Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Что может быть лучше гор?

По традиции галерея «Марис-Арт» отметила Татьянин день вернисажем

Поделиться

В день, когда закрывался художественный салон «Арт-Пермь» на «Пермской ярмарке», в галерее «Марис-Арт», наоборот, открывалась новая выставка. Неурочный воскресный день был выбран потому, что 25 января — именины директора галереи Татьяны Пермяковой.

Пермякова и Тавризян

Виновница торжества Татьяна Пермякова и директор ПГХГ Юлия Тавризян
  Вадим Зубков

Татьянин день в «Марисе» — многолетняя традиция. Круг приглашённых меняется мало: приходят искусствоведы из Пермской государственной художественной галереи, коллекционеры произведений искусства, художники и фотохудожники, журналисты. Привычно и праздничное меню — обязательные пироги со сложносочинёнными начинками: яблоки с творогом, курага с лимоном, ананасы. Обстановка складывается неформальная, благо все давно знакомы. Впрочем, небольшая формальность всё же принята — это официальное открытие выставки.

Нынешний Татьянин день отметили выставкой Ивана Борисова. Начиная вернисаж, Татьяна Пермякова сказала: «На «Арт-Перми» мы все любовались работами Борисова в экспозициях художников-фронтовиков, в том числе из коллекции Пермской государственной художественной галереи. Но у нас подборка не хуже! Мягко говоря…»

Действительно, любое проявление скромности в этом случае было бы лицемерием. Знатоки пермской акварели на пороге галереи останавливались, и лица их становились напряжённо-задумчивыми. Ведь наследие художника, умершего в 1995 году, казалось бы, уже смотрено-пересмотрено, известно назубок. А тут — роскошные работы музейного уровня, и все новые.

Иван-Борисов,-Вишера,-1983

Вишера, 1983 год

Оказалось, что «марисовцы» — Татьяна Пермякова и арт-директор Вадим Зубков — добились, наконец-то, возможности выставлять произведения, хранившиеся наследниками художника в личной коллекции. Дочь и внуки Борисова, живущие в Москве, доверили пермской частной галерее управление большим массивом наследия, а сохраняли потомки Борисова лучшие работы.

Разобравшись в ситуации, Татьяна и Вадим поняли, что одной выставкой тут не отделаться, тем более что в наступившем году у Борисова юбилей — 90 лет со дня рождения. Выставка, открытая в Татьянин день, — лишь начало большого цикла. Она посвящена одной из важнейших для художника тем — горному пейзажу — и называется «В горах моё сердце».

Борисов много ездил по Советскому Союзу, очень ценил изобразительные возможности, которыми богаты Кавказ, Алтай, Средняя Азия… Драматичные скалы, трогательные аулы, прилепившиеся к склонам, сложные взаимоотношения гор и человека, гор и рек, гор и ущелий, гор друг с другом… Каждый «горный» пейзаж Борисова — это не просто зарисовка с натуры, но ещё и целый сюжет со своими «героями», за которыми чувствуется непростая история Земли.

Горы_Дагестана_1969_б.,а_55х80

Горы Дагестана, 1969 год

Этого эффекта художник добивается особым подходом к акварельной технике. Краска, не теряя «акварельной» полупрозрачности, становится у него плотной, мощной, монументальной по силе высказывания. Борисов не боялся чётких, обведённых густым чёрным контуров, больших цветовых плоскостей, их нагромождения на листе… Эта смелость, даже дерзость в обращении с акварелью стала отличительной традицией пермской акварельной школы.

Исключительное качество «марисовской» экспозиции оценили многие знатоки, в том числе директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян, которая написала аннотацию к выставке.

Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи:

— В работах Ивана Степановича Борисова тишина горных ущелий вдруг превращается в гулкое эхо — отклики, отсветы синего и фиолетового. А потом, двигаясь вместе с мастером выше, к вершинам, освещённым солнечным светом, мы окунаемся в тёплые оранжевые и коричневые, жёлтые и зеленоватые тона, образующие яркие плоскости, ритмы линий, пятен, углов. Горы заполняют собой всё. Как будто земля встаёт перед глазами вертикально, перемешиваясь с небом. Как будто равнины взбираются вверх, а деревья и целые лесные массивы становятся вершинами скал.

Это восхождение становится не только «физическим», не только изображаемым ритмически, оно насыщено дыханием, свободой, упоением этой красотой мира, открывающейся с вершин бытия.

Борисов — первооткрыватель. Он открывает не только потрясающие возможности акварельной техники для его последователей и учеников, но и дивную красоту каждого уголка земли — для нас, зрителей.

Юбилейная выставка Ивана Борисова «В горах моё сердце» продлится в галерее «Марис-Арт» до 15 февраля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться