Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

В поисках «лишних» денег

Краевые законодатели рассуждают, каким образом будет происходить секвестр бюджета

Поделиться

Принимая краевой бюджет во втором чтении на декабрьской «пленарке», депутаты отмечали, что «планку лояльности к секвестру надо повышать, нас ждут тяжёлые времена». Уже в начале года появилась информация о секвестре федерального бюджета. Как сообщает РБК, министр финансов России Антон Силуанов заявил о том, что Минфин будет выходить в Госдуму с предложением сократить расходы на 10%, не затрагивая оборонку. Бюджеты регионов, скорее всего, ждёт та же участь.

Данилин и Кузьмицкий

Вносить изменения в бюджет надо с холодной головой и без фокусов
 

Депутаты Законодательного собрания Пермского края рассказали «Новому компаньону», когда ждать секвестра и будет ли он официальным. Также они поделились мнением, какие расходные статьи можно урезать без ущерба для края.

Игорь Папков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Разговор о секвестре начинать ещё рано. Установки федерального центра понятны, но я бы не ставил так резко вопрос о секвестре. Для начала хотелось бы получить итоги исполнения бюджета за 2014 год. Понять наши задолженности, понять, что выполнено, а что — нет. Исходя из этого, можно уже думать, какие расходы сократить. Думаю, правительство подготовит своё видение изменений в бюджет не раньше марта. Разговаривать о секвестре сейчас можно, но слегка преждевременно.

Елена Зырянова, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Сложилась интересная ситуация. Секвестр неизбежен, но при этом есть учётные тонкости. Можно обойтись без формального секвестра, не расходуя в полном объёме суммы, заложенные в бюджете. Эта ситуация соблазнительная для правительства и губернатора, потому что секвестр с точки зрения популярности — негативный процесс. Не исключаю того, что сейчас в правительстве ведётся работа по сокращению затрат. Вопрос — будет ли это оформлено в виде закона.

Я считаю, что правильнее было бы зафиксировать изменения в форме закона, чтобы предлагаемые изменения в бюджет стали доступны общественности. Такая открытость нужна, чтобы все бюджетные расходы были на общественном контроле. Если оставить этот вопрос на уровне сокращения лимитов, то бюджет выйдет из-под контроля депутатского корпуса. Что касается сокращения расходов, то есть соблазн сократить инвестиционные расходы. Но как раз их нужно до последнего сохранять. Возможно, не в форме бюджетного финансирования, а в форме государственно-частного партнёрства. Бюджет необходимо урезать за счёт текущих издержек. Это сложная, трудоёмкая работа. В каждом министерстве должны «поскрести по сусекам», проверить смету до копеечки.

Геннадий Кузьмицкий, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— О секвестре не говорит только ленивый, но я не вижу какой-то срочной необходимости делать это в ближайшее время. Всё будет происходить в плановом порядке. Правительство выйдет с изменениями к маю, потом, возможно, будут ещё изменения.

Не надо забывать, что этот бюджет не просто свёрстан, он основан на программном методе. Чтобы внести изменения в бюджет, надо менять программы. Это серьёзная работа, к которой надо подходить с холодной головой.

Юрий Борисовец, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Секвестр будет точно. Все сценарные условия, заложенные на этот год, давно ушли в прошлое. Уже по этому принципу понятно, что бюджет будет секвестрирован. На какие статьи и когда, ждём предложения правительства. У нас за исполнение бюджета отвечает исполнительная власть. Пусть она работает. Будем на неё опираться. Депутаты действуют прежде всего из интересов избирателей, но весь расклад, все цифры — у исполнительной власти.

Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— В соответствии с бюджетным кодексом секвестр регионального бюджета возможен в двух случаях. Первый: когда в ходе исполнения бюджета дефицит бюджета превышает установленные лимиты, в нашем случае — это 15%. Второй: когда происходит значительное уменьшение ожидаемых доходов. В обоих случаях губернатор должен выйти с законодательной инициативой к краевому парламенту, а парламент поддерживает или не поддерживает данное предложение. Если секвестр будет инициирован именно в соответствии с бюджетным кодексом, то тогда происходит автоматическое пропорциональное сокращение всех расходных статей — на 5, на 10 или на 15%.

И при этом уже никто — ни губернатор, ни министерства, ни депутаты — не выбирают, какую статью и на сколько можно было бы сократить.

На мой взгляд, сейчас, в начале исполнения бюджета, краевому правительству необходимо провести детальную ревизию всех расходов бюджета. Уверена, что «по мелочи» можно выявить вполне приличную сумму экономии (нереальных к исполнению статей или не таких уж жизненно необходимых расходов). И тогда можно избежать официального секвестра.

Алексей Луканин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Я и мои коллеги неоднократно призывали правительство края обратить внимание на несоответствующие реалиям прогнозы и сценарии экономического развития, положенные в основу проекта бюджета на этот год. Сегодня Пермский край вынужден балансировать между секвестром, «добровольным» сокращением расходов и уровнем социальной напряжённости населения. Правительство Пермского края может пойти по пути сокращения расходов на инвестиционные проекты или сокращение добровольно взятых на себя обязательств по социальным расходам.

С учётом традиционно низкого исполнения инвестиционной программы думаю, что именно эта статья объективно нуждается в серьёзном сокращении.

Уже сегодня звучат призывы приостановить реализацию крупных инвестиционных объектов, таких как приспособление здания под Пермскую художественную галерею, перенос зоопарка, строительство новой сцены для театра оперы и балета. Я считаю, что наименее реализуемый со всех точек зрения инвестпроект — это перенос зоопарка. Некие резервы экономии можно изыскать, если подходить к анализу бюджета с точки зрения эффективности каждого мероприятия для развития региона, а не для конкретного чиновника или министерства.

Депутатский корпус будет внимательно отслеживать, чтобы сокращения не коснулись выплат заработных плат, обеспеченности учреждений образования, здравоохранения и других социальных расходов.

Дарья Эйсфельд, заместитель председателя комитета по социальной политике Законодательного собрания Пермского края:

— Несмотря на заявления представителей правительства о том, что секвестр бюджета не должен отрицательно сказаться на реализации социальных программ и обязательств, мы уже наблюдаем весомое сокращение социальных расходов. В два раза по сравнению с первоначально утверждённым проектом бюджета уменьшено финансирование инвестиционных проектов в здравоохранении. Сокращены бюджетные ассигнования по таким объектам здравоохранения, как Пермская клиническая инфекционная больница, лечебный корпус в Оханске, корпус районной больницы в Полазне, детские поликлиники в Перми и Кудымкаре, хирургический корпус в Кудымкаре. Последний объект при этом чрезвычайно важен, так как был обязательством власти при объединении двух субъектов в Пермский край. Надеюсь, что после того, как этот вопрос взял на личный контроль губернатор, мы увидим результат.

В реальности значительно сокращено финансирование по всем социальным расходам: образование, здравоохранение, культура, спорт. В настоящее время предстоит провести секвестр бюджета ещё как минимум на 10%. Удастся ли правительству «не резать по-живому», а найти «лишние» расходы, увидим в ближайшее время.

Поделиться