ДИНАСТИЯ-2. ДЖОРДЖ БУШ-МЛАДШИЙ

Поделиться

ЗАВОЕВАНИЕ ТЕХАСА

Буш-младший бросил вызов губернатору Энн Ричардс, которую именовали "Робин Гудом" за стремление увеличить налоги на богатых техасцев. У самого же Буша, как и у Рейгана, снижение налогов было одним из фундаментальных элементов программы. Не трудно догадаться, на чьей стороне оказались нефтяные магнаты. С финансированием кампании у претендента проблем не было. И вел он ее весьма профессионально при помощи опытных специалистов, ранее работавших на Буша-старшего. К тому же популярный публичный политик Энн Ричардс явно недооценила соперника. На ее взгляд, он был всего лишь незадачливым сыном неудачника отца.

Репутация младшего Буша, его нрав давали Ричардс основание надеяться, что тот где-нибудь сорвется, допустит какой-то непоправимый ляп. Несмотря на свой бурный темперамент, Джордж проявил исключительную выдержку, избегал нападок на личные качества конкурентки, что помогло ему в завоевании симпатий избирателей.

Без устали Буш колесил по просторам Техаса, добираясь до самых его отдаленных уголков, чтобы поговорить с людьми, обменяться тысячами рукопожатий. Как раз тогда раскрылся в полной мере его талант к общению. Подобно отцу, он мог быть внимательным и терпеливым слушателем, но, что еще важнее, он мог поговорить с любым простым обывателем понятным тому языком о самых обыденных, банальных вещах. Располагал к Бушу и грубоватый техасский юмор, свойственная ему (как и Рейгану) самоирония. Именно потому, что ему чужд элитарный снобизм, он совершенно одинаков в разговорах с самыми важными персонами и простыми людьми. Возможно, это и есть высшее проявление аристократизма, которое встречается главным образом у тех, кто попал в князи не из грязи.

Говоря о факторах, обусловивших успех претендента, нельзя не вспомнить о его любимом бейсболе. Все, что связано с этим видом спорта, - часть его натуры. Бейсбол, по его утверждению, "занятие для оптимистов, подобно бурению нефтяных скважин и избирательным кампаниям". В конце же 1980-х годов осуществилась заветная мечта несостоявшегося бейсболиста: он стал совладельцем "Техасских рейнджеров".

Собственная его доля составляла всего 1,5%, или $600 тыс. из $80 млн, которые стоила команда. Однако он взял на себя всю организационную работу и рекламу, за что ему выделили 10% прибылей. Забегая вперед, скажем, что после продажи рейнджеров другому владельцу в 1998 году Буш получил $15 млн. Пожалуй, это самая большая удача Буша-бизнесмена. Для команды был построен новый стадион. Открытие его приспело как раз незадолго до выборов. Между тем, как пишет А. Айд, автор выдержанной в разоблачительной манере биографии Буша, в Техасе "спорт - это все. Он даже важнее религии".

Но фанат бейсбола не забывал и о религиозном факторе. Тем более что религия является одним из его жизненных приоритетов. Еще работая на отца, он сблизился с религиозными правыми, обладавшими серьезным влиянием в стране, прежде всего среди консервативных республиканцев. Они выступали за запрет абортов, за школьную молитву, против сексуальных меньшинств и т. д. К Бушу-старшему они относились с недоверием, а в младшем увидели более подходящего для них человека.

Не были забыты ни рабочие, ни расовые меньшинства, причем особое внимание уделялось испано-американцам ("латинос"). В граничащем с Мексикой Техасе их удельный вес был внушителен. За Джорджа Буша проголосовали 54% техасцев, тогда как во Флориде его брата Джеба постигла неудача.

Вторая победа Буша в 1998 году оказалась триумфальной (тогда же успех пришел и к Джебу). Он получил 69% голосов, что превратило его в одного из главных республиканских кандидатов на предстоящих президентских выборах. Фигурой общенационального масштаба он стал благодаря не только имени, но и собственной губернаторской деятельности в самом обширном штате страны.

Наибольший резонанс вызвала его политика в сфере образования. Главной ее целью провозглашался охват школьной системой всех без исключения детей. Естественно, имелось в виду и повышение качества образования. Сама по себе задача выглядит весьма скромно: за первые три года учебы научить детей читать и понимать прочитанное. "Чтение, - заявляет Буш, - это новое гражданское право". Как и в спорте, по мнению губернатора Техаса, в образовании нужен строгий и точный учет результатов. Его на основе специальных тестов должны обеспечить независимые эксперты. Те школы, которые не сумеют успешно работать, будут лишены финансирования. Родители, получив специальные ваучеры, смогут перевести своих детей в школы с лучшей подготовкой.

С одной стороны, как будто возрастает свобода выбора, что соответствует консервативным установкам. Но с другой стороны, увеличивается степень государственного вмешательства, что им принципиально противоречит.

"СОСТРАДАЮЩИЙ КОНСЕРВАТИЗМ"

На замечание одного из репортеров, что концепция охвата образованием каждого ребенка не ассоциируется с консерватизмом, Буш ответил: "Хорошо, тогда зовите меня консерватором с сердцем". И добавил: "Я сострадающий консерватор".

Возбужденный успехом на выборах 1998 года Буш говорил в телевизионном выступлении, что это победила "сострадающая консервативная философия". У нее есть житейско-бытовое проявление, памятное, например, зрителям "Санта-Барбары". Сам Буш похож на персонажей сериала, когда говорит о том, сколь важно увидеть сострадание в выражении человеческого лица, ощутить его в человеческом голосе. Вовремя услышать: "Я люблю тебя, я верю в тебя, я на твоей стороне".

Джордж Буш-младший - консерватор, скорее, по инстинкту, чем по концептуальным мотивам. Для него важнее эмоциональное, нежели интеллектуальное наполнение "сострадающего консерватизма". Он против того, чтобы консервативную философию представляли мелочной и занудной; она должна быть привлекательной, оптимистической. "Мне нравится говорить в шутку, - писал Буш, - что сострадающий консерватор - это консерватор улыбающийся, а не нахмуренный".

Но было бы ошибкой воспринимать "сострадающий консерватизм" в качестве чисто пиаровского инструмента. У него есть достаточно серьезное содержание. Сегодняшние выборы, говорил, торжествуя победу, переизбранный техасский губернатор, означают, "что лидер, являющийся сострадающим и консервативным, способен... открыть двери в республиканскую партию новым лицам и новым голосам и побеждать, не жертвуя принципами". Джордж Буш-младший оказался среди тех республиканских губернаторов и мэров, которые решили оспорить у демократов роль главных защитников неимущих и расовых меньшинств.

Бедняков, убеждены они, поддерживать нужно, но не с помощью всякого рода государственных пособий, обрекающих их получателей на вечное прозябание. Сострадание должно пробудить в людях чувство личной ответственности, потому что только оно поможет им подняться со дна, поверить в себя, стать полноценными гражданами. Не случайно Буш говорит о том, что наступает "эра ответственности".

Проблема правительственной бюрократии не только в том, что она неповоротлива, дорого обходится налогоплательщикам, но и в том, что она холодна и бездушна. Придать вспомоществованию человечный сострадающий характер можно лишь благодаря привлечению многочисленных религиозных организаций (преимущественно консервативных), у которых богатые традиции благотворительности.

"Сострадающий консерватизм" поворачивается лицом к иммигрантам. В них его поборники видят не обузу, а мощную подпитку жизненного потенциала американской нации. Особое внимание уделяется "латинос", которые, по данным последней переписи, превзошли по численности афроамериканцев. Буш хвалит их за присущий им предпринимательский дух. На генеалогическом древе Бушей появилась и "испанская" ветка: жена Джеба Буша, Колумба, мексиканского происхождения.

Политический смысл "сострадающего консерватизма" в том, чтобы создать обширную коалицию, которая могла бы обеспечить республиканцам гегемонию в США. Джордж Буш нащупал такую стратегию эмпирически. Он и не претендует на роль первооткрывателя и идеолога "сострадающего консерватизма". "Не я придумал фразу, но я принял ее и я сделал ее моей собственной". Она стала "брэндом" его философии.

Среди отцов-основателей "сострадающего консерватизма" следует назвать профессора журналистики университета в Остине М. Оласки, автора почти полутора десятка книг, в том числе "Трагедии американского сострадания" (1992) и "Обновления американского сострадания" (1996). Фактически он был неофициальным советником техасского губернатора.

Другой гуру "сострадаю- щего консерватизма" - профессор М. Магнет, ученый и публицист с широким диапазоном интересов. У него множество публикаций на страницах таких авторитетных изданий, как "Форчун" и "Уолл-стрит джорнэл". О его книге "Мечта и кошмар" Буш сказал, что это самая важная после Библии книга из всех им читаных.

Но какими бы ценными ни были разработки и советы консервативных интеллектуалов, успехами Джордж Буш-младший в гораздо большей мере обязан харизматическим свойствам личности, своему тактическому искусству. Характерны слова из заглавия материала в "Нью-Йорк таймс" (11 ноября 1999 года), посвященного Бушу: "Его любят люди, которые не всегда знают, почему". Притягательную силу Бушу придает искренняя вера в правоту отстаиваемых им ценностей. В то же время, убежденный консерватор, он избегает крайностей, например, по таким острым вопросам, как аборты, отношение к сексуальным меньшинствам. Подобно отцу, Буш-младший зарекомендовал себя умелым переговорщиком, мастером в деле достижения консенсуса, прежде всего во взаимоотношениях с демократами. Но, будучи жестче отца, он добивался согласия на более выгодных для себя условиях.

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ДИНАСТИИ?

"Сострадающий консерватизм" в политической практике Буша отражал стремление превратить республиканскую партию в своего рода большой зонтик, под которым могли собраться консерваторы всех мастей, а также социальные и этнокультурные элементы, которые считались заповедной базой демократов. Техасский губернатор лучше других смотрелся в роли "человека интеграции". Во многом это объясняет его победу над конкурентами из республиканской партии.

Многие аналитики делали упор на принадлежность Буша к семье, которая в случае его победы превратилась бы в династию. Действительно, человеку с такой фамилией не нужна была, как у нас принято говорить, раскрутка. Но в стране с глубокими демократическими традициями многих отталкивала перспектива династического президентства. "Мы - не династия, мы - семья", - как заклинание твердили Буши. Так что не следует умалять заслуги в победном исходе президентской кампании и самого Джорджа Буша II.

Победа, правда, получилась вымученной, несмотря на рекордные затраты - $186 млн. Кстати, Гору кампания обошлась в $123 млн. Техасская модель, обеспечившая Бушу более двух третей голосов избирателей, в общенациональном масштабе не сработала. Америка оказалась крайне поляризованной. Перевес 43-го президента в несколько сот избирателей из Флориды беспрецедентно мал. В таких случаях говорят: "президент без мандата". Это ослабляет его позиции по отношению к законодательной власти тем более, что республиканцы потеряли контроль над сенатом.

Большие осложнения сулит новому хозяину Белого дома экономическая конъюнктура: после многих лет подъема в стране наметилась рецессия.

Как ни парадоксально, но чрезвычайно серьезные проблемы создает Джорджу Бушу II на международной арене уникальная мощь Соединенных Штатов. Как ею распорядиться? "Мое видение сострадающего консерватизма, - говорит Буш, - требует также от Америки утвердить свое лидерство в мире. Мы остаемся единственной сверхдержавой, и мы должны использовать нашу мощь сострадательным образом, чтобы помочь сохранить мир и поощрить распространение свободы".

За рубежом президенту США приходится сталкиваться с усиливающимся антиамериканизмом. Этому способствуют его позиции по НПРО и вопросам экологии. Во многих странах мира их воспринимают как проявление великодержавного высокомерия и эгоизма. Вместе с тем контакты Буша с зарубежными лидерами, в том числе и с президентом РФ, смогли, по крайней мере, на высшем уровне, рассеять предубеждения насчет "техасского ковбоя". Буш отнюдь не похож на "простака за границей". В нем признали серьезного партнера.

Сколь бы ни были важны международные дела, для американцев все-таки важнее, как их лидер справляется с делами внутренними. Более половины граждан США одобряли деятельность Буша. Это выше тех 47 с небольшим процентов, которые он получил на ноябрьских выборах 2000 года.

Репутация сильного президента дается ему нелегко. Несмотря на неблагоприятное соотношение сил в Конгрессе, Буш провел ряд принципиальных законодательных инициатив, в частности существенное сокращение налогов. В соответствии с рецептурой "сострадающего консерватизма" в социальной области возрастает роль благотворительности, прежде всего через каналы религиозных организаций.

От президента при соответствующем раскладе сил требуется искусство высшего политического пилотажа. Для реализации законопроектов необходима поддержка и определенной части демократов. У себя в Техасе Буш довольно искусно проводил "двухпартийную" политику. Но в Конгрессе США демократы не столь покладисты, как в Техасе. И Буш вынужден идти на уступки. Это четко прослеживается начиная от урезанного варианта сокращения налогов до смягчения позиции по проблеме клонирования. Но в лагере консерваторов стал раздаваться, правда, пока еще легкий, ропот.

Если Джорджу Бушу II удастся успешно справиться с бременем президентства, это может открыть дорогу в Белый дом еще одному представителю династии. В стратегическом резерве Бушей числится очень перспективный кандидат. Зовут его Джордж Прескотт. Он - сын губернатора Флориды Джеба Буша. Его козырем может стать принадлежность к "латинос", активному и быстро растущему меньшинству. Джордж Прескотт успел "засветиться" в избирательной кампании дяди, даже был прозван "Рикки Мартином республиканцев". У него есть все данные для успешной политической карьеры.

Так заканчивался очерк, написанный еще до 11 сентября, до трагедии, превзошедшей по масштабу реальность Перл-Харбора и фантазию Тома Клэнси. Террористами брошен опаснейший вызов XXI века не только Америке, но и всему цивилизованному миру.

На плечи лидера американской нации легла колоссальная ответственность. В то же время история предоставила ему шанс стать в один ряд с великими президентами США. Окажется ли это ему по силам?

Обращаясь к нации, президент нашел единственно верные слова. Сейчас его поддерживают 86% американцев. Теперь очередь за делами. От успеха или неудачи Джорджа Буша-младшего зависит уже гораздо большее, нежели судьба династии.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться