Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Что делает нас сильнее

Главные «счастливцы/несчастливцы» 2014 года в сфере культуры

Поделиться

У классика драматургии Александра Островского Счастливцев и Несчастливцев — не столько имена героев, сколько их сценические амплуа: ведь они актёры. В сегодняшней реальности всё точно по Островскому: каждый «счастливец» в пермской театральной, музейной, фестивальной, творческой жизни тут же может сменить «амплуа» и стать «несчастливцем». И наоборот. Все события и институции, побывавшие в 2014 году счастливчиками, несчастливчиками являются в той же мере, поэтому невозможно составить список событий со знаком «минус» и со знаком «плюс»: все они — «плюс/минус».

Итак, главные «счастливцы/несчастливцы» 2014 года.

На первом месте — конечно же, АНО «Пермь-36». На первый взгляд — типичный несчастливец: на протяжении всего года общественников-энтузиастов отчуждали от созданного ими музея, лишали финансирования, травили в СМИ и в судах...

Но! За этот же год общественная организация получила сильнейшую поддержку на всех возможных уровнях — от бывших заключённых до администрации президента РФ и международной общественности. Кроме того, руководителям АНО Татьяне Курсиной и Виктору Шмырову судьба преподнесла уникальный шанс: редко кому из историков-исследователей удаётся на собственной шкуре пережить то же, что переживали те, кого они изучают, а им довелось самим стать почти диссидентами и опытным путём получить чистые лабораторные данные о том, как система борется со свободомыслием. Это ли не счастье для учёного?

На втором месте в рейтинге «счастливцев/несчастливцев» — Пермский театр оперы и балета и его художественный руководитель Теодор Курентзис. На первый взгляд, типичный счастливец: несчётное количество номинаций на «Золотую маску» , захлёбывающиеся рецензии и восторженные вопросы интервьюеров самых модных изданий от «Сноба» до «Ведомостей» (не говоря уже о зарубежных), триумфальные гастроли…

Но! Вот уже в четвёртый раз переносится конкурс на реконструкцию Пермского театра оперы и балета. Вместо 2014 года конкурс пройдёт в 2015 году, и есть риск не освоить выделенные средства, а это ведь, на секундочку, бюджетный процесс! Да ещё в нынешней валютной свистопляске.

Кроме того, на протяжении всего года театру грозили урезать финансирование постановок. После громкого скандала секвестр отменили, и сейчас все запланированные на вторую половину сезона премьеры — оперы «Князь Игорь» и «Сказки Гофмана», оперно-балетный вечер Дмитрия Шостаковича, а также Дягилевский фестиваль — активно готовятся. Однако требования театра удовлетворены ровно наполовину: финансирование восстановлено в прошлогодних объёмах, но без индексации.

Третий в нашем рейтинге — Театр кукол. Он был несчастливцем в 2013 году, когда потерял художественного руководителя — Игоря Тернавского. А в 2014 здесь все события — со знаком «плюс»! В театре впервые за всё время его существования начался капитальный ремонт, был по конкурсу избран новый художественный руководитель —интересный и перспективный Александр Янушкевич , а «младший брат» пермских «кукол» — частный театр «Карабаска» — был впервые номинирован на четыре «Золотые маски» . Столько информационных поводов скромный детский театр никогда в своей жизни не давал!

Четвёртым номером в списке идёт фестиваль «Белые ночи». Казалось бы, здесь всё в ажуре: фестиваль прошёл, победные реляции краевого минкульта сообщали о миллионе посетителей, художественный руководитель фестиваля Вадим Некипелов готов браться за фестиваль 2015 года. Но столько было недовольных голосов посетителей и язвительных откликов СМИ, что никак нельзя назвать это событие однозначным счастливчиком! Особенно после сообщений о том, что на 2015 год финансирование будет сокращено до предельного минимума, а сам фестиваль задвинут с эспланады в экстрим-парк. Если всё будет именно так, то «Белые ночи» станут фикцией, существующей только в отчётах.

Следующий пункт нашего рейтинга — Пермская государственная художественная галерея. Если бы учреждение было человеком, то за этот год галерея заработала бы полную голову седины. Взять хотя бы упорное желание краевых властей перенести музей в здание Речного вокзала . Казалось, галерея обречена…

Но! Тут случилось самое настоящее чудо: паводок залил «Счастье не за горами», и весь мир через фото в социальных сетях узнал, как высоко поднимается вода в районе Речного.

Сейчас, казалось бы, галерея в разделе «счастливцев»: только что была презентована разработанная британцами концепция размещения главного музея Пермского края в зданиях бывшего ракетного института им. маршала Василия Чуйкова. Судя по этим документам, перспективы у галереи самые радужные. Однако здания пока не выкуплены у нынешнего владельца, а пермская епархия РПЦ всё сильнее диктует свои правила учреждению, квартирующему в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Вот уже две выставки были по требованию церкви перенесены из галереи в Центральный выставочный зал.

Нельзя не включить в наш рейтинг и ещё один музей, который давал поводы для беспокойства — Музей современного искусства PERMM. Вот кто балансировал на грани полного и окончательного превращения в несчастливца! Но удержались. Сложное и вроде бы совсем не музейное новое помещение освоили блестяще, и выставки — одна другой лучше.

Не мог не оказаться в этом славном списке самый знаменитый долгострой Пермского края — Коми-Пермяцкий драматический театр им. Максима Горького. 13 лет театр ждал завершения строительства нового здания, и вот — свершилось! Торжественное открытие, импортный мрамор, дизайн в национальном стиле… Ура, счастливчик! Но, едва успев открыть, театр тут же закрыли по требованию прокуратуры и не могут открыть уже год. Увы, несчастливчик…

Завершает наш рейтинг программа «Пермский край — территория культуры». Это, пожалуй, главный претендент на звание бедной падчерицы пермского минкульта. Программу оставили на хлебе и воде и закатали в смирительную рубашку бюджетного законодательства. Однако конкурс на звание «центров культуры Пермского края» доказал, что курилка жив и здоров вопреки всему и активно рвётся в списки «счастливцев»! Поживём — увидим, как «центры культуры» справятся со всеми вызовами, которые предъявит им 2015 год.

Своей деятельностью, своим упорством, корректностью каждого поступка счастливцы этого года в сфере культуры во главе с Татьяной Курсиной и Виктором Шмыровым ещё раз доказали не столько затёртую истину, изречённую Ницше: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее», сколько её современную версию, сформулированную сетевым поэтом Нестером Пимом:

мы так сильны что становиться
сильнее некуда уже
и всё что нас не убивает
не убивает нас и всё 

Отличный, кстати, новогодний тост…

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться