МОТОВИЛИХА: ВТОРАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Продажа контрольного пакета акций АО "Мотовилихинские заводы" откладывается

Поделиться

Продажа контрольного пакета акций АО "Мотовилихинские заводы" откладывается

Официальные переговоры о продаже контрольного пакета акций АО "Мотовилихинские заводы" начались осенью 2000 года. И только в феврале 2001 года эта тема стала достоянием общественности. В апреле губернатор Пермской области в ходе своего визита на предприятие предложил усилить влияние государства на "Мотовилихинских заводах". Вскоре после этого стало известно, что идея Юрия Трутнева приобрела конкретную форму в виде предложения возродить на этом заводе "золотую акцию". В мае начала активно распространяться информация о том, что Москва дала "зеленый свет" инициативе пермского губернатора.

Зачем вообще продают "Мотовилихинские заводы"? Это был первый вопрос, которым задались потенциальные покупатели контрольного пакета акций. Если продают, значит не все на предприятии в порядке - такова железная логика российского бизнеса, которая, надо признать, на этот раз дала осечку.

"Мотовилихинские заводы" более-менее успешно пережили конверсию начала 90-х годов, сопровождавшуюся полным отсутствием серьезных оборонных заказов, а также сохранили все свои производственные и непроизводственные активы. Сейчас МЗ - это управляющая холдинговая компания, которая является учредителем более чем 90 различных ЗАО и ООО, основанных на базе цехов и хозяйственных подразделений.

По словам одного из потенциальных покупателей, в результате проверок всем стало ясно, что эта металлургическая империя весьма привлекательна. Значительная часть продукции, в основном сталь, прокат и цветные металлы, поставляется на экспорт. Финансовые и товарные потоки предприятия исчисляются сотнями миллионов рублей. Совокупные активы АО "Мотовилихинские заводы" ко второму кварталу 2000 года составляли 1,8 млрд рублей, а валовая прибыль за 6 месяцев прошлого года превысила 1 млрд рублей. В общем, есть чем заинтересоваться.

По поводу причин продажи контрольного пакета акций АО "Мотовилихинские заводы" существуют три взаимодополняющие друг друга версии.

Согласно первой, дюжина управленцев-собственников МЗ во главе с генеральным директором Юрием Булаевым очень болезненно восприняли многочисленные заявления президента России Владимира Путина о необходимости "национализации" ряда стратегически важных для государства объектов. По всем показателям пермский завод входит в этот "печальный список". Напуганные перспективой одномоментно лишиться своей собственности, получив за это сущие копейки по номинальной стоимости акций, топ-менеджеры якобы решили переложить все проблемы на чужие плечи - продать "контрольник".

По второй версии 70-летний Юрий Булаев решил уйти на пенсию, передав руководство предприятием своему сыну. Однако оказалось, что это невозможно по вполне объективным причинам. Благодаря чрезвычайно сложной финансово-хозяйственной схеме, управление "Мотовилихинскими заводами" завязано не на должности, а на личности самого Булаева-старшего. Пока Юрий Андреевич работает генеральным директором, он - хозяин этого предприятия. Как только Ю. Булаев отходит от дел, все теряется. Другими словами, многолетнему директору нечего передать в наследство своим детям и внукам, кроме пакета акций, дивиденды от которого минимальны. В этом случае продажа контрольного пакета акций завода позволила бы безбедно жить хоть в Испании, хоть в Канаде.

Третья версия более прозаична. Прошли те времена, когда предприятия спасались от банкротства или захвата собственности путем дробления на многочисленные "дочки". Настало время объединения и жесткого контроля над всем финансово-производственным циклом. Нынешний руководитель "Мотовилихинских заводов" понимает, что ему этого сделать не удастся, поскольку привыкшие к вольнице директора многочисленных ЗАО и ООО не уйдут со своих постов просто так. "Воевать" же с друзьями, проработавшими бок о бок не один десяток лет, Юрию Андреевичу не с руки. Таким образом, насущная необходимость реструктуризации "Мотовилихинских заводов" привела нынешних собственников к мысли о продаже предприятия и передаче всех дел.

Называются и другие причины, в том числе и необходимость многомиллионных инвестиций в развитие предприятия, которые объясняют желание собственников "Мотовилихинских заводов" продать предприятие. Однако вышеперечисленные представляются наиболее достоверными.

"Мотовилихинские заводы" являются ведущим разработчиком и производителем ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО). До конверсии на предприятии был достигнут высокий потенциал по разработке и производству оборонной техники. В СКБ были сконструированы и выпускались изделия ствольной артиллерии и РСЗО: "Тюльпан", "Гиацинт", "Град", "Ураган", "Смерч", "Нона", многие из которых не имеют аналогов за рубежом.

В настоящее время АО "Мотовилихинские заводы" связывает свое будущее в оборонной отрасли с экспортными поставками специзделий и запасных частей, изделий спецтехники в различные страны, а также сервисным обслуживанием поставленных ранее изделий. Артиллерийские системы и реактивные установки производства МЗ пользуются репутацией высококачественного оружия и находятся на вооружении в более чем 50 странах мира.

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ:

- по металлопродукции: "Магнитогорский металлургический комбинат", "Челябинский металлургический комбинат", "Орско-Халиловский металлургический комбинат", "Череповецкий металлургический комбинат";

- по сантехническому оборудованию: "Казанский механический завод", "Колпинский литейный завод", "Ростовское производственное объединение по выпуску санитарно-технических изделий", "Челябинский тракторный завод", "Тульское производственное объединение";

- по нефтепромысловому оборудованию: ПО "Уралтрансмаш", АП "Ижнефтемаш", АО "Редуктор", АО "Сибнефтемаш", ПО "Нефтемашремонт", "Очерский машиностроительный завод";

- по автокрану: АО "Автокран" (Иваново), АО "Краян" (Одесса), АО "Сокол" (Самара), АО "Камышинский крановый завод";

- по оборонной продукции практически все изделия не имеют аналогов в России.

Окончание. Начало на стр. 1.

Разобравшись с причинами, покупатели начали обсуждать стоимость сделки. Первым на неофициальное предложение о покупке, озвученное в определенных кругах, откликнулся Каха Бендукидзе, затем появились гонцы из московской "Альфа-группы", прошли встречи с представителями ФПГ "Интеррос", наконец, узнали о сделке и пермские "олигархи". Практически в последний момент заявила о своей заинтересованности в купле-продаже завода ПФП-группа. Чуть ранее образовался другой пермский "консорциум", представители которого выступили в роли "независимых" инвесторов и "консолидированных" покупателей.

При этом ни один из потенциальных покупателей не знал, кто из них наиболее близок к победе и кто предложил больше денег. Известно, что в итоге стоимость контрольного пакета акций "Мотовилихинских заводов" в результате всех переговоров установилась в районе $70-80 млн.

"Мотовилихинские заводы" - предприятие стратегическое. Так, по оборонной продукции завод не имеет аналогов ни в России, ни в ближнем зарубежье. Поэтому вполне логично то, что к сделке по продаже пакета акций завода приковано пристальное внимание и федерального центра, и различных силовых структур. По мнению специалистов, ни один из потенциальных покупателей не хочет официально платить $70 млн за акции МЗ. Подобная сумма автоматически привлечет внимание ряда заинтересованных органов, которые обязательно заинтересуются происхождением средств. Поэтому деньги необходимо или легализовать, или же часть оговоренной суммы заплатить через различные финансовые схемы. Кстати, для профессионалов легализация подобных сумм, скажем, путем получения "долгосрочного кредита" от банка, находящегося где-нибудь на Каймановых островах или на Кипре, не составляет труда, но занимает определенное время.

По одной из версий, владельцы пакета акций и его потенциальные покупатели изначально договаривались о том, чтобы вся сделка прошла "чисто", без каких бы то ни было махинаций. Однако, по имеющейся информации, нынешние хозяева "Мотовилихинских заводов" оказались не готовы заплатить все причитающиеся налоги за продаваемые акции. Поэтому, по слухам, они настаивают на проведении большей части суммы в обход кассы. При такой схеме "Мотовилихинские заводы" будут проданы не за $70 млн, а, например, за $20 млн. Оставшаяся же сумма будет перечислена, скажем так, неофициально.

В этом случае начинает работать еще одна схема. Так как 51% акций официально будут проданы не за $70, а за $20 млн, то, следовательно, стоимость всего предприятия окажется равна всего $40 млн. Однако рыночная стоимость активов на сегодняшний день составляет $140 млн, поэтому новый владелец АО "Мотовилихинские заводы" сможет почти легально "вывести" активы завода в размере $100 млн и будет абсолютно неуязвим для любых проверок.

Несмотря на такие заманчивые перспективы, потенциальные покупатели МЗ понимают, что государство, владеющее 20% акций МЗ, в состоянии провести переоценку предприятия на следующий день после подписания сделки о его продаже. В случае, если выяснится, что сумма сделки не соответствует реальной стоимости, продавцы и покупатели могут оказаться где-нибудь на золотых приисках, а сделку признают недействительной. Это - лишь один из возможных вариантов развития событий.

Итак, продавцы заявили о сделке, определился круг покупателей и цена вопроса. Начался рабочий процесс, в ходе которого каждая из сторон стремилась в самые короткие сроки подготовить соответствующую документацию. Поскольку продажа "Мотовилихинских заводов" является сложнейшей сделкой, до момента, когда на договоре появятся две подписи, может пройти не один год. И вот на этапе согласования в процесс вмешалось государство в лице губернатора Пермской области.

В ходе встречи Юрия Трутнева и Юрия Булаева последний попытался объяснить свои мотивы продажи контрольного пакета акций: мол, для дальнейшего развития предприятия необходимы инвестиции в строительство печи, стана и т. д. суммой почти в $50 млн, никто таких денег нынешним собственникам не даст. По словам источника из обладминистрации, "губернатор в это не поверил".

Тем не менее только после этой встречи Юрий Булаев выдвинул новое условие в переговорах с потенциальными покупателями: внести в итоговый договор дополнительные пункты, прописывающие объем и сроки вложения инвестиций в МЗ. Закономерное раздражение покупателей возросло, поскольку предварительно этот вопрос не обговаривался.

У многих наблюдателей создалось впечатление, что апрельское заявление губернатора о необходимости возрождения на АО "Мотовилихинские заводы" "золотой акции" было спонтанной реакцией на угрозу продажи предприятия. Сама возможность и целесообразность ее введения не прошла элементарной юридической и финансовой экспертизы. Поэтому вторым основным вопросом, которым задались потенциальные покупатели завода, стал поиск причин такого поведения обладминистрации. Что они (областные власти) хотят? Чего добиваются? На эти вопросы ни один из "инвесторов" четкого ответа так и не получил.

Существует несколько различных версий ответов.

Во-первых, областные власти обеспокоены судьбой МЗ как социально значимого, градообразующего предприятия. Действия недобросовестных инвесторов, направленные лишь на вывод активов с завода, могут привести к кризису, результатом которого станет банкротство предприятия и появление новых тысяч безработных.

Во-вторых, новое руководство Пермской области узнало о сделке слишком поздно и не смогло повлиять на ее ход, что, безусловно, очень раздражающе подействовало на местную власть. Кроме того, пермякам очень не хотелось того, чтобы МЗ достались представителям абсолютно независимых и неподконтрольных московских или екатеринбургских финансово-промышленных групп.

По третьей версии, нынешнее руководство региона хотело бы и само поучаствовать в сделке, однако на сегодняшний день бывшие партнеры

Ю. Трутнева по бизнесу не готовы к столь масштабной покупке. Кроме того, государство в лице субъекта Федерации опасается, что сделка может пройти полулегально и не повлечет за собой тех инвестиций, в которых так нуждается предприятие.

В этой связи спасительным решением стала мысль о "золотой акции". Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить о том, что PR-акция по оттягиванию продажи контрольного пакета "Мотовилихинских заводов" удалась на славу. Губернатор выступил с инициативой, в Москве эту инициативу поддержали. Заинтересованная публика испугалась и остановилась, не зная, в каком направлении теперь двигаться: вперед, к покупке предприятия или назад по домам - в Екатеринбург, Москву, Соликамск и Краснокамск. В итоге, губернатор - мудрый государственник, покупатели МЗ - подозрительные личности, а нынешний собственник завода - пенсионер, у которого эти акции все равно рано или поздно купят.

Чего же так испугались потенциальные "инвесторы"? Почему переговоры о сделке приостановлены? Не секрет, что политическое решение о введении "золотой акции" может быть принято в Москве хоть 44 раза, однако практически оно почти невыполнимо. По крайней мере, пройдет несколько лет, прежде чем такая акция появится в учредительных документах предприятия.

Первоначально правительство РФ должно выпустить постановление о передаче 20%-ного пакета акций АО "Мотовилихинские заводы", находящегося сегодня у ФГУП "Сплав" (Тула), в собственность Минимущества. Затем, опять таки постановлением правительства будет объявлен открытый конкурс по продаже этого пакета. После этого правительство должно объявить дополнительную эмиссию акций МЗ. В результате столь многоступенчатой процедуры появляется то самое "специальное право" в виде "золотой акции". Предполагая, что согласование каждого постановления займет срок от 3 до 6 месяцев, можно утверждать, что пройдет не менее 2 лет, прежде чем на МЗ будет восстановлена "золотая кция".

Сегодня эксперты оценивают перспективу продажи пакета акций "Мотовилихинских заводов" как 50х50. Скорее всего, если сделка и состоится, она будет ощутимо отличаться от первоначальных договоренностей. Вероятно, что будет продан не контрольный, а значительно меньший пакет. Возможно, что и сама сделка с самого начала была не более, чем блефом со стороны руководства МЗ, которое таким образом выяснило имена потенциальных покупателей и цену своих акций.

Сегодня все действующие лица ждут визита в Пермь президента России, мнением которого обязательно постараются поинтересоваться. А пока подготовка к сделке продолжается, готовятся документы на тот случай, чтобы в случае необходимости они могли быть подписаны в течение одной недели. Остается ждать.

Никита БЕЛЫХ, вице-президент АО "Пермская финансово-производственная группа":

- Термин "золотая акция" появился в России вместе с приватизацией. Он обозначен в учредительных документах и дает государству право накладывать вето на вопросы, связанные с жизнедеятельностью предприятия: ликвидацию, реорганизацию, внесение изменений в устав, изменение уставного капитала и т. д. Это так называемое специальное право Российской Федерации на участие в управлении акционерными обществами.

Указ президента РФ, согласно которому в начале 90-х годов вводились "золотые акции", предусматривал следующую норму: поскольку "золотая акция" - это инструмент государственного влияния, равно как собственно пакет акций, не допускается наличие на предприятии одновременно "золотой акции" и госпакета акций. На мой взгляд, это специальное право является оптимальным рычагом воздействия государства на деятельность стратегически важных предприятий.

Если рассматривать вопрос с точки зрения дивидендов, то не секрет, что в России дивиденды не являются популярной формой выплаты доходов. Предприятие выплачивает серьезные дивиденды в том случае, если оно заинтересовано в решении каких-то стратегических, политических вопросов: выход на рынок ценных бумаг, привлечение инвестиций, начало некоего международного сотрудничества. Если такой заинтересованности нет, то предприятие получает доход за счет так называемого трансфертного бизнеса, когда прибыль извлекается на этапе поставок или сбыта продукции. В этом случае государство выступает в роли своеобразного контрагента. С одной стороны, оно заинтересовано в увеличении свободной прибыли и получении дивидендов, с другой стороны, государство - налоговый агент, перед которым стоит задача постоянного роста налоговых сборов. Для решения второй проблемы выгоднее, чтобы предприятие работало по обкатанной схеме трансфертного бизнеса.

Другими словами, сегодня основной упор делается на налоговую составляющую при работе с предприятиями, а не на какие-то административные вопросы.

При этом "золотая акция" - более удобный инструмент для государства, нежели пакет акций. Блокирующие пакеты акций по своим правовым возможностям соответствуют "золотой акции". Поэтому для федерального правительства интереснее продать имеющийся пакет акций сейчас, получить средства и вложить их в перспективные проекты, чем надеяться на какие-то копеечные дивиденды. Все это выгодно, конечно, при условии одновременного введения на таком предприятии специального права - "золотой акции". Кроме того, госпакет акций мешает и инвестициям в предприятие, поскольку в России действует норма, предусматривающая невозможность уменьшения доли государства. Самая же распространенная форма инвестиций - это дополнительная эмиссия. В этом случае инвестору приходится платить не только за свои акции, но и за "того парня", то есть за госпакет акций.

Участие государства ухудшает положение инвесторов на предприятии, если до этого момента оно вообще не присутствовало на конкретном производстве. Но ситуация улучшается, если специальное право вводится взамен другого вида государственного участия, то есть госпакета акций.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться