ЗОЛОТАЯ МИНА

Результаты выборов в областной парламент могут быть отменены

Поделиться

Результаты выборов в областной парламент могут быть отменены

Напряженность вокруг нового проекта деления Пермской области на избирательные округа по выборам в ЗС сохранится до середины августа. Интрига состоит в том, что данный проект затрагивает интересы определенной части депутатского корпуса и, соответственно, может вызвать вполне определенную негативную реакцию народных избранников. Депутатов, конечно, можно понять: четыре года участвуешь в открытии новых дорог, мостов или, к примеру, детских площадок на подведомственной территории и вдруг накануне выборов оказывается, что эта территория относится к другому округу. Как тут не испытать некоторого чувства разочарования? Так что дискуссий вокруг новой нарезки округов будет достаточно много, и на заседании 17 августа нельзя исключать скандальных событий.

ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ НАРЕЗКУ?

Ответ на этот вопрос перед депутатами придется держать и вице-губернатору Николаю Яшину, и председателю облизбиркома Анатолию Лебедеву. Самый главный аргумент в пользу изменения нарезки приводится один - миграция населения Прикамья и, как следствие, изменение демографической ситуации в ряде территорий области.

С середины 90-х гг. в области наблюдаются заметные миграционные процессы. Тенденции таковы, что значительная часть населения перетекает с севера области на юг. Эти процессы вызваны прежде всего результатами реструктуризации Кизеловского угольного бассейна, неудовлетворительным состоянием лесной промышленности. На севере области сокращается количество рабочих мест, на юге их число растет.

В соответствии с федеральным и областным законодательством примерная квота избирателей на округ в Прикамье составляет от 47 881 до 58 521 электоральной души (в среднем

53 201). Таким образом, в результате миграции населения Прикамья некоторые округа в варианте 1997 года уже недотягивают до этой квоты, в некоторых, наоборот, количество избирателей превышает установленные нормы.

Ряд экспертов отмечает, что сегодня также назрела необходимость исправить отдельные недостатки прежнего варианта, имеющие чисто политический характер. Не секрет, что в ряде конкретных случаев в нарезке 1997 года особую роль сыграл административный фактор. Случаи, когда округа формируются из политической, а не из территориальной целесообразности, то есть под ресурс конкретного кандидата, - не редкость в мировой предвыборной практике. Не стала исключением и Пермская область. Нынешний проект призван исправить ряд таких частных случаев.

Отметим, что до того, как в областной администрации было принято решение по нынешнему варианту, в стадии рассмотрения находилось порядка 10 проектов нарезки округов. На сегодняшний день областной администрацией выбран один, наиболее оптимальный, который и будет предложен на утверждение депутатов ЗС. О нем и пойдет речь ниже.

ПРИНЦИП ДОМИНО

Основным разработчиком нового проекта является "Пермархбюро" при администрации Перми, экспертизу осуществляет пермский Центр избирательных технологий.

В новом проекте, который, кстати, не так уж сильно отличается от прежнего, нет особых революционных изменений. Округов, как и было, - 40. 15 из них по-прежнему являются округами областного центра. Зато в нынешнем проекте только 10 "разрезов" административно-территориальных образований (в прошлом - около 13). Нынешний проект делит такие муниципальные образования, как Березники, Соликамск, Лысьва, Чусовой, Чайковский и ряд сельских территорий.

Рассмотрев округа, которых в большей степени коснулись изменения, можно выявить группу депутатов, которые потенциально могут выступить против нынешнего проекта. Хотя, конечно, для многих из них изменения носят не такой уж роковой характер. К тому же в этих изменениях очень трудно усмотреть какую-нибудь политическую подоплеку, свою роль здесь скорее сыграл принцип своеобразного домино или цепной реакции, когда исправление ситуации в одном округе неизбежно повлекло за собой корректировки в остальных округах. От этого, к сожалению для части народных избранников, уберечься было нельзя.

Значительную часть Октябрьского района по новому проекту теряет 30-й округ, депутатом от которого является гендиректор ПОФОМС Любовь Наумова. К этому округу "прицепляется" новая территория - Куединский район. Округ №31 Владимира Деткина вместо Куединского района получает большую часть Октябрьского района. В свою очередь, к 27-му округу депутата Владимира Черкасова вместо части Лысьвы добавляется часть Октябрьского района. 25-й округ, состоящий из города Чусового, может быть поделен. Вместо части Чусового к нему добавляется часть Лысьвы. Округ Валерия Сазанова также подвергается значительной перегруппировке. По новому проекту он будет состоять из всего Александровска и всего Кизела. К 22-му округу вместо части Кизела добавляется Гремячинск, который, в свою очередь, изымается из 23-го округа. В данном случае затрагиваются интересы депутатов Анатолия Ожегова и Бориса Светлакова.

Интересная ситуация с 35-м округом Григория Лаптева. Из него к 11-му городскому округу отходят Лядовский и Сылвенский поссоветы. К Краснокамску отходят Мысы и Хохловка. В округ Дмитрия Скриванова войдут Бизярский и Юговской поссоветы. Если эта группа депутатов может выразить свой протест в связи с изменениями в их округах, то, к примеру, Борис Протасов может выступить против нового проекта из-за того, что его самый большой в Прикамье округ по своей площади остается таким же.

Депутат Протасов уже выражал желание поделить округ на две части. Но это невозможно в силу малонаселенности территорий, входящих в 16-й округ. Без изменений остались и два коми-пермяцких избирательных округа, а также нарезка округов в областном центре. Самые крупные корректировки в городских округах измеряются лишь в масштабах одного-двух избирательных участков. Исключение составляет лишь округ Любови Зотиной, к которому "прицеплены" сельские территории - Сылва и Ляды.

"ПОРЕЖУТ" ЛИ ОБЛАСТЬ ПО-НОВОМУ?

По всей видимости, да. Проект один, и на разработку нового времени не осталось. К тому же угодить всем депутатам без исключения практически невозможно. Областная исполнительная власть приложит максимальные усилия, с тем чтобы убедить депутатов в необходимости принятия нового проекта. Ведь в том случае, если этот проект не будет принят и кампания пройдет в рамках старой нарезки, возможен прецедент последующей отмены результатов выборов. Главным основанием для этого, естественно, станет то, что количество избирателей в ряде округов не будет соответствовать квотам, установленным действующим законодательством.

Таким образом, любой особо сознательный гражданин может подать в суд и добиться отмены результатов выборов, причем во всех округах. Так что депутатам, по всей видимости, придется забыть про обиды и принять новый проект нарезки. В противном случае под выборную кампанию будет заложена своеобразная мина замедленного действия. Эта "мина" будет действительно золотой, так как в конечном итоге все средства, которые освоят кандидаты в ходе кампании, могут быть потрачены впустую. Да и скандал на всю страну дорогого стоит.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться