ДОХОДЫ ИЗ ОТХОДОВ

Расширяя сотрудничество со строителями, чусовские металлурги решают при этом и экологические проблемы

Поделиться

Расширяя сотрудничество со строителями, чусовские металлурги решают при этом и экологические проблемы

Всякий добросовестный производитель в той или иной степени заботится о том, чтобы минимизировать отрицательные последствия отходов производства. Однако далеко не каждому удается не просто нейтрализовать их вредное влияние, но и получить при этом прибыль. АО "Чусовской металлургический завод" - одно из тех предприятий, которое уже сделало первые шаги в этом направлении.

Идея переработки доменных шлаков в щебень была воплощена в жизнь в Чусовом два года назад, несмотря на то, что поначалу не вызывала доверия у многих. "Чусовской металлургический завод" на протяжении 120 лет заполнял своими отходами берег реки Усьвы. Если учесть, что, по оценкам специалистов, в залежах находится около 15 млн тонн шлаков, то переработка шлака в щебень интересна не только с экологической, но и с экономической точки зрения.

В 1999 году установка, аналогичная действующей в АО "Тулачермет", начала перерабатывать шламы. Суть производства заключается в следующем: отходы доменного производства отделяются от металлического компонента и дробятся, затем сортируются по фракциям. По итогам первых лет работы можно сделать некоторые выводы и наметить перспективы. С этой целью АО "Чусовской металлургический завод", комитет по делам строительства администрации Пермской области и ГОУ "Пермстройсертификация" провели совещание на тему "Производство и использование щебня из шлаков ЧМЗ в строительстве".

На совещание были приглашены имеющиеся потребители щебня, а также потенциальные партнеры завода.

Анатолий КАРПОВ, и. о. генерального директора АО "Чусовской металлургический завод":

- За два года работы установки по переработке доменного шлака нам удалось вывести ее на проектную мощность - 300 тыс. тонн в год. Это время мы занимались качеством выпускаемой продукции. Теперь наш щебень не имеет металлических компонентов. Поэтому наша продукция полностью удовлетворяет требованиям ГОСТа.

На сегодняшний день спрос на наш щебень гораздо больше, чем его производство. Поэтому мы занимаемся развитием этого участка: строим новую дробилку, транспортные магистрали, которые бы нам позволили улучшить работу участка. Назрел вопрос о строительстве второй, а может быть, и третьей установки. По большому счету, наша задача заключается в том, чтобы на месте отвалов через несколько лет была лужайка.

Борис БАТАЛИН, профессор ПГТУ:

- Щебень ЧМЗ имеет ряд преимуществ. Во-первых, он дешевле всех других крупных заполнителей. При этом он вполне сравним по свойствам со щебнем из изверженных горных пород, которые лучше, чем известняк. И никакого сравнения не может быть с песчано-гравийной смесью, от которой в производстве бетона пора отказаться совсем.

Другое преимущество заключается во взаимодействии с солью. Известно, что соль разрушает любой бетон. Когда же мы имеем дело со шлаком, то соль ведет себя немного по-другому. Бетон из щебня ЧМЗ простоит 4-5 лет, а может быть и дольше. В то время как другие бетоны видоизменяются уже после первой зимы. В чем причина? Соль попадает на бетон не только с поверхности, но и с талой водой снизу. То есть, бетон оказывается весь пропитан солью. Исследования показали, что на 1 кубометр бетона приходится 7 кг соли. Со шлаковым заполнителем такого не происходит.

Еще один момент: бетон на шлаковом щебне при динамических нагрузках становится только прочнее. Это доказано экспериментально.

На основе шлаков мы получили пенобетон, газобетон в лабораторных условиях. Таким образом, на этом материале можно получить легкие бетоны. Сегодня шлаковый щебень - лучший из всех заполнителей бетонов, не только крупных, но и мелких.

Если говорить о перспективах развития переработки шлаков, то нельзя забывать следующее. Отвал - это антропогенное месторождение полезных ископаемых. Он образовывался более 120 лет. Сейчас сложно сказать, какова глубина отвала, каков состав шлака и его свойства. Шлак меняется, ведь и продукция у завода многократно изменилась за время его работы. К сожалению, отвал до сих пор не обследован, необходимо провести геологические изыскания в полном объеме, как их проводят на месторождении, чтобы сказать: где какой шлак, и что из него можно делать.

Кроме того, очень важно организовать повседневный выходной контроль. Каждую партию надо проверять по всем показателям.

На совещании в Чусовом прозвучала мысль, которую поддержали все стороны. Речь идет о том, что объемы переработки шлака недостаточны. Планы ЧМЗ в отношении расширения производства щебня поддержали все предприятия, потребляющие сегодня переработанный шлак.

Нелли ФИШБЕЙН, начальник лаборатории "Стройпанелькомплект":

- Ранее мы работали с самыми разными крупными заполнителями. По рекомендации лаборатории "Оргтехстрой" мы решили покупать щебень на ЧМЗ. Ежемесячно мы получаем 1,5 тыс. тонн щебня. Потребность нашего предприятия - 3-4 тыс. тонн. Помимо щебня ЧМЗ мы используем качканарский щебень, Они с чусовским имеют разную плотность. Поэтому мы бы хотели работать с одним материалом.

Александр СЫЧЕНКО, директор ЖБК-1:

- Мы одними из первых начали получать щебень с ЧМЗ. В начале 2000 года была завезена опытная партия щебня. Наши образцы (плиты-перекрытия, колонны, ригели, бортовой камень) из этого щебня выдержали все лабораторные испытания. За год мы приобрели чуть более 10 тыс. тонн, хотя потребность - около 5 тыс. тонн, и скорее всего она будет расти. Мы заинтересованы в том, чтобы ЧМЗ расширил объем выпуска щебня.

Владимир ВОЛЬФ, заместитель председателя дорожного комитета Пермской области:

- Те объемы производства щебня, о которых мы сегодня говорим, ничтожны. Потребители должны четко рассчитывать на объемы производства. Сегодня вопрос не в цене щебня, а в стоимости его перевозки. А она может быть разной с каждым поставщиком.

Участники совещания обсудили и различные нюансы, возникающие в ходе сотрудничества металлургов со строительными предприятиями.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться