданской продукции. Хотя у таких мощных конкурентов есть и свои проблемы - слишком большие накладные расходы. Пока здесь мы выигрываем, но приходится серьезно думать о будущем. А востребованность нашей продукции я вижу на годы вперед.

Мы делаем ставку на нефтяников и, конечно, зависим от конъюнктуры нефтяного рынка. В то же время наши самоходные буровые агрегаты используются и для бурения водных скважин. А потребность в таких работах очень велика, эту продукцию в свое время мы поставляли на мировой рынок в более чем 40 стран.

Сегодня мы могли бы восстановить прежние связи. Но есть некоторые моменты, которые не позволяют это сделать. Не секрет, что наша промышленность в целом работает не на полную мощность. А наше предприятие устроено так, что не может работать без кооперации. В прежние времена у нас было примерно 300 предприятий-партнеров, причем некоторые из них сегодня оказались в "зарубежье". Чтобы мы могли сделать качественную продукцию, надо, чтобы все наши партнеры подошли к этой задаче так же ответственно. А с этим пока большие проблемы.

Все минувшие годы мы должны были устанавливать новые контакты уже внутри России, и пока далеко еще не все проблемы с комплектующими решены. Мы пока лишь выживаем, а не живем нормальной полноценной жизнью. Причин несколько. Во-первых, квалификация за годы кризиса снизилась на всех уровнях, начиная от рабочего и кончая инженерно-техническими работниками. У нас на предприятии стоит блок цехов №3 суммарной площадью 12 тыс. кв. метров, строительство которого было начато еще до перестройки и так и не было закончено. Чтобы его достроить, требуется около 100 с лишним миллионов рублей. Нам их взять пока негде.

Тарифы на электроэнергию, цены на комплектующие растут постоянно. У энергетиков сегодня в руках рубильник, они требуют, чтобы им платили авансом. Практически не проходит и месяца, чтобы у меня на столе не появлялась бумага, в которой "Пермэнерго" объявляет о снижении подачи электроэнергии. Поэтому о стабильности говорить пока рано. И все же у нас есть повод для оптимизма: мы научились бороться с неблагоприятными обстоятельствами.

ЗАКАЗЧИК ВСЕГДА ПРАВ

Владимир АНТОНЕНКО, главный конструктор АО "Кунгурский машиностроительный завод"

Успех работы предприятия во многом зависит от того, что конструкторская мысль планирует на перспективу.

У нас уже есть целый спектр агрегатов грузоподъемностью от 20 до 125 тонн. Агрегаты грузоподъемностью в 20 тонн предназначены для бурения водных скважин и геолого-поискового бурения. У нас есть также агрегат грузоподъемностью 32/40 тонн, который предназначен для ремонта скважин. В будущем мы планируем делать эти установки и для бурения. Далее идут агрегаты грузоподъемностью 60 тонн на шасси КРАЗа. Они несколько полегче, чем агрегаты на 60/80 тонн, и предназначены для ремонта (и бурения) скважин. Затем - агрегаты АРБ-100, также предназначенные как для ремонта, так и для буровых работ. Агрегат МБУ-125 предназначен для бурения скважин, хотя в принципе может быть использован и для ремонта.

Но сегодня вся гамма установок (за исключением АР-32/40) изготовляется в неполном комплекте, в комплектацию входят только подъемные блоки и приемные мостки. В перспективе мы планируем выпускать полный комплект установки, в который, кроме подъемного блока, приемных мостков и приустьевого хозяйства, должны входить циркуляционная система, насосные блоки, электростанции на 200-300 кВт и так далее. Это будет настоящий комплекс, полностью готовый к эксплуатации.

Разработкой и модернизацией всей этой номенклатуры занимается сегодня наше конструкторское бюро. Сразу решить все поставленные задачи невозможно. Для того чтобы реализовать намеченную программу, потребуется примерно 2 года. Но самое главное, все, что мы делаем, ориентировано на потребителя: наши специалисты постоянно выезжают в буровые бригады и те недоработки, которые не были учтены в первых машинах, исправляются. В результате заказчики приобретают именно то, что они хотели бы иметь для технологического процесса.

Модернизация агрегатов, которая на заводе идет постоянно, направлена на унификацию всей номенклатуры продукции, чтобы буровым организациям было проще и легче работать, имея унифицированные запчасти и отдельные узлы. Когда будет партионность, можно будет заниматься совершенствованием технологии. Что, безусловно, послужит повышению конкурентоспособности продукции "Кунгурского машзавода".

НАША ТЕХНИКА ХОРОША

Сергей Блинов, начальник сборочного цеха АО "Кунгурский машиностроительный завод"

Сборочный цех - финишное подразделение завода. Он занимается выпуском буровых и ремонтных агрегатов грузоподъемностью 20, 40, 60, 80 и 100 тонн. В 2001 году мы освоили выпуск новой модели бурового агрегата БА 15.06, который более удобен в эксплуатации: в нем установлен дополнительный сварочный аппарат и манифольд.

Ремонтные агрегаты А 60/80 предназначены для ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин. Мы работаем под конкретный заказ нефтяников, в соответствии с которым идет комплектация каждого агрегата. Агрегаты выпускаются на базе брянских тягачей, на базе КРАЗов, Уралов. Нефтяникам нравится наша техника.

В этом году ремонтные агрегаты А 60/80 открыли путь в ближнее зарубежье - четыре ушли в Туркмению. Наш специалист отправился туда в командировку - учить нефтяников на них работать. А вообще наша продукция работает во многих регионах России.

Наша техника хороша тем, что она проста в управлении, на ней очень легко работать.

Агрегат АРБ-100 мы начали собирать только в этом году. Началось серийное производство этой продукции.

Сегодня в цехе трудится более 160 человек, по сравнению с прошлым годом численность возросла практически в 2 раза. Соответственно увеличился и объем производства. График работы очень жесткий. Стараемся не подвести заказчика, да и заработать не прочь. Деньги нужны и на развитие предприятия, и для обеспечения коллектива достойной заработной платой.

Яков Полле - расточник высшей квалификации, такие мастера на любом предприятии - на вес золота. Только азам этой профессии надо учиться не менее 5 лет. Яков Полле работает в цехе 27 лет. Нет такой операции, которую он не смог бы выполнить на "отлично".

Сергей Климентьев - резьбошлифовщик 5-го разряда. 30 лет стажа общения с металлом - не шутка: мастер знает все его секреты и работает с гарантией качества.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться