Сергей ПРОХОРОВ: Я БЫЛ НЕПОНЯТНЫМ, ЧУЖИМ И НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ... К ТОМУ ЖЕ - СТОРОННИКОМ ТРУТНЕВА
В этом году заканчивается срок деятельности нынешнего состава Законодательного собрания пермской области. Пришло время подводить итоги. Оценивать успехи и недочеты. Делать выводы из имеющегося опыта.
В этом году заканчивается срок деятельности
нынешнего состава Законодательного собрания Пермской области.
Пришло время подводить итоги. Оценивать успехи и недочеты.
Делать выводы из имеющегося опыта. Прогнозировать будущее
Сергей ПРОХОРОВ, депутат Законодательного собрания Пермской области, заместитель генерального директора АО «Камкабель»:
— С самого начала депутатской работы я понял: человек свободный и самостоятельный здесь не нужен. Решения принимаются не в ЗС, а в областной администрации. Послушные же депутаты только нажимают кнопки для голосования.
Законодательное собрание было четко разделено на людей, максимально лояльных к администрации Геннадия Игумнова, и «прочих». Первых, конечно, было большинство. Они управляли всеми процессами в ЗС, слаженно голосуя за все, что предлагала обладминистрация. Практически все законопроекты, пришедшие из канцелярии губернатора, в конце концов, принимались — с большим или меньшим сопротивлением.
Началось с выборов спикера. Была с порога провалена кандидатура председателя прежнего Законодательного собрания, профессора Евгения Сауловича Сапиро — человека очень компетентного, известного экономиста и яркого политика. Поговаривали, что он в Москве заслоняет фигуру губернатора. Выбрали того, который не заслоняет.
Я был непонятным депутатом для областной администрации, чужим и непредсказуемым. К тому же — сторонником Юрия Трутнева. Публику дурачили рассказами о сердечной дружбе и полном согласии между губернатором и мэром. На деле, все разделительные линии были проведены уже в 1998 году.
Команду Трутнева старались не подпустить к рычагам власти. Доходило до вещей странных и непонятных. Мне, например, не позволили стать членом группы «Промышленники Прикамья». Управлять одним из крупнейших промышленных предприятий в стране, оказывается, недостаточно для того, чтобы тебя сочли промышленником. Для этого надо всего лишь быть человеком губернатора. Пусть этот депутат регулярно ходит на заседания и мирно спит на них. Главное, чтобы правильно голосовал.
— Вы хотите сказать, что новая модель власти в России: президент приказывает, а Государственная дума утверждает — для Перми не новость?
— Да, она уже была опробована в Пермской области еще во времена Игумнова. Поэтому многие депутаты ушли из ЗС на государственную службу, или в Федеральное Собрание, или на муниципальные должности. Другие взяли на себя функции советников власти. Кое–кто использовал свой депутатский мандат для укрепления собственного имиджа.
— Как может областная администрация повлиять на строптивого депутата?
— Здесь приемы простые. Даже примета сложилась. Если повздоришь с администрацией — жди у себя на предприятии «маски–шоу». Так у нас налоговую полицию называют. Мне на них обижаться трудно. Люди выполняют свою работу. Непонятно только, почему они, прикрывши лица масками, штурмуют бухгалтерию, как если бы это был наркопритон. Бухгалтера у нас, как правило, женщины и для них эти вооруженные вторжения очень неприятны. Правда, и они постепенно привыкли.
Тут дело вот в чем. Законодатель к отечественному производителю относится не слишком покровительственно. С каждого рубля зарплаты государство забирает в казну с предприятия около 36 копеек, а потом еще с рабочего — 13 копеек. А налоги с прибыли таковы, что лучше вообще без нее обходиться. Поэтому, если следовать букве закона, то нам не надлежит ни получать прибыль, ни платить заработную плату рабочим.
Однако законодатель — умышленно или случайно — сохранил в этом минном поле проходы. Только вешек не поставил. И потому путь к ним чреват разными неприятностями и неожиданностями. Возможны и ошибки. Приходится работать на грани фола. Такова современная ситуация.
Когда у представителей обладминистрации не хватало аргументов против строптивого депутата, они этими современными обстоятельствами пользовались. Так, во всяком случае, бывало во времена Игумнова. Не думаю, впрочем, что всегда по его инициативе. Было кому постараться и без него.
В общем, иллюзии рушились одна за другой.
— Что вы имеете в виду?
— Я — коммерческий директор крупного завода. В мои обязанности входит составление бюджетов.
«Камкабель» пережил все экономические кризисы, тогда как многие из его конкурентов погибли. Так что я искренне полагал, что принесу пользу своим избирателям, работая в комитете по бюджетной политике. Однако меня, мягко говоря, вытеснили из этого комитета.
Областная администрация приготовила все места в нем для своих людей. К составлению областного бюджета даже близко не подпускали независимых депутатов. Для них предназначался комитет по социальной политике.
— Чем он занимался?
— В первые годы он показал себя очень работоспособным. Комитет по своему составу получился весьма увесистым. В него вытеснили наиболее самостоятельных и деятельных депутатов. Я по сравнению со многими из них выглядел, да и мыслил по–ребячески. Не раз, наблюдая за мирно дремлющим депутатом из другого комитета, я едва сдерживался, чтобы не нажать на его пульте для голосования кнопку «Прошу слова». Я представлял, как председатель пригласит его выступить, а мой сосед, наконец, проснется и будет удивленно крутить головой. Потом я втянулся в работу, и мне стало не до шуток. И, в конце концов, я многому от моих товарищей по комитету научился.
Председателем у нас долгое время был Аркадий Каменев. В комитет входили Олег Чиркунов, Аркадий Кац, Семен Леви, Михаил Касимов, Илья Неустроев, Павел Анохин, Любовь Зотина. По-человечески они мне стали близки и симпатичны. Все дни рождения мы отмечали вместе. Работали слаженно и дружно. Мы составляли меньшинство, но всегда действовали согласованно и порой нам удавалось добиться желаемых результатов.
— Каких, например?
— Долгое время депутаты не имели возможности заранее знакомиться с законопроектами, которые будут рассматриваться на заседаниях. Мне даже казалось, что это делается нарочно для того, чтобы не позволить нам принимать обдуманные и самостоятельные решения. Наш комитет сумел изменить ситуацию. Теперь документы обязаны выдавать депутатам не менее чем за 10 дней до заседания.
— Как вообще депутат может эффективно работать в Законодательном собрании?
— Только в составе сплоченной группы. Хорошо, когда в ее составе есть депутат, у которого нет ничего, кроме своих цепей. Он неуязвим для экономических санкций. Он вслух, громко, когда нужно, резко, говорит о том, что думает и за что потом дружно голосует группа.
У нас такая группа в ЗС до недавнего времени была. Что–то у нас получалось, что–то — нет. Против послушного администрации большинства у нас не хватало голосов. Иногда — опыта. Новый депутат, как правило, не в состоянии сразу правильно определить свою позицию, а уж тем более ее защищать. Пока освоишь технику парламентского поведения — четырехлетний срок кончается. Поэтому ЗС, обновленное на две трети и более, — самое удобное для администрации.
— Какая неудача комитета по социальной политике и правам человека кажется вам наиболее существенной?
— Нам не удалось остановить принятие закона о 5%–ном налоге с продаж. Администрация Игумнова всеми силами старалась «продавить» его. Было совершенно понятно, что этот налог приведет к росту цен на все без исключения товары. Пострадают люди.
Наш комитет настаивал на доработке законопроекта с учетом социальных нужд. Ведь было вполне возможно брать налог только с продажи предметов роскоши. В этом случае одежда и обувь сохранили бы прежнюю цену. И лишь состоятельному покупателю автомобиля или норковой шубы пришлось бы выложить дополнительные деньги. К сожалению, нашему комитету не удалось поколебать уверенность послушного большинства депутатов. Они не хотели ссориться с администрацией. По сей день расплачиваются наши земляки за это решение Законодательного собрания.
Затем и сам комитет поредел. Из него постоянно уходили депутаты. Последним ушел в новую администрацию А. Кац. Работает мэром города и наш бывший председатель А. Каменев. Влияние комитета ослабло.
— А что стали делать вы?
— Начал освобождаться от заседательской рутины, от обсуждения пустых законопроектов, от бессмысленных прений.
— И вас стали критиковать за прогулы...
— Частота заседаний Законодательного собрания увеличилась за последние 3 года. Вначале заседания занимали вместе с подготовкой два рабочих дня в неделю. Теперь они длятся три рабочих дня. Среди обсуждаемых вопросов есть и такие, на которые и четверти часа жалко. Чего стоит, например, действительно энергичное обсуждение законопроекта «О статусе депутата Законодательного собрания Пермской области»? В мае было уже два заседания по этому поводу, внесено более 100 поправок, рабочая группа заседала 8 раз. И еще предстоит, может быть, не одно заседание. А зачем? Все больше различных законопроектов рассматривается на заседаниях Законодательного собрания. Многие не продуманы. Некоторые вообще не следовало выносить на обсуждение. Вот я и голосую ногами.
Между прочим, депутаты не свободны от своей повседневной работы. Я руковожу большим заводом и не могу остановить его на три дня в середине недели. А успешная работа завода во многом определяет уровень жизни в нашем районе. Я считаю, что депутат ЗС должен не только участвовать в законотворческой деятельности, но и реально помогать людям в своем округе. Мои приоритеты склоняются в сторону второй задачи.
— Что для вас значит быть депутатом Законодательного собрания?
— Можно долго спорить о том, какой депутат более эффективен — тот, который активно участвует в законотворческом процессе, или тот, который реально помогает людям в своем округе. Я не считаю себя профессионалом в законотворческой деятельности. Моя задача — улучшить условия жизни людей, живущих в нашем районе, на Гайве, в Левшино, в Голованово, Заозерье. Некоторые областные чиновники и названий наших поселков не знают. Полистайте местную прессу. Много там информации оттуда? Иногда кажется, что и для журналистов Пермь заканчивается сразу же за Разгуляем.
Я делаю, что могу для «Камкабеля». Стараюсь «продавливать» решения, нужные для всего нашего округа, в областной и городской администрациях. До декабря прошлого года мне приходилось делать это одному. Теперь мы работаем вместе с депутатом Пермской городской Думы Геннадием Гилевым. Как получается — судить избирателям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.