В КАКОМ МЕСТЕ У НАС КУЛЬТУРА?

Создан и провел первое заседание совет по культуре при губернаторе. Юрий Трутнев предложил посвятить его "пониманию того, где мы находимся"

Поделиться

Создан и провел первое заседание совет по культуре при губернаторе. Юрий Трутнев предложил посвятить его «пониманию того, где мы находимся»

Ну, известно где... В первом приближении... Координаты определены даже самим составом совета. В него по большей части вошли товарищи, давно и успешно фокусирующие на себе внимание нескольких поколений местных властей. Да и стоило ли ожидать, в самом деле, что для участия в этом консультативном органе пригласят, к примеру, художника Валерия Подкуйко, начисто лишенного пиетета перед сильными мира сего? Или филолога Владимира Абашева, который во время недавней встречи пермской творческой интеллигенции с Сергеем Кириенко сказанул что–то «не то»? Или писателя Дмитрия Ризова, который еще в обкомовские времена публично говорил о культурной атмосфере Перми такие вещи, что хотелось испуганно–быстро перекреститься, — и сейчас не молчит?

Для начала вспомнили прошедшую в день рождения Пушкина встречу пермских писателей с вице–губернатором Татьяной Марголиной. Тогда шел разговор о необходимости создания литературного альманаха и очередной реанимации книжного издательства. На заседании совета Т. Марголина высказала сомнение: действительно ли так нужен альманах и столь необходимо ориентировать издательство на работу с местными авторами? А не лучше ли вместо этого выработать механизм привлечения инвестиций?

Блестящая административная мысль! Нет сомнения, механизм будет выработан. А печататься пермские литераторы по–прежнему будут в Москве и Питере. Поскольку директора уже единожды возрожденного и переведенного из федерального в губернское подчинение «Пермского книжного издательства» писатели со свойственной им беззастенчивой прямотой называли вором. Да и на заседании совета книжный график Маргарита Тарасова заметила, что сейчас ПКИ оказалось в руках трех человек, которые «занимаются халтурой и плюют на пермские книгоиздательские традиции». «Кого собираются назначить новым директором? — деликатно поинтересовалась Маргарита Вениаминовна. — Хорошо бы мы узнали об этом не в последний момент, когда уже будет поздно...»

Т. Марголина, как и прежде, стойко проигнорировала эту скользкую тему. И к чему такая таинственность? Неужто авторитетного спортсмена собираются назначать?

Нельзя не отметить, что часть членов совета в своих выступлениях явно обозначила стремление «потянуть одеяло на себя». Директор театра кукол Игорь Тернавский, например, совершенно правильно заметил, что организация городских праздников поручается либо молодым неумехам, либо «мастодонтам», зубы съевшим на организации всенародных социалистических ликований. Мысль верная. Но не стоит забывать, что Игорь Нисонович — сам спец по режиссуре попсовых шоу...

И уже без иронии: замечание Тернавского о необходимости тратить деньги на местную творческую молодежь, нежели на приглашение гастролирующих знаменитостей, зачастую сомнительных, абсолютно верно и своевременно. Собственно, с этого высказывания разговор и перешел в конструктивное русло. Ведь члены совета призваны сформулировать некие концептуальные идеи, способные переформировать культурное пространство губернии.

Ответственный секретарь пермской организации Союза писателей России Татьяна Соколова сообщила, что может представить модель развития региональной художественной литературы и издательской политики.

Директор библиотеки им. Горького Александр Старовойтов подчеркнул необходимость создания единого информационного пространства в сфере областной культуры. Интернет эту проблему решить не может, сайтов слишком много, они забиты рекламой. Поэтому необходима локальная сеть с мощным сервером и аналитической группой, владеющей навыками административной работы.

Главный режиссер оперного театра Георгий Исаакян поднял проблему образования. Самого обычного, среднего. Он сказал, что за последнее время ему довелось побывать во многих школах не из числа «престижных». Вывод из общения с детьми он сделал такой: разговоры о вырождении генофонда несостоятельны. У наших детей замечательно умные лица. А к 11 классу они становятся глупыми. И не семья тому виной, а школа. Так что приоритет в культурной политике он видит в борьбе с дегуманизацией образования.

Вот это, что называется, в самую точку. Правда, присутствует в постановке задачи что–то экзистенциально безнадежное. Геркулесовым подвигом назовут в народе деяние, в результате которого отдельно взятая губерния сделается педагогическим раем... Но ведь ввязываться в затяжные бои с драконом среднего образования все равно надо. Теснить шаг за шагом, отвоевывать утраченный престиж учителей и рубить одну за другой огнедышащие головы несуразных методик преподавания.

Подводя итог, Ю. Трутнев применил к культуре свою экономическую стратегию поиска «точек роста»: предложил сосредоточиться на обнаружении местных талантов, чтобы затем оказывать им адресную поддержку. Стратегия полезная, но, применительно к творчеству, сталкивается с проблемой критериев оценки. А они в художественной сфере, по определению, могут быть только субъективными.

Насколько совет по культуре в действующем составе сможет приблизиться к объективности — покажет будущее.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться