Вероника Даль


Праздник дурновкусия: после нас хоть потоп

Поделиться

Прошлой зимой мы советовали панковать на новогодней вечеринке. Сдаётся нам, никто совету не последовал, и дамы опять были в элегантных чёрных и синих платьях. Но мы упорствуем, веря в вашу способность к лёгкому праздничному сумасшествию. Потому что настоящий праздник — это не подведение итогов, но задел на будущее, ворожба. Хотите счастья? Верьте в чудо! Призовите духов бесшабашности, языческих богов с дурными манерами, великого Буратино в сотоварищи. Устройте сатурналии, плавно переходящие в карнавал, цирк, феерию, уличный театр, фэнтези-сериал. И тогда реальность не устоит перед силой ваших жизнерадостных заклинаний. Её серая, унылая морда треснет, рухнет пыльная завеса, и за дверью в каморке откроется оно — светлое будущее. В конце концов, что нам терять? Ну конечно, мы предлагаем сделать всё это с помощью моды.

Честно скажу, раньше я торопливо пролистывала фотосессии со слишком яркой, эксцентричной одеждой. Непонятно было, что модели делают в цирке и с какого перепуга они соблазнились клоунской карьерой. Обычно же они метят в актрисы — портят нам хорошие фильмы своими прелестными личиками, лишёнными всякого выражения, а также вялыми, анорексичными движениями и полным отсутствием темперамента. Думаю, не я одна была равнодушна к чересчур яркой, непрактичной и лишённой здравого смысла моде, которая превращает вас не в красавицу, а в персонаж. Но вот тренд сменился радикально.

Легко заметить, что мода не на шутку увлеклась эксцентрикой. Передовые блогерши и редакторши расхаживают в диких одеяниях, на неделях моды мы видим коллекции, больше похожие на парад фриков или цирковое шоу. Да не просто похожие, а прямо-таки поставленные как цирковое шоу. Как, например, в показе Olympia Le-Tan, где расхаживали по подиуму, как по арене, девочки-зайчики, прямо из шляпы-фокусника, садо-мазохистского вида дрессировщицы, собственно фокусницы и даже девушки — карточные колоды. Вместо свадебного платья с фатой шоу завершила девушка в костюме белого кролика с ушастой шапочкой. Зайчик из «Плейбоя», таким образом, сменил работу в секс-индустрии на карьеру циркового артиста.

Очевидно, мода, увлекшись барочной темой, дошла до крайности — устроила великий карнавал. Барочная тема развивалась несколько сезонов, и мы вам сразу объявили о её торжественном появлении — во всём театральном блеске, в золочёном кружеве и обилии всяческих понтов, что так идут этому стилю. Барочное древо плодоносит обильно, и сегодня мода делает акцент на такое его ответвление, как цирк, карнавал и всяческий кич. У дурного вкуса сегодня праздник.

Почему-то именно в этом осеннее-зимнем сезоне так много совершенно карнавальных по духу коллекций. В них бурлит освобождённая творческая сила, насмешка над всеми правилами — весьма плодотворная, к слову сказать.

Всё, что говорил великий русский филолог Михаил Бахтин о Рабле и карнавальной культуре, мы можем смело применить к моде. Рядом с величественной, полной сословной гордости госпожой живёт и брызжет весельем разбитная кухарка. «Народная смеховая культура» в фэшн-индустрии — вот что такое коллекции Moschino и Бетси Джонсон. Карнавал, который стал параллельной реальностью, другой жизнью. В этой реальности, как мы знаем, низкое торжествует над высоким, нет понятий о приличиях, а насмешка не уничтожает, но даёт сильнейший толчок рождению нового.

Один из великих насмешников и хранителей духа карнавала, Франко Москино, так расписывал сценарий своего шоу: «Мода мучает Вещи. Вещи — это энергия и свобода творчества. Они становятся жертвами этого безупречного монстра. В конце действа приходят ангелы и побеждают Моду». Он свято верил: «Не существует ни хорошего вкуса, ни плохого, есть только талантливые и бездарные вещи». Себя называл Арлекином в уличном театре моды.

Сегодня главная творческая единица в Moschino — весьма своеобразный американский дизайнер Джереми Скотт. Всегда делал коллекции, воспевающие американский кич и поп-культуру в самых трэшевых её проявлениях. Что Америка дала миру? Спорт, комиксы, рок-н-ролл, жизнерадостных шлюх... Всё это есть в коллекциях Скотта. Он воспевает американский дурной вкус и массовую культуру, наслаждается ими. Однажды просто вывел на подиум команду поддержки, девочек в коротких юбках, и те честно исполнили свой черлидерский номер. А показа никакого не было. Шутник!

В Moschino он пришёлся ко двору, как вы понимаете. О его последней коллекции говорили все. Джереми Скотт вывел в свет гибрид Рональда Макдональда и Коко Шанель. Также были замечены девушка-«Будвайзер», девушка-чипсы, девушка-соевый батончик. Мелькал тут и там Губка Боб собственной персоной. Вот это трэш так трэш!

Ещё одна певица дурного вкуса Америки — Бетси Джонсон. Она создаёт вещи для девушек с рок-н-роллом в душе. Мы бы даже сказали, для «группиз». Похоже на то, что Бетси вдохновляют девушки с улицы: образ весёлой проститутки прочитывается явно. Или это наше испорченное воображение? Несмотря на всю безудержную дикость, стоит внимательнее присмотреться к её коллекции с точки зрения жонглирования цветом — совершенно головокружительные сочетания, сегодня весьма востребованные. В конце каждого шоу Джонсон делает сальто-мортале, так её заряжают собственные коллекции. А лет-то ей уже немало…

А кто только не поиздевался в новом сезоне над Шанель! Одержимые духом карнавала, непременно хотели покуситься на самое святое, на столп классики и хорошего вкуса. И покусились! Meadham Kirchhoff преобразовали стиль знаменитого французского дома в цирковые наряды, вполне в духе «Цирк дю Солей». Клоунская Шанель получилась смешнее старухи Шапокляк.

Когда-то коллекцию, посвящённую цирку, делала сама Скиапарелли . Как истинная итальянка, она тяготела к барочности вообще и к эксцентрике в частности. Отпрыск весьма аристократического семейства, Скьяп словно подпитывалась энергией гротеска, заключённой в нём жизненной силой. Так графини и герцоги «ходили в народ» в карнавальную неделю, наплевав на титулы и правила. Сословные перегородки рушились под напором дикой энергии праздника — подсознание вырывалось на волю. Скиапарелли, как мы помним, была знатной сюрреалисткой, игры с подсознательным явно шли на пользу её коллекциям.

Ещё один аристократический наследник, Жан-Шарль де Кастельбажак, обожает поп-арт и эксцентрику. В 1997 году по заказу Ватикана он создал облачения для Иоанна Павла II, 500 епископов и 5000 священнослужителей для празднования Всемирного дня молодёжи. Облачения эти выглядели весьма нетрадиционно. Прямо фестиваль молодёжи и студентов с участием кардиналов и семинаристов.

Очень интересно порассуждать об аристократах в моде. Наверное, потомку древних и знатных к лицу занятия более серьёзные. Но они идут в моду, как на карнавал, — прочь от всего системного, веками утверждённого. Мода классическая — это тоже система. Но наши принцы крови предпочитают шалить и подрывать основы.

Не все эксцентричные коллекции сезона посвящены цирку. В некоторых дух карнавала проявляется иначе. Например, марка House of Holland представила «банду латексных развратниц дебютанток», больше похожих на клоунесс. Тут уже полный карнавал в одном отдельно взятом образе — настоящая какофония вещей.

Эксцентрика японки Tsumori Chisato несколько иного свойства. Она эскапистка и бредит далёкими странами. На сей раз её карнавал совершенно точно проходит на каком-то тропическом острове с гориллами, бананами и кокосами. Тропический карнавал, конечно, самый яркий и самый буйный.

Ещё одна японская коллекция — Undercover. Эти поиздевались над царственным величием: атрибуты монархии в сочетании со спортивными вещами оказались лучшим прикидом для шоу фриков.

Дух карнавала отдаёт развратом и нестабильностью. Это параллельный мир, в который неплохо заходить время от времени. Но остаться там вряд ли кто захочет — нужно вернуться домой. А нужно ли? Сегодня возвращение в реальность пугает больше, чем самый свирепый загул. Кто предпочтёт встретить третью мировую в полной отключке после двухнедельного загула, с серпантином в башке и звё здочками в ушах, тот наш, модный человек.

Но есть и другой сценарий — сказочный. Сейчас мы не просто хотим убежать в прошлое или на другой континент. Мы хотим, чтобы нас усыпили под старую добрую сказку. Мы так встревожены, что ни давнее прошлое, ни экзотическое далёко не кажутся нам спасением и прибежищем. Присутствуя при рождении нового мира, мы, как дети, растерянны и беспомощны. Нет больше опоры ни в каком объяснении мира — только в воображении и заклинаниях. Сказкотерапия целительна. Миф, как и прежде, наша единственная опора…

Эту версию новогодней вечеринки мы осилим с помощью следующих дизайнеров.

Дольче и Габбана показали нам энциклопедию европейской сказки — была даже Красная Шапка в красной шубке. Ruffian показали весёленькую сказочную готику.

Очень серьёзен был Antonio Marras: его сказка про вервольфа глубоко философская, со ссылкой на Германа Гессе. Общая тема — волк и луна, мужское и женское.

Даже хипповые коллекции в этом сезоне тяготеют к сказочности — у Барбери, Пуччи, Эрдем. Ведь сказки — такие же сокровища народной культуры, как и пёстрые вещицы, за которыми охотились хиппи.

Совершенно потрясающую сказку, настоящий мультик, сделали дизайнеры Valentino. Белоснежка предстала в образе блудливой нимфетки, и рок-н-ролл в её девичьей душе определённо есть. Девочкам эта сказка понравится — читать и понимать комиксы довольно легко.

Смотрите, сколько всего мы вам предложили к новогодней вечеринке. Вот только настоящих буйных мало. Что посоветовать буйным умеренно? Вы можете вдохновиться и найти хорошие идеи для новогоднего наряда у Alice + Olivia, например. Их сказочное викторианство выглядит нарядным и вполне носимым.

Весьма умеренная и очень женственная эксцентричность у Stella Jean — смесь фантастического и богемного. Хороший рецепт, как приспособить весь этот карнавал к обычной жизни, не заигрываясь в косплей и комедию дель-арте. Хорош и в меру пёстр Talbot Runhof...

Итак, запомним: хороший праздник наворожит нам счастья на год вперёд. Ни в чём себе не отказывайте. После нас хоть потоп.

А в следующем году мы вам ещё что-нибудь этакое посоветуем.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться