"МОТОВИЛИХА" НЕ ПРОДАЕТСЯ?
На состоявшемся 29 июня годовом собрании акционеров АО "Мотовилихинские заводы" сенсаций не произошло
На состоявшемся 29 июня годовом собрании акционеров АО «Мотовилихинские заводы» сенсаций не произошло
Расстроенные регулярным вниманием прессы к событиям вокруг МЗ, крупнейшие акционеры предприятия до последнего дня не могли ответить на вопрос: пускать журналистов на собрание акционеров или нет? Злые языки до сих пор утверждают, что это решение пускать было принято только после того, как с повестки дня собрания сняли вопрос о продаже контрольного пакета акций МЗ.
Первым на трибуну вышел только что отметивший свое 69–летие генеральный директор АО «Мотовилихинские заводы» Юрий Булаев. Как ни странно, но свой доклад он начал с опровержения всех разговоров о том, что на подведомственном ему предприятии у государства имеется некая «золотая акция».
Второе, на чем остановился Юрий Андреевич в своем выступлении, были публикации в местной прессе, касающиеся инвестиционной сделки по продаже акций МЗ. Следует сказать о том, что и во всех последующих докладах участники собрания нещадно клеймили «нечестных журналистов», которые «распространяют не соответствующие действительности слухи» и «задевают честь, а также порочат достоинство предприятия». Тезисы выступлений повторяли друг друга практически дословно, и невольно складывалось впечатление, что руководители МЗ просто договорились, распределив между собой роли в этом маленьком спектакле. Видимо, наболело.
Основные финансовые показатели деятельности «Мотовилихинских заводов» в минувшем году, оглашенные с высокой трибуны, вызвали удивление среди части акционеров. Да, выручка от реализации товаров, продукции и услуг (за минусом налогов) выросла и составила 3,078 млрд рублей (2,955 млрд в 1999 году). Однако чистая прибыль предприятия снизилась более чем в 10 раз и составила всего 15 млн рублей (159 млн рублей в 1999 году). Более чем на 50% выросла себестоимость произведенных товаров и проданных услуг, в 4 раза упала прибыль от реализации — 261 млн рублей в 2000 году против 1,031 млрд рублей в 1999 году.
Кроме того, участники собрания узнали, что АО «Мотовилихинские заводы» не будет платить дивиденды по итогам 2000 года. Точнее сказать, совет директоров предприятие принял решение отказаться от практики промежуточных дивидендов, для того чтобы уйти от дополнительного налога на доходы. Так как в конце прошлого года общество уже выплатило 9,9 млн рублей в виде промежуточных дивидендов, то следующая выплата процентов на акции МЗ пройдет только в середине 2002 года.
Тем не менее, по мнению заместителя директора «Российского агентства по обычным вооружениям» (которое курирует МЗ) Валерия Рычкова, пермское предприятие остается одним из самых успешных и динамично развивающихся в своей отрасли. Даже по уровню финансирования НИОКР (а оно в 2000 году составило около 14 млн рублей) и по уровню заработной платы. Если среднее российское вознаграждение за работу на подобных заводах составляет 1,75 тыс. рублей, то средняя зарплата в МЗ уже зашкаливает за 4,4 тыс. рублей. В 2001–2002 годах, по мнению Ю. Булаева, заработная плата ИТР на «Мотовилихинских заводах» должна достигнуть 10 тыс. рублей.
Планируется, что к 265–летнему юбилею «Мотовилихинских заводов», который будет широко отмечаться в текущем году, специалисты запустят современную электродуговую печь в ЗАО «Кама-сталь», призванную заменить 8 морально устаревших мартеновских печей. Кроме того, генеральный директор предприятия надеется на то, что в 2001 году будет достигнут 30%–ный рост производства (цель Ю. Булаева — выход на 4–миллиардный уровень). Также до 2002 года предприятие надеется в 2–3 раза увеличить объемы экспортных заказов.
Результаты работы предприятия за первое полугодие 2001 года говорят о том, что прогноз пока соответствует реальности.
В заключение необычайно краткого собрания акционеров его участники избрали новый совет директоров в количестве 11 человек (в 2000 году совет директоров МЗ насчитывал 14 членов). Председателем совета директоров предприятия переизбран директор ЗАО «Энергия М» Сергей Кузьмин. Генеральным директором МЗ в 2001 году остается Юрий Булаев.
Напоследок акционеры дружно проголосовали против внесения изменений в устав акционерного общества, предложенных Министерством имущественных отношений РФ. По неофициальным комментариям, эти изменения лоббировались даже излишне настойчиво, что неизбежно повлекло за собой обратную реакцию. Итоговый счет: 35% — за «золотую акцию», 46% — против, 8% — воздержались. После этого голосования многим вспомнились слова заместителя министра имущественных отношений РФ Николая Гусева, который в своих письмах, направленных в адрес администрации Пермской области, утверждал, что акционеры МЗ самостоятельно примут решение возродить «специальное право». Мол, он, заместитель министра, это обещает...
P.S. И все–таки, несмотря на прозвучавшие комментарии и заявления, а также опровержения и гневные речи, после того как за последним акционером МЗ закрылись двери Дворца культуры, ко мне подошел один из руководителей крупнейшей «дочки» МЗ и, отведя в сторону мой диктофон, сказал: «Завод по–прежнему продается. Если узнаешь, кто покупает, — позвони».
«ЕСТЬ ТАКОЙ ТОВАРИЩ АЛЕКПЕРОВ...»
Интервью генерального директора АО «Мотовилихинские заводы» Юрия Булаева «Новому компаньону»
— Юрий Андреевич, как вы прокомментируете нежелание акционеров вводить на «Мотовилихинских заводах» «золотую акцию»?
— Это внутреннее решение акционеров. Очевидно, что они хотят быть более самостоятельными и независимыми от государства, от других чиновничьих структур. Только так можно это дело расценить. Опыт показал, что мы на протяжении последних 4 лет, а «золотая акция» от нас ушла в 1996 году, не испытывали особых трудностей, связанных с тем, что у нас нет представительства государства. Тем не менее, мы вновь избрали в совет директоров Валерия Рычкова (генеральный директор ГНПП «Сплав» — Р. Г.), который и без «золотой акции» будет защищать интересы государства.
— Вы говорили о том, что инвестиции для «Мотовилихинских заводов» — это гарантия выживания. Однако, по вашим словам, достойных партнеров пока не найдено. Где завод в таком случае будет брать необходимые средства?
— Если не появятся серьезные люди, значит, будем развиваться за счет собственных средств и искать другие возможности. Какие? Приведу простой пример: сейчас мы делаем лучшие в мире насосные штанги, в производство которых вложили 18 млн рублей. А где мы взяли эти деньги? Есть такой товарищ Алекперов, который отказался инвестировать в нас 16 млн рублей, потому что у него были свои проекты, но нашелся Сырсланов, управляющий АО «Башнефть», который дал нам денег. Мы купили недостающее дополнительное оборудование и в 2000 году рассчитались с ним штангами. Это прецедент, которого в Перми больше нет. Та же электропечка, монтаж которой мы заканчиваем, находится на заводе и стоит $10 млн. Пока мы ни копейки за нее не заплатили. Рассчитаемся, когда пойдет готовая продукция. Чем не выход из ситуации?
— На сегодняшний день переговоры о продаже пакета акций приостановлены?
— Я не знаю, приостановлены они или нет, потому что мы ничего об этом не писали и нигде об этом не заявляли.
— Но фирму Branswiсk наняли «Мотовилихинские заводы»?
— Мы нанимали ее не для того, чтобы продавать предприятие прямо сейчас. А чтобы найти потенциальных инвесторов, чтобы завод в России представили, чтобы нас узнали, чтобы поговорили с нами.
— Поговорили?
— Конечно, поговорили, только они все нас не устраивают. Серьезных предложений так и не поступило. В первую очередь не устраивают взаимные условия. Поэтому мы и исключили из повестки дня общего собрания акционеров этот вопрос, хотя он первоначально там значился. Но повторю еще раз, для развития и выживания предприятия нам нужны инвесторы и новые партнеры.
— Потенциальный покупатель не согласился с вашим требованием инвестировать в производство?
— Не только с этим. Понимаете, мы — предприятие особое, и без согласования с властными структурами — Министерством обороны РФ, Советом безопасности РФ, Минимуществом РФ разговоры о сделке бесполезны. Даже если ГНПП «Сплав», который владеет 20% акций, скажет твердое «нет», то никакого нового партнера у МЗ не появится. В этом деле необходимо пройти очень сложный путь, что у нас самих не получается. Поэтому здесь вопрос такой: либо серьезные люди будут заниматься инвестициями, либо нам придется изыскивать собственные ресурсы.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.